ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Skogen "Skuggorna Kallar"

Skogen "Skuggorna Kallar"

25-02-2019 Дмитрий Фомин

Исполнитель
SKOGEN
Релиз
"SKUGGORNA KALLAR"
Год
2018
Стиль
Atmospheric black metal
Лейбл
NORDVIS PRODUKTION
Страна, город
Швеция, Векшё

"Skuggorna Kallar" или "Тени Призывают" – такое грозное и таинственное название получил пятый полноформат шведского атмосферик-блэк коллектива Skogen, основателями и единственными бессменными членами которого являются Матиас Ниллсон и Йоким Свенссон. Эта формация давно уже завоевала себе определенную фэн-базу за счет мастерски сыгранного, мрачного и притягательного материала, уходящего корнями прямиком в самую почву ортодоксального скандинавского черного метала. С каждым номерным альбомом Skogen не только подчеркивали свою связь с первопроходцами жанра, но и существенно обогащали свою музыку чувственными оттенками и настоящей природной магией.

"Skuggorna Kallar" следует назвать новым, уверенным шагом вперед, т. к. данный релиз в некотором роде значительно отдалился от своих предшественников, но нерушимая связь с с ними по-прежнему остается неизменной. Шведские "лесовики" со знанием дела и без лишней суеты продолжают создавать экстремальные, но при этом достаточно мелодичные и завораживающие полотна, в которых ощущается влияние Burzum, Enslaved, ранних Ulver, Borknagar и даже украинцев Drudkh, придерживаясь собственной отрешенной меланхоличной атмосферы, насыщенной влиянием разнообразных тяжелых направлений.

Альбом производит впечатление очень целостной и продуманной работы. Основой здесь выступает все тот же жесткий и сыроватый блэк-металлический каркас с раскатистыми щетинистыми гитарами, поскрипывающим басом, размеренными ударными и злобным протяжным скримом, граничащим с хриплым харшем, но это всего лишь одна сторона медали. Определенно Skogen на славу потрудились над аранжировками, добившись по-настоящему угрюмого, можно сказать, "промозглого" настроения, пропитанного темным отчаянием, какое, наверное, царит в суровых хвойных лесах у подножий северных гор, окутанных влажным туманом.

Мидтемповые, местами зловещие тремоло гармонично перетекают в полновесные думовые риффы с достаточно утонченными клавишными зарисовками (к слову сказать, Skogen и раньше были неравнодушны к думу, но на этом альбоме его влияние проявилось намного четче), а вместе они складываются в цикличные пассажи этнического характера, погружающие слушателя в хтонический мистицизм далекой древности. Как бы в подтверждении этого, на альбоме мы можем слышать партии струнных, а именно тагельхарпу и акустическую гитару, причем, последней отведено почетное место и благодаря которой пластинка наполнилась изысканной фолковой  балладностью. То же самое можно сказать и о чистоголосых мужских вокализах, которые составили равноправный дуэт скримингу. Гитарные соло поданы своевременно и эффектно, эпизодические вставки пианино, выполненные в неожиданно гулком регистре, явственно отдают чем-то григовским, выводя перед нами величественно-мрачные полутона, пропитанные неистребимым фатализмом.

"Skuggorna Kallar" старательно сбалансирован, каждый инструмент занимает строго отведенную нишу и подчинен единой гармонии. Не то чтобы Skogen преследовали целью сделать новый материал более доступным для широкой аудитории (в пользу этого говорит использование как шведской, так и англоязычной лирики), но пластинка получилась старательно ограненной и по-своему красивой… но далеко не идеальной. Виной тому стало та самая целостность. Большая часть композиций грешит однообразием и размытостью границ. По большей части в основе их лежат однотипные скруктуры, которые, видимо, тщетно пытались вырасти во что-то более масштабное, но по непонятным причинам им этого сделать не дали.

Чтобы как следует распробовать эту работу, ее стоит воспринимать как единое полотно, т. к. вряд ли хоть один отдельно взятый трек сможет всерьез зацепить  слушателя. Все они плавно и своевременно сменяют друг друга, но совершенно не отпечатываются в памяти, и лишь благодаря умелым мелодичным инкрустациям обретают более-менее рельефные очертания. Данному релизу очень не хватает выразительности и той мрачной медитативной глубины ранних работ, грозящей увести в дикие и смертельно опасные дебри без всякой надежды на возвращение. В целом же "Skuggorna Kallar" остается достаточно интересным и нетривиальным произведением, которое значительно расширяет привычные границы блэк-метала и которое, возможно, обозначит новый вектор развития этой интереснейшей формации.