31-07-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Уже после одного взгляда на обложку этого компакта становится интересно: сочетание имени группы и названия альбома в соединении дают “гореть заживо”. Да ещё и с восклицательным знаком. Снобы и рок-обозреватели презрительно поморщатся и выскажут своё “фи” в адрес грубого вкуса и эстетической похабщины, но ведь звучит, а если это так, то почему бы и нет. В наш век интернет-равнодушия все пути хороши, лишь бы приковать внимание к альбому и заставить пользователя нажать на “play”, а там уж, глядишь, может и заинтересуется.
Итак – клавиша “play” вдавлена до предела, из динамиков звучит первый трек ”Дебилизация”, а мы попутно смотрим, что Заживо являются свежей инкарнацией группы Зверосовхоз из Удомли, а за музыку и идеологическую работу в коллективе отвечает Николай Злотов. “Дебилизация” предлагает нам немного утяжелённый и металлизированный вариант Сектора Газа с выведенным на первый план мужским вокалом в духе всё того же Юрия Хоя, но чуть более душевный и разнообразный.
Да, это всё тот же панк-метал, но совсем не такой, как, скажем, у группы Стальные Нервы, не блеклый, не вымученный, не слабый, а достаточно качёвый, хитовый и разнообразный. Те товарищи, чей высокий и тонкий эстетический вкус был оскорблён слишком очевидной и прямой обложкой вкупе с названиями, могут смело проходить мимо и ничего не потеряют, но неформальная молодёжь, которая не заморачивается стилистическими нюансами и взахлёб слушает Металлику, Нирвану, Алису, Гражданскую Оборону и иже с ними, наверняка оценит группу.
Кстати, о Гражданской Обороне. Уже второй трек “Большинство” напоминает творчество Егора Летова и текстом, и музыкой, и характерными интонациями, но звучит на порядок профессиональнее, интереснее, как будто сделав Nirvana-прививку. Никогда не являлся поклонником такого материала и подобных настроений, но тут не смог пройти мимо и остаться равнодушным – звучит действительно неплохо, даже более того, отлично. Появись Заживо в середине 90-х, они пошли бы на ура у тех же поклонников Металлики, Нирваны, Гр.Об.а и Алисы, о которых я говорил чуть выше, то есть среди представителей и участников разного рода неформальных объединений молодёжи.
Да, любители интеллектуальной чистоты металла и таких групп, как Pariah, Satan, Omen, Trouble и Candlemass будут плеваться и ругаться, но не каждый день ведь и коту масленица, да и куда привела все эти группы их концептуальная чистота?.. Кстати, что касается интеллектуальности, то и без неё на диске не обошлось – следующие два трека “Семнадцатый” и “Киев-Москва” записаны в более сдержанном, лиричном и глубоком ключе, хотя формально всё так же остаются в рамках немного утяжелённого и социальноориентированного русского панк-рока с влиянием таких групп как Облачный Край и НОМ.
В “Болоте” мне послышалось даже что-то от фолка и таких составов, как Тролль Гнёт Ель, а “Исповедь Психопата” даёт настоящий манифест неформального образа жизни и мыслей, который все симпатизирующие должны будут выучить наизусть. В таком же духе следует и жёсткий иронично-злободневный номер “Хлоп”. Бывалые санитары говорят, что если пациент сохраняет способность шутить, то может и сопротивляться, и это на все сто про Заживо. Скажу даже больше: они могут писать вполне симпатичные цивильные песенки в духе Nofx и Bad Religion, что и демонстрируют в треке “Смутное Время” вкупе со знойной мелодией и прямолинейными риффами.
Есть на диске и разухабистая баллада, на роль которой музыканты предложили “Ещё Одно Утро” с протяжной мелодией и всё той же арестантско-диссидентской лирикой воинов сопротивления и вечных ренегатов. Звучит даже приятно, а отсутствие резких словечек и грязных выражений воспринимаются как должное и очень адекватное благоразумие и отсутствие попыток скрыть свои огрехи за напускной непримиримостью. Кстати, ребята наверняка в курсе фильма “Двойной Удар” с Вам Даммом, ведь как иначе объяснить тот факт, что после баллады мы слышим ещё одну медленную и лиричную вещь под названием “Дождь”.
Если вам знакомо название И.Н.О.К., то Заживо должны прийтись как нельзя более кстати, ведь они ставят на всё тот же подвально-подъездный рок для самых широких тусовочных масс, который Николай Злотов и Ко обнажённо и категорично показывают в песне “Украинский Рефлекс”. Они не боятся скользких тем, им нечего терять, но они не обделены талантом, как можно было бы предположить, и соединение двух этих фактов рождает поистине ядерную смесь! Прибавьте сюда ещё металлический драйв и попсовую (в хорошем смысле слова) мелодичность, и вы получите идеальный гимн современных нонконформистов - “Я Не Могу Молчать”.
А завершает пластинку ещё один гимн с соответствующим названием – “Homo Liberalis”, что с латыни переводится как “человек свободный”. Аллюзии к творчеству Егора Летова умело подогнаны под интернет-современность, и во время прослушивания я почти воочию увидел, как компания молодых панк-идеалистов сидит где-нибудь на заброшенной стройке и слушает Заживо на своих айфонах. Конечно, технический прогресс не влияет и не может влиять на то, что происходит в головах у настоящих homo liberalis и последователей Че Гевары, это и не мудрено, ведь так и должно быть.
Повторюсь, что социальный панк никогда не был в числе моих музыкальных фаворитов, но перед бронебойным очарованием этого диска я просто не смог устоять. Вечнозелёные мелодии и отличный тяжёлый чёс вкупе с хорошим качеством и животрепещущими текстами проймёт кого угодно, и команда действительно тянет на роль новой легенды, чтобы в итоге встать в одном ряду с Металликой, Алисой, Гражданской Обороной и Нирваной. Егор Летов и Курт Кобейн, конечно, писали вечные вещи, но они не жили в мире социальных сетей и гражданских войн, что даёт рецензируемой группе дополнительный шанс на то, чтобы потеснить их на рок-Олимпе.