ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Всё время нужны различные эксперименты и трансформации… Таково кредо Соnsuelo!» Интервью с Consuelo

17-10-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Этот арт-проект давно уже зарекомендовал себя как экспериментальный коллектив, от которого можно ожидать чего угодно, но рамки и границы концептуального кредо Consuelo всё равно постоянно расширяются, а их творчество не перестаёт удивлять даже самых непрошибаемых скептиков. Именно таким был их последний на данный момент, джазовый сингл «Ария мистер Икса», а сейчас Каэтана и её Modern Opera Theater готовят ещё один интересный релиз, который планируют выпустить уже в конце этого месяца, и это наверняка снова будет что-то экспериментальное, непривычное и смелое! Насколько я знаю, Consuelo так и не мигрировал в ранг полноценной группы, но в нашем сегодняшнем интервью помимо бессменной предводительницы проекта Каэтаны Альба участвуют ещё два человека, приложивших к деятельности Consuelo немало самых непосредственных усилий и оказавших на его творчество самое всестороннее влияние, это звукорежиссёр Матвей Градов и барабанщик/аранжировщик Пётр Янссен. Для тех, кто уже привык к вдумчивым интервью Consuelo, могу дополнительно заметить, что и сегодня проект останется верен себе, и нас в очередной раз ждёт интересное и увлекательное путешествие в мир серьёзных тем и литературной основательности.

Доброго времени суток, Consuelo! В каком настроении вы встречаете нынешнюю осень и довольны ли своим последним синглом?

Каэтана: Здравствуйте, Алексей! Осень – пора вдохновения, новых  творческих планов и свершений, вот в таком и встречаем. Главное, чтобы не получилось как в одной известной поговорке: «планы – наполеоновские, а своды - печника». Впрочем, будем надеяться, что это не про Сonsuelo…

А что касается последнего сингла «Арии Мистера Икса», то, выражаясь языком  шекспировского Гамлета, «вполне, вполне, вполне».

А как вы провели лето, был ли отпуск и отдых в этом сезоне или только работа над музыкальным материалом?

Каэтана: было и то и другое, - работа над  новым  синглом, который как раз выйдет  этой  осенью, уже совсем скоро, в конце октября. Это труд совсем иного плана, чем «Ария Мистера Икса», - никакого джаза, и вообще это не ария из оперы или оперетты, а  три собственные песни на стихи одного незаслуженно забытого поэта, куда более современного, чем Анна Ахматова, Николай Гумилев и Осип Мандельштам. Во всяком случае, активный период его творчества пришелся на вторую половину XX века. Вообще, я не планировала в этом интервью  называть его имя, чтобы не разрушать интригу, но поскольку до выхода  сингла  осталось чуть меньше двух недель, то думаю, уже нет  смысла прятать  козырного туза в рукаве - итак, имя этого поэта Эдуардас  Межелайтис . Он был хорошо известен в советское время, а сейчас, к сожалению, не популярен ни у себя на родине, в Литве, ни в России. В Литве не популярен, наверное, потому что советский…  Хотя, политические мотивы не должны влиять на искусство.

Новый  сингл будет состоять из трех песен на стихи Эдуардаса  Межелайтиса, которые  входят в его сборник «Авиаэтюды», опубликованный в 1965 году. Стихи очень красивые и современные, или, если так можно сказать, вневременные, а  исходя из названия сборника, нетрудно догадаться, что связаны они с  полетной тематикой.  Поэтому и музыка  получилась  очень  атмосферная,  такой  электронный  эмбиент с различными вкраплениями других жанров.. .

Что поделаешь, ну не может проект Сonsuelо  работать в каком-то  одном стиле, все время нужны различные эксперименты и трансформации… Таково кредо Соnsuelo.

И летний отпуск тоже был, на этот раз я провела его на Кавказе, в городах Кавказских Минеральных Вод - Пятигорске, Ессентуках и Кисловодске. В последний раз была там в возрасте 9 лет, а больше с тех пор не доводилось. Но очень хотелось снова там оказаться, посетить лермонтовские  места и те, где разворачивались события «Героя нашего времени» и место дуэли самого поэта и его музей. Ну вот, наконец,  мечта осуществилась. Так что лето прошло с пользой во всех смыслах этого слова…

А как насчёт 5-летия вашего виртуального оперного театра? Будут ли какие-то особенные сюрпризы и празднования в этой связи?

Каэтана: нет, праздновать  и почивать на лаврах пока рано. Тем более, что и лавров пока нет. Эти 5 лет виртуальный оперный театр просуществовал  в ограниченном экспериментальном режиме, выпустил несколько арий из опер в современной обработке.  Из них у слушателей самой популярной оказалась «Хабанера», что, впрочем, неудивительно.

А как вообще считаете, 5 лет это много или мало? Что удалось сделать и чего достичь за прошедшую пятилетку и что планируете на следующие пять лет?

Каэтана:  5 лет – это и мало, и много одновременно, для кого-то мало, а для кого-то много. А для проекта Consuelo – в самый раз, чтобы понять, насколько перспективна  эта идея классики в современной обработке. Безусловно, это неисчерпаемая тема, так как обработок может быть великое множество, и каждый музыкант сделает  по-своему, главное – сделать удачно и интересно для слушателя, особенно для того, который не привык слушать оперу и ходить в оперный театр. Но, разумеется, это только первый этап и в следующие  5 лет СONSUELO MODERN OPERA THEATER планирует не только обработку известных произведений классиков, хотя  и это тоже будет продолжено.

Было бы странно, если бы оперный проект не задумывался о создании собственной оперы, а я не могу в этой связи не поинтересоваться, на какой стадии сейчас работа над ней и что это будет за опера? Это будет большой и полноформатный альбом с большой длительностью?

Каэтана:  Сonsuelo – это все же не совсем оперный проект, во всяком случае, если речь идет о классической опере. А насчет собственных произведений большого формата таких как неоклассическая опера, рок-опера, мюзикл, -  эти планы зрели давно, и cейчас над одним произведением, в котором будут элементы всех трех перечисленных выше жанров, работа идет полным ходом. Хотя, на самом деле ее еще  непочатый край, или, как говорят, «воз и маленькая тележка». В данный момент пишу  либретто, по идее, правильнее всего было бы сначала закончить его, а потом переключиться на создание музыки. Но кто его знает, как на самом деле правильнее, наверное, все же стоит идти вслед за вдохновением, что я и делаю. Поэтому, либретто пока создано только частично, но при этом  написано уже немалое количество музыкальных треков. О том, как это будет оформлено, я пока даже не задумывалась, но скорее всего, действительно как полноформатный альбом большой длительности. Пожалуй, это самое разумное решение.

Какова тема вашей оперы и каков сюжет? Присутствуют ли там какие-то пересечения с известными операми или с литературной классикой?

Каэтана: насчет пересечения с известными операми и литературной классикой, вот я говорила выше, что в этом году осуществила наконец свою мечту, съездила в район Кавказских Минеральных Вод и посетила лермонтовские места… Моя опера будет по произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова, точнее по одному произведению, и еще туда войдет немало его стихов… Ну а большего я сейчас сказать  не могу, то есть раскрывать  замысел и называть произведение пока рано, время для этого еще не пришло…

Есть ли какие-то отличия в плане работы и организации работы между записью/выпуском одиночных  синглов и вот такой большой и концептуальной работы?

Каэтана. Уверена, что есть, но смогу вам об этом рассказать, после того, как опера будет полностью записана и сведена, а пока еще и сама не знаю всех нюансов, могу лишь догадываться…

А как пришла идея сделать ваш новый трек  “Арию мистера Икса” с такой джазовой аранжировкой?

Каэтана. Вообще, попробовать себя в джазе, - такая мысль витала давно, правда, как говорил капитан  Врунгель  из знаменитого советского мультфильма: «мы не совсем гавайцы, точнее мы совсем не гавайцы…»  То есть я и мои коллеги вовсе не джазовые музыканты и никогда ими не были. Но ведь все в этой жизни когда-то происходит в первый раз. Именно эта ария показалась наиболее подходящей для подобного эксперимента, а решение пришло  спонтанно, во время записи вокала на студии.

Матвей: да, я помню, когда записывали пробный вариант голоса, сказал о том, почему бы ее не попробовать сделать в джазовой аранжировке, сама мелодика и текст прям звали попробовать.

Для своего последнего на данный момент сингла вы на время даже отошли от академического вокала и решили попробовать нечто нехарактерное для себя и Consuelo Modern Opera Theater, как так получилось?

Каэтана:  поскольку было принято решение сделать «Арию Мистера Икса» в джазовом духе, то оперная манера исполнения была бы не к месту, надо было пробовать какие-то другие варианты, более подходящие к аранжировке.

А не было соблазна попробовать, как зазвучала бы «Ария мистера Икса» с академическим вокалом? Вообще у вас случается такое, что в ходе работы над треком пробуете разные варианты и подходы к одной и той же композиции?

Каэтана: да, разумеется. Так, наверное, бывает у всех творческих людей. Но в этот раз разных вариантов и правда было больше, чем обычно. Как раз самая первая запись «Арии Мистера Икса» была именно с академическим вокалом и в той же тональности, которая выбрана автором. Но когда мы с Матвеем послушали, что получилось, нам показалось, что как-то все это скучно и неоригинально звучит, слишком архаично и  пафосно. Сколько уже было исполнителей этой роли, а не хотелось им подражать, хотелось сделать как-то по-своему. Поэтому я еще несколько раз пробовала спеть в разных тональностях, и в итоге был выбран вариант начала в одной тональности, а затем повтора части арии в тональности на тон выше. То есть еще и структура арии была изменена, она оказалась на целый кусок длиннее, чем в оригинале.

В чём была основная задумка данного эксперимента? Вам показалось, что у Мистера Икса джазовый характер, и под соответствующий аккомпанемент он сможет в полной мере раскрыться?

Каэтана: задумка была в том, что, во-первых, для циркового артиста «Ария Мистера Иска» в ее классической интерпретации звучит уж слишком драматично и патетично, а ведь цирковой артист должен веселить публику, а не демонстрировать  ей, как плохо у него на душе. Ведь публика ждет хлеба и зрелищ. Во-вторых, из арии конкретного персонажа наш «Мистер Икс» превратился в собирательный образ творческого человека любой профессии - музыканта, поэта, художника. В нашей версии нет пафоса, нет трагизма, а лишь затаенная грусть и задумчивость. Судьба творческой личности часто бывает трагична, но спектакль нужно доиграть, а песню допеть, ведь как говорил  Фредди Меркьюри «Шоу должно продолжаться…».

Джазовое сопровождение в данном случае давало больше возможностей провести все эти идеи в жизнь, сделать образ  – Мистера Икса более сложным и многогранным. Наверное, больше всего наша трактовка совпадает с образом цирковой артистки из стихотворения Анны Ахматовой:

«Меня покинул в новолунье

Мой друг любимый. Ну так что ж!

Шутил: «Канатная плясунья!

Как ты до мая доживешь?»

 

Ему ответила, как брату,

Я, не ревнуя, не ропща,

Но не заменят мне утрату

Четыре новые плаща.

 

Пусть страшен путь мой, пусть опасен,

Еще страшнее путь тоски…

Как мой китайский зонтик красен,

Натерты мелом башмачки!

 

Оркестр веселое играет,

И улыбаются уста.

Но сердце знает, сердце знает,

Что ложа пятая пуста!»

Как сами считаете, в случае с этой арией в вашем исполнении всё вышло так, как задумывалось?

Каэтана:  По большей части да. И хоть я  отношусь к своему творчеству критически и всегда выискиваю, к чему бы придраться, в этот раз мой «внутренний критик» остался без работы.

Матвей:  Как воплотилось, так примерно и видел конечный результат, но сразу было понятно, что с этим придется запариться, все-таки джаз для всех нас тема не самая близкая.

Сам Имре Кальман оценил бы такую интерпретацию своей оперетты, как вам кажется?

Каэтана: Только он сам мог бы полноценно ответить на этот вопрос, правда пришлось бы провести спиритический сеанс, чтобы вызвать его дух и спросить об этом. Хотя, смею предположить, что если бы кто-то сделал переложение «Арии Мистера Икса» в стиле death или black metal с соответствующим  вокалом,  то маэстро вряд ли бы высоко оценил подобное… Все-таки джазовая музыка гораздо ближе к оперетте и по настроению и по времени возникновения, чем вышеперечисленные жанры тяжелого металла.

Стало уже почти традицией, что ваши работы по интерпретации известных и заслуженных произведений прошлого часто обрастают какими-то мистическими нюансами и совпадениями. А в этот раз было ли что-то подобное?

Каэтана: в этот раз, как ни странно, обошлось без приключений. Видимо джаз и мистика - это мало совместимые вещи. Вот мистика и готика  сочетаются куда лучше. Почему-то вспомнился пушкинский «Моцарт и Сальери», - «гений и злодей – две вещи несовместные совсем»… Хотя, думаю, все гораздо сложнее, наверняка и в жизни джазовых музыкантов бывают мистические нюансы, в том числе и связанные с музыкой, которую они исполняют. Скорее тут дело в ином, - предыдущие работы Consuelo, сопровождаемые мистическим шлейфом, были посвящены реальным людям с трагической судьбой, которых давно нет в живых, - Анне Ахматовой, Николаю Гумилеву, Осипу Мандельштаму, Николаю II, которые, возможно, хотели  транслировать свои мысли в мир живых, и я в данном случае оказалась в роли медиума. Отсюда и всякие странные происшествия. А Мистер Икс – это вымышленный персонаж, плод воображения автора либретто «Принцессы цирка» и самого  композитора, Имре Кальмана. С другой стороны, а может Имре  Кальман сам и транслировал  нам эту идею, сделать  «Арию Мистера Икса» джазовой?! Так что, кто его знает, возможно, не обошлось без мистики и на этот раз. Только произошло это так мягко и незаметно,  что мы и не поняли…. Как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», - «на финдиректора Римского сверху мягко обрушился Варенуха…»   Так же и на нас сверху  «мягко обрушился» джазовый Мистер Икс…

И ещё вопрос из серии нумерологии. Стало тоже почти традицией, что ваши релизы выходят, как правило, в какие-то неслучайные даты и очень часто в годовщину чего-либо, связанного с тематикой  сингла или с автором произведения, которому посвящён сингл, но в этот раз всё вышло не совсем так? Столетие со дня первой премьеры «Принцессы цирка» будет только в 2025 году… Или вы ориентировались на какую-то другую дату?

Каэтана: Вот не было в этот раз никаких привязок к датам и посвящений кому-либо. Просто настал момент, когда, наконец, захотелось сделать именно эту арию. Разумеется, работы, привязанные к неслучайным датам, дням рождения и дням смерти авторов еще будут у Consuelo и не раз. Правда, хочу заметить, что подобные релизы касаются остального творчества Consuelo, а не  виртуального оперного театра. Предыдущие арии тоже выходили сами по себе, а не к годовщинам, связанным с  Жоржем Бизе, Эдвардом Григом или Сергеем Прокофьевым. Так что и Мистер Икс просто сам по себе взял да и пришел, как говорится, просим любить и жаловать! Таинственный персонаж в маске, приходит, когда захочет…

А как так вышло, что в этот раз Матвей стал клавишником и сыграл для сингла?

Матвей: так вышло, что человек, который должен был записать, оказался весьма занят на ближайшее время, ну и мне пришлось вспомнить, что я все же когда-то учился в музыкальной школе по фортепиано. Ясно, что запись околоджазовой партии заняла бы у меня достаточно длинный промежуток времени, по крайней мере, длинный по сравнению с тем, сколько на это потратил бы профессиональный музыкант, но мне было интересно несколько вспомнить забытые навыки, так что перед этим пришлось даже несколько дней потренироваться.

Как вам вообще работалось над «Арией мистера Икса» и насколько легко удалось придти к нужному звучанию и необходимому балансу между изначальной мело-симфоничностью  арии и необходимой вам аранжировкой?

Петр: Сложность возникла в тот момент, когда я осознал, что еще никогда не работал  в подобном стиле, и в моей базе не было подходящих инструментов. Но как только определился с тембрами, дело пошло.

В техническом плане процесс работы над  синглом в чём-то отличался от других работ Consuelo?

Петр: С помощью современных технологий можно написать что угодно. Технически процесс не сильно меняется – главное, чтобы в голове были идеи.

В ходе работы над аранжировкой для вашего нового сингла вы ориентировались на каких-то конкретных джазовых исполнителей?

Каэтана: Сказать, что я ориентировалась на конкретных исполнителей, наверное, это будет не совсем верно, но в процессе работы над треком я слушала Эллу Фицджеральд и Лайзу Минелли. Разумеется, не было цели ни сделать похоже на них, ни спеть похоже, но они были выбраны как некий ориентир, нечто вроде света маяка. Просто нужно было от чего-то оттолкнуться.

Петр: Так совпало, что незадолго до работы над этой аранжировкой я открыл для себя одну видео-игру, действие которой происходит в США 40-х годов. Называется она L.A. Noire. Там была очень крутая  «нуарная» джазовая музыка. И когда встал вопрос, какой именно стиль джаза я хочу получить, долго я не думал. Вообще, в играх  часто можно найти вдохновение для работы.

Подобные джазовые эксперименты будут продолжены? Может быть, уже пора организовать свой Modern jazz band по примеру вашего Modern opera theatre?

Каэтана: джазовые эксперименты, думаю, еще будут, главное найти подходящую композицию, которая сможет наиболее  выигрышно  прозвучать именно в джазовой обработке. А вот насчет Modern jazz band, - это вряд ли, по крайней мере, в ближайшем будущем. Все-таки, чтобы так назваться, надо лучше разбираться в джазовой музыке, ну или быть «хоть чуточку гавайцами»… Хотя, безусловно, джаз - это неисчерпаемая тема, это свобода самовыражения, и мы обязательно к нему еще вернемся.

А как вам вообще джаз? Насколько близко и интересно это направление?

Каэтана: Для меня до последнего релиза джаз был как десерт, отложенным на потом. Я всегда думала, что надо бы когда-нибудь непременно поработать в этом стиле, но всегда отвлекали другие направления, рок, опера и т.д.  Направления, в которых  ты лучше разбираешься. В моем понимании, джаз - это музыка, к которой просто нужно прийти. И путь к джазу у каждого свой. Если ты откладываешь  этот момент, значит, он для тебя еще не настал. Для кого-то он может и никогда не настать.

Разумеется, джазовых музыкантов много и разных ответвлений в джазе тоже хватает, и далеко не все они меня цепляют. Даже не могу сказать, что у меня есть любимые джазовые исполнители, как есть, например, в классике, в роке, даже в металле. Но чем-то он все же притягивает и интригует…Могу выделить для себя таких певиц, как  уже упомянутые мной сегодня Элла Фицджеральд  и  Лайза Минелли, а также  Аретта Франклин. Так что это направление интересно ли, - да, близко, - отчасти.

Матвей: Джаз по сути никогда не слушаю, но вкрапления этого стиля вполне допускаю. В арт-роке 70-х тень джаза заметна, особенно в таких коллективах как Gentle Giant, Van der Graaf  Generator, Gong.

Петр: Джаз бывает очень разный. Я не зацикливаюсь на жанрах. В любом жанре можно придумать как что-то красивое, так и что-то, что будет вызывать негативные ощущения при прослушивании. Музыку из вышеупомянутой видео-игры я слушал с большим удовольствием.

Клипа на «Арию мистера Икса» не стоит ждать?

Каэтана: Пока точно нет, хотя не могу исключать этого в будущем. Просто  есть другие, более приоритетные задумки, которые непременно нужно осуществить. А поскольку в данный момент все еще идет работа над полноформатным  альбомом на стихи Николая Гумилева и параллельно пишется опера по произведениям Лермонтова,  не  говоря уже о текущих  синглах,  как на арии из опер, так и нет, то пока вообще получается, что до клипов руки не доходят. Хотя, разумеется, вернуться к визуальной составляющей творчества Consuelo необходимо в ближайшем будущем, вот например, выйдет альбом на стихи Николая Гумилева, а к полноформатному альбому хотя бы один клип точно нужно снять, если нельзя больше. Идея, на какую песню снимать, разумеется, уже есть, и сюжет по большей части разработан. Вот думаю только, как бы на все эти замыслы  хватило финансовых средств. Такой мелкий шкурный вопрос, который  хорошо  знаком большинству музыкантов…

Каким образом вы обычно выбираете арии для переработки и исполнения, и как так вышло, что в этот раз ваш выбор пал на «Арию мистера Икса»?

Каэтана: Ну, во-первых, выбираю из тех, которые мне нравятся, и было давней или недавней мечтой их исполнить. Главным образом, руководствуюсь именно этими соображениями, поскольку Consuelo Modern  Opera Theater – это отнюдь не академический театр и соответственно, можно выбирать любые арии и женские и мужские и для любых голосов, так как все можно транспонировать и выше и ниже. Например, «Песня Сольвейг» - это ария для сопрано, ни в одном оперном театре мне никто не дал бы ее петь, потому что у меня контральто, а не сопрано вовсе. А здесь я просто транспонировала ее на терцию ниже и совсем неплохо звучит!

А насчет «Арии Мистера Икса»,- помню, еще в детстве  напевала эти слова «цветы роняют лепестки на песок, никто не знает, как мой путь одинок…» Тогда же и посмотрела старый фильм «Принцесса цирка», в котором роль Мистера Икса играл Георг Отс. Тогда меня очень впечатлило его исполнение, а вот когда сама взялась за эту арию, захотелось сделать совсем по-другому, создать свою версию. Творчество – это, в первую очередь, свобода быть собой или тем, кем ты захочешь…

Не могу не спросить, как вам отзывы на «Арию мистера Икса» и меняется ли как-то с течением времени ваше отношение к критике, в том числе несправедливой и необоснованной?

Каэтана: Отзывы на «Арию Мистера Икса» были вполне ожидаемые, - кому-то  очень понравилось, и таких было не мало. Но, надо учитывать, что джаз – это вовсе не массовая музыка, поэтому рассчитывать на успех «Хабанеры», которая стала самым прослушиваемым треком Consuelo, здесь не приходится. Впрочем, никто и не обольщался на этот счет.

Те, кому не понравилось, в основном приводили только одну причину, что это не женская ария. А еще некоторые товарищи написали, что после Георга Отса эту арию вообще петь не стоит. С последним согласиться не могу, так как, во-первых, после Георга Отса ее уже кто только не пел, оперетта «Принцесса цирка» идет каждый день во многих  театрах и в России и в других странах. Кроме того, каждый человек имеет право петь то, что он хочет, независимо от авторитетов, которые уже исполняли арию или песню до него.  А в плане критики, в последнее время практически не реагирую. Как говорится, «собака лает, караван идет…» .

Единственное, в наш век интернета можно отметить такое явление, ну, видимо как явление времени, - развелось какое-то неимоверное количество диванных критиков, прямо как тараканов или клопов, и каждый старается «вставить свои пять копеек». Притом, периодически люди демонстрируют свое полное невежество и незнание предмета, о котором они говорят, но это их нисколько не смущает. Главное – обратить на себя внимание, даже став всеобщим посмешищем. Вот такой пример вспомнился, связанный с синглом «Мертвое поле» на музыку Сергея Прокофьева, который вышел в конце января этого года. В одном сообществе, где я часто размещаю свои релизы, послушав «Мертвое поле», один человек написал, что эта композиция была украдена проектом Consuelo у группы Nightwish. Пришлось объяснить «товарищу», что это кавер на арию Сергея Прокофьева, который написал ее тогда, когда участники группы Nightwish еще даже под стол пешком не ходили, так как просто не на чем было ходить по причине их отсутствия на этом свете. Хотя человек ведь сам мог погуглить, что за композиция, прежде чем все это писать. Не знаю, лично я всегда считала, что вступать в спор с кем-то имеет смысл лишь в том случае, если ты хорошо  разбираешься в предмете, о котором намереваешься поспорить. Но в наше время эти установки не работают. И человек предпочитает обратить на себя внимание любой ценой, даже продемонстрировав свою  интеллектуальную несостоятельность.

Но с другой стороны, стоит ли  тратить  свое время на таких вот горе-критиков, если они сами отнюдь не заботятся о том, какое впечатление они производят на тех, кто читает их комментарии? Ответ очевиден… Поэтому на необоснованную и неконструктивную критику не только не стоит реагировать, но можно даже и поприкалываться над таким вот  «Виссарионом Белинским» нашего времени…

Время, в которое мы живем приходится принимать таким, как есть, независимо от того, нравится оно нам или нет. Со всеми его особенностями и нюансами. И от этого никуда не денешься, увы… Что же касается конструктивной критики, - то я всегда только за, хотя самый строгий критик – наверное, я сама. Мне чаще всего что-то не нравится в уже сделанном, всегда, когда слушаю свои, уже изданные записи, кажется, что можно было  сделать ну хотя бы чуть-чуть лучше.

С одной стороны это хорошо, когда музыкант критически настроен  к своему творчеству, а не думает, что он всего достиг и дальше стремиться уже некуда. С другой же стороны, как говорил мой самый  первый звукорежиссер, - «лучшее - враг хорошего». Как известно, нет пределов совершенству, и улучшать можно до бесконечности, с маниакальным упрямством перфекциониста. Вот только стоит ли…

Отличалась ли в этот раз работа над обложкой сингла чем-то особенным, и насколько легко у вас всё получилось?

Каэтана: Вообще, для проекта CONSUELO MODERN OPERA THEATER  была с самого начала выбрана такая концепция, что обложки должны максимально напоминать  театральные  афиши. Ну, театр же все-таки, хоть пока и одного актера… А что обычно бывает на афишах? Фото артиста, его имя, название спектакля, оперы, имя композитора и т.д. Обычно мы и придерживались с дизайнером этой концепции, отступили от нее лишь один раз, для обложки сингла «Мертвое поле», что оказалось не совсем удачно. Важно ведь, по большому счету, даже ни что изображено, а важно как. Можно и просто фото с названием оформить так, что будет притягивать взгляд. Что касается Мистера Икса, когда провели фотосессию, после нее сразу стало ясно, какое фото следует взять на обложку. Лицо в маске, бордовый занавес, что еще нужно для этого персонажа? Так что в этот раз никаких сложностей у нас не возникло. И неудачи тоже миновали…

 А вообще присутствовали разные варианты артов для обложки, или вы сразу сделали этот один рабочий снимок, который в итоге стал финальным решением?

Каэтана: Разумеется, попробовали разные варианты, но тот, который есть, показался нам самым подходящим.

Что в самых ближайших планах?

Каэтана: Сделать так, чтобы CONSUELO MODERN OPERA THEATER стал одним из самых популярных театров на нашей планете… Шутка, конечно! Но, как известно, «в каждой шутке есть доля шутки!»

А так, если все же быть чуть поскромнее, то на конец октябрь запланирован выход нового релиза, о котором я уже говорила выше.

Удастся ли осуществить первый пункт из задуманного – это вопрос, а вот второй – вне всякого сомнения!

Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но так и не услышали в итоге?

Каэтана: Я в последнее время вообще стараюсь ничего не ждать, так легче жить, чтобы не обманываться потом в своих ожиданиях. Поэтому, такого вопроса не было.

Ваши финальные слова и пожелания тем, кто читал нас сегодня?

Каэтана: Вспомнились строки  одной из моих любимых песен группы Queen «Innuendo»:

«You can be anything you want to be

Just turn yourself into anything you think

That you could ever been.

Be free with your tempo be free be free

Surrender your ego be free be free to yourself…»

Что можно перевести как «Ты можешь стать кем захочешь, просто преврати себя в того, кем ты, как тебе кажется, мог бы стать, будь свободен, уступи своему эго, будь свободен для самого себя!»

Вот и хочется пожелать всем нашим читателям  больше внутренней свободы и веры в себя, нам этого так часто не хватает в жизни! Не надо зависеть от каких-то нелепых установок, чужих мнений и т.д.  Жизнь слишком коротка, чтобы тратить на них время. Только мы сами решаем, кто мы есть и кем мы должны стать… И пусть у каждого из вас сбудется все то, о чем он мечтает, какими бы нереальными и дерзновенными не казались ваши мечты!!!

Матвей: делайте то, что считаете правильным и нужным, даже если это тяжело и почти невозможно, в этом случае вы не упрекнете себя в том, что вы даже не попытались.

Спасибо за интервью!