28-03-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
ЮЛИЯ ГЛЕБОВА & ЧАС SPEAK – 2017
Rock / folk rock / ethno rock
"КРЫЛЬЯ"
SELFRELEASED
Беларусь, Минск
В наше время нечасто можно встретить что-нибудь революционное и достойное внимания в классическом роке, но сегодня перед нами пример именно такого свежего отношения к ортодоксальной рок-музыке. Во главе минской группы Час Speak, которую вполне можно считать первой тяжёлой командой сплавившей воедино электро-цимбалы и традиционный тяжёлый стафф, создав свой уникальный цимбал-рок, стоит самобытная вокалистка и цимбалистка Юлия Глебова, и именно звучание её вокала и необычного инструмента во многом определяют уникальность группы и материала, представленного на её новейшем альбоме “Крылья”.
И лично меня совершенно не удивляет, что такой сильный и интересный альбом был записан именно в Беларуси, ведь именно в этой стране творят свою музыку Hok-Key, Gods Tower, Morbid Victory и многие другие не менее именитые и прославленные коллективы. Конечно, Юлия Глебова и Час Speak занимают более лёгкую и компромиссную нишу на современном музыкальном небосклоне, но это отнюдь не ограничивает, а наоборот расширяет границы гипотетического влияния их творений, который могут понравиться любителям самых разных музыкальных изделий.
Кстати, Юлия получила в среде ценителей статус “минской Джанис Джоплин”, и конечно уже сам этот факт говорит о многом. После выпуска дебютного полноформатника, группа получила немалое признание и достигла определённых вершин, что ощущается на их второй работе, открывает которую проверенный концертами и ротацией трек “Шарманка”. Прозрачный поп-роковый саунд, уверенные гитарные партии, атмосферные вкрапления клавишных и сильный вокал Юлии – в этой песне есть все составляющие настоящего хита: драйв, эмоции, настроение и хороший текст.
Пение вокалистки напоминает не только бессмертную Джанис, но и ещё целый ряд прославленных рок-певиц со всего мира: Ольгу Кормухину, Наталью Маркову, Шерил Кроу и иже с ними. Заливистые мелодии, которые безвозвратно уносят внимание слушателя за собой, и чётко проговариваемые вокалисткой слова песен являются главной отличительной особенностью звучания группы Час Speak, и вторая песня “Не Зря”, на которую был снят впечатляющий клип, продолжает яркую и запоминающуюся канву альбома. Не вызывает сомнений, что коллеги Юлии по группе умеют играть на своих инструментах, но их партии всегда умеренны и лаконичны.
В арсенале группы есть песни на белорусском и русском языках, но, как мне кажется, команда звучит даже интереснее и самобытнее на родном языке, тексты на котором привносят в песни лёгкое ощущение фолковости. Кстати говоря, уже в третьей композиции “Прабач” явственно чувствуется влияние Светланы Сургановой и её интерпретаций классических произведений, чем активно занимается и Час Speak. Балладная напевность и цунамиподобный вокал Юлии служат отличным способом выражения музыкальной мысли коллектива, ну а цимбалы…. Цимбалы, как и все основные инструменты, служат общей цели группы и органично сочетаются с голосом и гитарами.
В таком же духе следуют позитивно-среднетемповая русскоязычная “Вольно”, потрясающе-протяжная “Супакой”, ставшая моим абсолютным фаворитом на этом диске, игривая и энергичная “Белая Ворона”, вновь исполненная на русском языке, и наконец, ещё один потрясающий хит “Малюй”. Всё та же атмосферная среднетемповая, почти симфоническая балладность, которая так удачно отличала песню “Прабач”, присутствует и здесь, а камерные переборы инструментов великолепно дополняют песенные фразы Юлии, и композиция звучит очень доверительно, располагающе и душевно, играя характерными оттенками произведений Сургановой и Желанной.
Когда слушаешь эту песню, кажется, что ничего лучше и быть не может, всё уже очень хорошо, но вот диск переходит на следующую окружность своего звучания, и перед нами предстаёт ещё более интересная и впечатляющая “Где Ты”. Неспешно-изломанный ритм в духе ленинградского рок-н-ролла, красивые вокальные переливы, запоминающиеся тексты и умеренные гитарные соло – это ещё одна жемчужина альбома. Примерно в таком же, но чуть более меланхоличном духе следует и титульная композиция. Однако “Крылья” обладают неожиданной гимновой высотой и ненавязчивой патриотичностью, о которой прямо не говорят, но она, словно воздух, присутствует в каждой фразе и в каждой мелодии.
“Небо, прости, я выбираю покой,
Нелёгок путь в твоей вышине (…)
Небо, я больше не болею тобой,
Я научилась жить на земле”
(c) “Крылья”
А завершает пластинку ещё одна лирическая вещь “Данко”. Это уже далеко не баллада, и голос Юлии то и дело переходит на шрай с примесью скрима, но в песне ощущается всё та же появившаяся в песне “Малюй” глубинная печаль и надрывная тоска. Альбом как будто начинает склоняться в сторону размышлений и ностальгии, перевалив за середину, и в музыкальной палитре коллектива начинают превалировать и серьёзные взрослые краски. Если начало диска было весенним, лёгким, солнечным и тёплым, то после “Белой Вороны” как будто что-то переключилось во внутренних настройках, и группа перешла на совсем другие рельсы.
Юлия поёт очень эмоционально, с надрывом, а инструментальная работа в песнях группы Час Speak категорически качественная. Цимбалы добавляют искристому року в исполнении этой группы ту самую изюминку, которой не хватало бы до высшей оценки в том случае, если бы их не было. Белорусоязычная лирика удачно дополняет и без того отличные песни, а в итоге альбом “Крылья” звучит ничуть не хуже признанной классики Двуречья, Юты, Ночных Снайперов и Земфиры. И лирику состава уже сейчас отличает потрясающая литературность и поэтичность, благодаря чему их тексты уже очень скоро смогут начать жить своей жизнью.