ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом The Dead Elvis "…Вселенных"

The Dead Elvis, Вселенных

19-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
THE DEAD ELVIS
Релиз
“…ВСЕЛЕННЫХ”
Год
2017
Стиль
Alternative rock / trip-hop
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Орёл

Визионерские опыты Джима Моррисона не забыты всуе даже в продвинутый XXI век, и о том, что это так мы сейчас с вами убедимся. Орловские альтернативщики говорят, что намерены вернуть в музыку то первозданное шаманское ощущение, которое присутствовало там изначально, и вытеснить изрядно поднадоевшую всем стилизацию. “…Вселенных” – это уже второй альбом группы, которая позиционирует себя как трип-хоп, а свой исток берёт в далёком 2006 году.

Однако, если трип-хоп ассоциируется у вас с Portishead или даже с Девушкиным Сном, то спешу вас разочаровать. Трип-хоп в случае с The Dead Elvis проистекает от хип-хопа и имеет весьма много общего с авангардно-крезовым русским роком в духе Аукцыона и Звуки Му. Гитарные импровизации, хаотические биты, диджейские заморочки и шумовые эффекты являются у группы фоном и условием для спонтанных начиток с ассоциативно-парадоксальной лирикой.

“Круговорот” стартует с интересных и весьма свободных гитарных проигрышей, однако спустя минуту появляется голос, и он очень на любителя (так и слышится наш уважаемый Пётр Мамонов и его классическое “Я буду пить шампунь”, а где-то за ним вырисовываются Манго-Манго, Достоевский, Аукцыон и многие другие подобные исполнители). В первый момент я пожалел, что в треке вообще есть голос, хотя привыкнуть к нему смог очень быстро и безвозвратно.

Многократные повторения одной и той же фразы (“Был изо льда, а теперь я вода”, например) и психотические игры со смысловыми ударениями заставляют звучать вокальные линии группы как специфические скороговорки-частушки в духе Г.Остера. Благодаря изрядной доле харизмы ребята на самом деле добиваются того, что голос у них звучит оригинально и узнаваемо, хотя музыкальные и вокальные линии всё-таки находятся в некотором противоречии.

Так, если “Инструкция” и “Вселенных”, целиком сосредоточенные на читке воспринимаются просто и без обиняков, то более сложная, инструментально насыщенная “Желание” с появлением голоса заставляет теоретизировать о том, как бы звучал тот же самый трек, если бы голосовых дорожек в нём не было бы вовсе. Кстати, шаманские веяния в “Желании” выглядят уже почти как этно и напомнили мне даже Раду & Терновник, чему способствует и характерный текст.

Слова выглядят как бред, совершенно не заботясь о том, чтобы звучать складно и логично, и по этой причине музыка группы вызывает ассоциации с каким-то дремучим хтоническим стаффом леших и домовых. Вы можете представить себе хип-хоп, который читают диковинные лесные создания? Вот и я не мог. Не мог, пока не услышал The Dead Elvis. Признаюсь, первые три композиции на альбоме не особо меня зацепили, но дальше я был вознаграждён с лихвой.

Аутентичный гимн мхам, корням и лишайникам “Немного Жестоко” привёл меня уже в настоящий восторг. В этой композиции прекрасно всё: текст, музыка, слова, смыслы, переходы и ритм, а в целом трек звучит очень насыщенно и правдиво. Практически в таком же духе следует и “Куратор”, но здесь ещё больше мистики, напора, ветра и какой-то особой природной тревожности. Слушаешь трек и ощущаешь себя ёжиком под кустом во время ночной бури.

Инструментальное вступление “Орла” – это какая-то дикая смесь из Tequilajazzz, “Русского Альбома” Агузаровой, экспериментов Желанной и Swans. Причитания-наговоры The Dead Elvis странным и парадоксальным образом напоминают о русском музыкальном авангарде и в частности о группе Колибри и о таких их пьесах, как “Снежный Сад”. Только голоса мужские. И тем оригинальнее и интереснее звучат откровения этих шаманов-лесовиков.

Пространные звуковые зарисовки “Армагеддона” в итоге разворачиваются почти в речитатив, рецидивируя в сторону более современной стилистики, атмосферы и текстовой тематики начальных треков альбома, а заключительная “Зима” как будто замыкает круг и отсылает нас к гитарным паутинам “Круговорота”, но лишь до того, как вступает вокал. В плане афористичности текста эта вещь впечатлила меня настолько, что я даже хотел бы процитировать её полностью.

“Мороз на улице бодрит
И делает счастливым бегущего домой.
Зима добра. С цепи спуская своего кусающего пса
Снежинок рой, цепляясь за твоё пальто,
Кричит: “Какая красота!”,
И на белёсом полотне гораздо проще разглядеть
Крадущейся весны цвета.
Зима свята, и её жертве нет границ,
Она не убивает птиц, а отпускает их туда,
Где на земле валяется еда.
Зима проста и приглашает всех к себе,
По кругу повторяя истину, приоткрывает белые уста.
Мы в тёплых свитерах,
Себя бросая в вечности камин,
Займём свои места и наконец-то осознаем
Весь этот ян и инь”

(с) “Зима”

Вышло так, что на альбоме “…Вселенных” я нашёл и обрёл гораздо больше, чем даже мог себе представить и уж точно намного больше, чем ожидал от начинающей группы из Орла. Не хочется перехваливать ребят, но задумка превосходна, исполнение на высоте, традиции рока и мистических грибников с периферии соблюдены настолько осторожно и качественно, что придраться просто не к чему. Да и не хочется придираться, поскольку чувствуешь, что это настоящее.

Остаётся внимать, внедряться в их смыслы и напитываться этими метафизическими парами до полного растворения в них. Мне понравилось – очень понравилось. Можно позанудствовать и сказать, что таких текстовых вершин, что были на первом альбоме в таких треках как “Сами По Себе”, “Раньше Времени Не Уходи” и “Здравствуй, Вечность!” на новом диске не так много, но я думаю, что делать этого не стоит. Материал “…Вселенных” просто другой. И метафизика его иная. Не хуже, просто не так.