ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на стихи Таи Рождественской

тая рождественская
13-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ТАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ – 2017
Рок-поэзия
“СТИХИ”
SELFRELEASED

Когда-то властителем дум любителей поэзии был Роберт Рождественский, а сейчас настал черед молодой омской рок-поэтессы Таи Рождественской (уж не знаю, родственница она Роберту или нет), которая решила продолжить дело Маргариты Пушкиной и попробовать себя в написании бескомпромиссной лирики и поэзии в стиле рок.

У Таи Рождественской была даже своя рок-группа Д’Асиквиль, но в конце концов коллектив оказался заморожен, а поэтесса ушла в свободное плавание и сейчас готовит свой первый сборник с иллюстрациями собственного авторства, в связи с чем можно было бы поучить матчать и вспомнить (или узнать), что же такое она пишет и стоит ли ждать, а затем покупать её книгу.

Скажу сразу, стихи у Таи Рождественской разные: есть и белый стих, и что-то более традиционное умещающееся в рамки четверостиший, есть частушки, песни, а иногда чуть ли не хокку. Поэтесса не боится экспериментировать, использовать “неправильные” слова, шеренги знаков препинания и околонецензурную лексику. В её произведениях можно всё, и действуют какие-то иные законы.

В общем и целом поэтесса явно симпатизирует обыденной речи со всеми вытекающими сокращениями, недоговорками и отсутствием эвфемизмов. Может быть, именно так и стоит писать в эпоху, утратившую Достоевского и Лермонтова? Может быть, именно в таком непричёсанном и иногда грубом стиле и выражается пульс времени, не зря же Маяковский когда-то так смело обращался со строками и придумал свою знаменитую “лесенку”, может быть, современная поэзия это нечто особенное и сравнивать её со стихотворениями Серебряного Века не стоит?

Но давайте по порядку. Кого вы знаете из рок-поэтов, книги со стихами каких рок-авторов вам доводилось держать в руках? Арефьева, Арбенина, Сурганова, Гребенщиков, Летов, Дягилева,  Башлачёв, Калугин, Патти Смит, Ник Кейв? Уже неплохо. Все они по-разному, но одинаково вольно воспринимали и рифму, и способы выражения смысла, а в итоге выходили диковинные и подчас прямо странные вирши, которые могли не только завораживать и ласкать, но и пугать. Но на то и рок. Надо полагать, не зря Jethro Tull назвали один из своих альбомов “Слишком стар для рок-н-ролла, слишком молод чтобы умирать”. Старикам здесь точно не место.

Конечно, Тая Рождественская не Арефьева и даже не Умка и уж тем более не Б.Г., в плане творческой интуиции она на все сто - дитя XXI века и пишет радикально современно, больше напоминая откровения Натальи Медведевой с её панк-кабаре.

“Духи прошлого - мухи осенние,
Зря вы ждете свое угощение.
Нынче лето и я не в духе:
"Какие лужи? Причем тут мухи?".

Духи прошлого - псы голодные
И уже ни на что не пригодные.
Вечно грустные, жрать хотящие.
Пощадите мое "настоящее"!

Духи прошлого - змии поганые,
Вы мечтаете взять меня пьяную?!
Только я не любитель хмеля,
Я в такой "расслабон" не верю.

Духи прошлого - спите с миром,
Вам не место в прямом эфире.
Я воздам вам хвалу и честь,
Но, увы, ХРЕН ВАМ дам себя съесть!”

Рок-музыка всегда делала ставку на честные и неприкрытые эмоции, не чураясь проводить раскалёнными прутьями по нервам читателей и слушателей, эту особенность взяла себе и Тая Рождественская, не стесняющаяся в выражениях и отражении своих чувств с помощью слов. Обнажённая искренность – это как раз то, что максимально точно характеризует её стиль – точно, но не исчерпывающе, ведь в её стихах присутствуют и совсем другие мотивы:

“Прячьтесь от жары в библиотеке,
Там шум моря, тишина аббатсва,
И прохлада северных лесов.

Прячьтесь от любви в библиотеке,
Там ее монаршая слабее
Груды самых прихотливых слов.

Прячьтесь от себя в библиотеке,
Там рвет снасти узник хронотопа,
Руки жмет блуждающим теням.

Прячьтесь от борьбы в библиотеке,
Там есть грабли царского металла,
Угли и стекло - твоим ступням.

Прячьтесь от жары в библиотеке...”

Как и большинство литераторов, поэтесса симпатизирует классической филологии и стремится сделать её неклассической, в чём некогда очень преуспел В.Розанов, а после него – сербский поэт и прозаик Милорад Павич. Тая Рождественская энтузиазмом подхватила знамя их экспериментов и самозабвенно пробует изнанку слов на прочность, попутно оставляя на память современникам вот такие нелинейные этюды:

“Я глядела в книгу/видела там f'igu//
Ох/ Бодуэн/ ну подкинул ж делов//выпита вся у студентушки кровь//
Чем грызть "ленинградцев" и " москвичей"/лучше искушаю маминых щей//
Гиперфонема это/ иль нет/ ничто не заменит сытный aв'еt//”

Сама Тая Рождественская говорит о своём творчестве как о графоманстве, которое она пытается облечь в рок-форму, ну а я бы сказал, что это попытка осмысления реальности и происходящего в ней, которое только лишь для некоего удобства приняло вид стихотворений. Мои первые впечатления от её стихов были похожи на те, что я испытал, впервые открывая для себя мир группы Nakka и её вокалистки (профессиональной поэтессы, между прочим), всё было так же ярко, по преимуществу однозначно и броско. Учитывая то, что люди всё меньше внимания уделяют искусству как таковому и литературе в частности, книжные магазины закрываются, а диски выходят из употребления, можно только приветствовать Таю Рождественскую и ждать её готовящийся сборник, ну а каким он будет предугадать крайне сложно, наверное даже невозможно.

Ссылка на официальную страницу Таи Рождественской ВКонтакте.