ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Velcrocranes "Afterlife"

Velcrocranes "Afterlife"

05-09-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
VELCROCRANES
Релиз
“AFTERLIFE” (EP)
Год
2018
Стиль
Progressive rock
Лейбл
SELF-RELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эти московские прог-рокеры решили сделать свой дебют максимально качественным, запоминающимся и идеальным, для чего обратились к своим кумирам из The Pineapple Thief (сведением занимался Брюс Сурд, а мастерингом – Стив Китч, музыканты и саунд-продюсеры “ананасового вора”), а для продвижения в сети выбрали в качестве ориентиров в том числе Tool и Pink Floyd. Всё сработало: качество вышло на должном уровне, а массы несогласных и растревоженных столь громкими и амбициозными сравнениями потянулись в сообщество группы ВКонтакте, чтобы послушать и составить свое мнение.

Ну, что же, на Tool и Pink Floyd “Afterlife” действительно похож очень отдалённо: по сравнению с первыми Velcrocranes совсем не так мрачны и угрюмы, а сравнение со вторыми верно лишь в том, что касается аккордовых прогрессий (как, например, в концовке "Afterlife") и неспешной, меланхоличной и глубокомысленной атмосферы (за вычетом мировоззренческих и иных метафизических нюансов), которая присутствует у москвичей далеко не всегда. Впрочем, группа и не скрывает натянутость параллелей, а своё музыкальное кредо описывает очень просто и беспретенциозно: “Мы собрались на почве любви к современным и классическим прог-группам (Porcupine Tree, King Crimson, Riverside, Pink Floyd, Agent Fresco и Iamthemorning) и желания играть что-то похожее. Красивое, меланхоличное и интересное”.

И если воспринимать их музыку именно исходя из данного подхода, ни с кем не сравнивать, не искать сходств или отличий, не возмущаться на высокие притязания и не бурчать на времена и нравы, то станет ясно, что всё получилось как минимум неплохо: самобытность присутствует, сложные структуры композиций на месте, современный звук и старые как мир приёмы представлены в пропорциях, близких к древнему символу инь-ян, а в тексты можно вчитываться, не рискуя лопнуть от смеха или скуки. Чего бы, казалось, ещё, москвичи всё делают в лучших традициях римских императоров и их “пришёл, увидел, впечатлил”, а впечатлять им есть чем.

Живая виолончель, создающие атмосферу клавишные, задумчивые тексты по мотивам “Тошноты” Сартра и английских поэтов и вокал как будто в стиле Amorphis и Anathema конца 90-х. Есть что-то и в мелодиях, что весьма и весьма напомнило мне серьёзный меланхолик-метал повзрослевших дум-дэт-металлистов. Даже многозначительные, протяжные гитары как будто из всё той же оперы, да и настроение во многом схоже с тем, что транслировалось на культовых ныне “Tuonela” и “Judgment”, хотя всё-таки не совсем. Velcrocranes более извилисты, многослойны, любят “липучие” гитарные эффекты и квакающий звук, а так же распевны и глубоководны.

Ныряя в такой звуковой тоннель, есть шанс там так и остаться, в чём вас наверняка убедит “Hold your breath”, как будто предупреждающая: задержите дыхание, будет глубоко, будет долго, а для того, чтобы посмотреть всё, что стоит посмотреть, воздуха понадобится много. По сравнению со своими старшими наставниками из The Pineapple Thief москвичи звучат почти как прог-метал, хотя “метал” в их музыке относится исключительно к саунду и в частности к звуку гитар, который время от времени обрушивается на слушателя подобно сокрушительному урагану, а кого-то из старой Yes/Genesis/Jethro Tull-гвардии вполне способны неслабо напугать и даже отпугнуть.

Титульная вещь в первой своей половине (если точнее, во второй половине первой половины, так как начинается композиция вполне миролюбиво и балладно) напоминает ревущий утяжелённый хард-рок, а во второй – пускается в свободное плавание по прог-морям, где представляет действительно очень красивые и многообещающие аранжировки, интересные инструментальные решения и массу чисто музыкальных кайфов на стыке Kansas, King Crimson и Porcupine Tree (от первых струнные, от вторых – сложность и глубина, от третьих - современный лоск и расслабленная цифровая уверенность), и даже немного последнего альбома Wilson'a (“To The Bone”).

Velcrocranes между прочим замечают, что их цель – сделать прог-рок понятным и доступным даже для специфической и не совсем прог-аудитории. У меня нет стопроцентной уверенности, что “Afterlife” поможет им в этом, хотя даже совершенно далёкие от прогрессивных территорий слушатели Anathema, Amorphis, Radiohead и Portishead на самом деле вполне могут подтянуться на огонёк. Сложные партии, чарующая виолончель, лёгкий привкус думовой меланхолии, европейское качество записи/сведения/мастеринга и грамотный пресс-релиз в совокупности оставляют очень хорошее впечатление, но “Afterlife” – это только старт и первая заявка о себе, посмотрим, во что и как он выльется. Хотя старт, надо признать, отличный, многообещающий.