07-02-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Уже давно самые разные музыканты ищут пути и способы объединить старое и новое в тяжёлом роке, и сегодня у нас коллектив, который весьма преуспел в данном направлении. Lithium из подмосковного Щёлково на своём втором альбоме представили свой собственный взгляд на то, как мог бы выглядеть экзистенциальный модерн-метал, если его максимально сблизить с классическими метал-направлениями и умножить на бездну космического хаоса и каждодневных эмпирических страданий в связи с преодолением боли, трудностей, тьмы депрессий и панических атак. Сложные структуры треков, выстраданная лирика, совмещение антагонистических начал и смелые эксперименты в плане гармоний характеризуют этот диск, и многие слушатели уже успели назвать «Летящего с небес» бесценной находкой и музыкальным откровением. У нас на связи лидер коллектива Виталий Ионов, и он любезно согласился пролить свет на все интересовавшие нас вопросы и рассказать, почему актуальный альбом его команды получился именно таким, каким получился.
Доброго времени суток, Виталий! Давайте введём наших читателей в курс дела и проведём краткий ликбез на тему того, что такое Lithium и что вы играете?
Приветствую Вас! Lithium – достаточно ультраёмкое решение для нашей модерн-метал- формации. Исторически первый препарат психотропного лекарственного средства для лечения тяжёлых депрессий, нашел себя в лёгком металле, обладающим высокой реакционной способностью. На мой взгляд, идеальная интеграция в реактивной пилюле от боли.
С чего начался ваш музыкальный путь, и какие вехи из истории коллектива можно упомянуть как самые важные?
Я расскажу пару историй, будем считать, оттуда и берёт начало наша музыкальная эпопея. 2007 год, город Щёлково. В клубе «Навигатор» состоялся фестиваль на открытой площадке. Играл я тогда в Cianid, кстати, на том же фесте рубили вместе с Сергеем Ильиным (гитарист The Suicider, очень незаурядная банда на отличном европейском уровне), на тот момент, точно не могу сказать, он творил в Pastum Bellum или Isolated Melancholic. Так вот, до начала концерта пять минут, а наш басист «не абонент». Прокатили программу без баса. Как потом выяснилось, накануне он утонул в реке Клязьме. По чистой случайности, на фесте отдыхал Сергей Муравьёв, мой сегодняшний ультрабас. Как оказалось, у нас общий друг, Кирилл Гамолин. Он и организовал нашу встречу. В тот же вечер у нас был новый профбас. А теперь история из разряда юмора. 27 сентября 2016 года я стартовал подписывать наш первый контракт с IROND, Сергей должен был подъехать согласно времени. Я в Москве – на месте, он – «не доступен». Как потом выяснилось, продержали двое суток в СИЗО-4 Медведково за попытку передачи мелкой контрабанды (мобильник) через решётку другану-сидельцу. Поймал ОМОН с собаками.
А почему модерн-метал? Как вы пришли к такому названию и к музыке данного жанра?
Как я уже сказал, Lithium – это органичное сочетание металла с активной формулой психотропного медикамента. Играем метал, принимаем литий. И то, и другое, лечит душу! Почему модерн-метал? Наш стиль находится на стыке металла и альтернативы, как производная комбинации жанров.
Кое-где в интернете про вас и ваш стиль писали как про «depressive new wave heavy metal», что думаете о таком определении и откуда подобное пошло?
Теперь я думаю, что это просто набор слов в безмерном количестве не совсем понятной аббревиатуры. Наверное, в своё время, сложно было дать определение стилю, ограничившись двумя словами.
А сами считаете свою музыку депрессивной и что вообще думаете о депрессии как об эмоциональном состоянии?
Депрессия – старая стерва моей души, будь она проклята! Могильный червь, пожирающий тебя изнутри, оставляя после себя пустоту и тишину одиночества, наполненную холодом. Где бы ты ни был: с семьёй, в компании, на работе, в толпе – ты всегда один, наедине со своим сумасшествием. Эту мерзопакость я заработал после нервного срыва и тяжело болел три года, всё остальное время – это просто период ремиссии, который держит меня на плаву с помощью «плохих» и «хороших» веществ. В этом и есть вся суть моего творчества в музыке и словах.
То есть стакан у вас по жизни, как правило, наполовину пуст?
Наполовину пуст, чтобы всегда была жажда не останавливаться на достигнутом. Лично я – реальный пессимист, Сергей – реальный пофигист. Не хватает третьего – реального оптимиста, для полноты картины и завершённого тандема.
Какие группы, люди, события и впечатления влияют на вас в плане музыки, текстов и вообще вдохновения?
Не буду лукавить, что всю жизнь, сколько себя помню, был сторонником западной культуры в рок-индустрии. В экономически развитых странах и рок-поколение шло в ногу со временем, имея возможность открыто заявлять о себе. А «железный занавес» и политические гонения с постоянными проверками на цензуру сделали своё дело, и мы остались в последнем вагоне лет так на тридцать. Ну а результат, который сыграл на качестве музыкального интеллекта, долго ждать не заставил. Что касается исполнителей буржуйского шоубиза, могу отметить: Tony Martin (лучший вокал по моему вкусу); Bruce Dickinson (лучший исполнитель своего жанра); Blaze Bayley (лучший оригинальный исполнитель); Dimebag Darrell (лучшее виртуозное исполнение на соло-гитаре); Pantera, Damageplan, Kat, Dust Bolt, Psychotic Waltz, Megadeth, Avenged Sevenfold, Exhorder, Blackhearth, Meshuggah, Cannibal Corpse, Deicide, Autopsy Night (любимые группы).
Я правильно понимаю, что Lithium – это дуэт, и все замыслы генерируете вы вдвоём, а приглашённые музыканты лишь помогают с записью?
Абсолютно верно. Мы полностью готовим и прорабатываем весь материал, чтобы на момент работы с сессионными музыкантами он не был сырым. Павел Лохнин полностью прописывает барабаны, Роман Май – некоторые соло-аранжировки.
У нас в стране есть как минимум ещё одна группа с таким же названием? Вас не путают?
Это название как сорняк на бесхозной грядке – растёт там, где ему вздумается, и до сих пор называют также около десятка коллективов. Что в нём такого? Ну да, себя забыл спросить. Только сажать нужно садовые культуры, а не ботву, которую косят.
- А довольны ли отзывами на ваш новый альбом и тем, как его принимают слушатели?
Хорошо принимают. Вот, например, что написал мне Роман Романович из сообщества Портал тяжёлой музыки: «Включил послушать ваш свежий альбом и залип наглухо, очень годное музыкальное полотно! Люблю такой грубый, напористый и оголтелый звук, наполненный каким-то безумием. Старая школа в лучших традициях, никакого современного шлака!»
А как сами считаете, получилось ли повторить со вторым альбомом успех первого и превзойти его?
«Летящий с небес» имеет свой оригинальный металлический характер, но является более зрелым и тяжёлым продолжением первой пластинки «Линия крови». В сравнении с дебютом, новый приемник в разы превзошёл своего старшего брата.
Журналисты любят говорить о кризисе второго альбома, а вы ощущали нечто подобное, когда работали над материалом «Летящего с небес»? Насколько сложно было написать пачку новых песен, которые не уступали бы трекам с дебютника?
Когда работаешь один, всегда сложно. Думаешь за две гитары и мастачишь тексты, рождаешь мотивы и формируешь характер вокала, задействовав всё своё музыкальное чутьё. Сергей Муравьёв занимается своими бас-аранжировками непосредственно уже на полностью готовые саундтреки. К тому же некоторые «боевики» старше моих детей: «Летящий с небес» (2007 год), «Измученная голодом» (2007 год), «Агония (instrumental)» (2008 год), «Я скован льдом» (2010 год). Все они были изменены и модифицированы, полжизни прожив со мной.
А почему всё-таки на подготовку альбома ушло шесть лет? И вообще, как вам самим кажется, шесть лет это много или мало?
Шесть лет – это более, чем достаточно. Мы приступили к записи гитарного саунда для второго полноформатного альбома в студии «RDM Studios» со звукорежиссёром Николаем Грибенюком, которая продлилась с середины сентября 2018 года до начала марта 2019 года. К тому времени студия уже обзавелась программой «Avid Pro Tools 11|HD» – новая версия флагмана звуковой индустрии, что значительно расширило возможности музыкантов в текущей работе, оказало огромное влияние на качество в обработке звука.
После спортивной травмы ещё до начала записи у меня возникли непредвиденные проблемы со здоровьем. Последствия компрессионного перелома межпозвоночного диска шейного отдела причиняли невыносимую боль в шее, спине и правой руке. Обезболивающие препараты и транквилизаторы обеспечивали временную ремиссию, чтобы сохранять деятельность на период работы. С начала апреля 2019 года и до начала февраля 2020 года запись была приостановлена. Требовалась длительная реабилитация. И как следствие – борьба с синдромом отмены, который вызвал депрессивные состояния в совокупности с неврозом и паническими атаками. В феврале 2020 года я продолжил работу в студии и записал вокал.
Занимаясь написанием музыки и текстов, я создавал вымышленные истории, либо произошедшие с кем-то другим. Но когда всё было сделано, это случилось со мной. Я будто сам навлёк на себя беды, о которых постоянно писал. Как сказал Фридрих Ницше: «Глядящему в бездну следует помнить, что и бездна всматривается в него». В апреле 2020 года замечательный гитарист Роман Май записал некоторые аранжировки. С середины июля 2020 года до середины января 2021 года барабанщик ультракласса Павел Лохнин полностью записал все партии барабанов для новой пластинки «Летящий с небес». Весной 2021 года состоялись сведение и мастеринг. Огромный вклад для оформления альбома внёс Pablo the Elephant (ART s KILL). И как художник, мастерски отразил характер, внутреннюю суть и глубину мысли музыкальной задумки.
Какова была изначальная задумка альбома, и менялась ли она как-то в ходе работы над ним?
Изначальной задумкой альбома было создать тот лонгплей-максимум, который будет пронизан классическим духом стальной эпохи двадцатого века и перерождён в новый вид трансформации современного поколения тяжмета в качестве прогрессивного наследия на новом уровне эволюции тяжёлого рока.
А почему «Летящий с небес»? Уж не Люцифера ли подразумевали?
Летящий с небес – это тот, кто вселяет в тебя иллюзию рая, а затем превращает в пепел, как и то, что тебя возвращает к жизни, может также убить. Летящий с небес – это бес наркотического дурмана и тяжёлой зависимости во всех его проявлениях. Он забирает тебя с собой в райские кущи небес, а потом с силой бросает оземь, да так, что ты пробиваешь земной пласт до самого ада, где твой крик теряется в массовом вопле миллионов людей, таких же несчастных и проклятых.
Какой импульс дало альбому скорбное событие января 2021 года и можно ли считать этот альбом в целом посвящением Вашему отцу, Виталий?
Мой отец был для меня непоколебимым авторитетом. Валерий являлся начальником отдела Центра Подготовки Космонавтов в звании подполковника ВВС и всегда хотел, чтобы я был военным, как он. Карьерный рост, семья и текущие достижения в жизни для него главное. Я так же считаю, но только в творчестве. Очень хотел, чтобы он дал свою субъективную оценку на новый релиз. Отец погиб 10 января 2021 года. Выход альбома пришёлся на 10 января 2022 года, и числа совпали. Я посвятил эту дату ему. Может, с небес отец и услышит хоть что-то… Надеюсь.
Отец был в курсе готовящихся для альбома композиций, слышал ваши наработки для диска? Как-то отзывался об этом материале?
Отец был в курсе работы над готовящимся материалом, но я, как художник, никогда не анонсирую недописанный холст.
Как думаете, он гордился бы проделанной работой и оценил бы «Летящего с небес»?
Уверен на сто процентов! Это придало бы мне сил. Его признание, наконец, положило бы конец холодной войне между военной дисциплиной и творческой неформальностью. Подобная история уже имела место быть в The Doors, между Джимом Моррисоном и его отцом контр-адмиралом ВМФ, военным лётчиком. Джим получил его признание, но уже после своей смерти.
Какими тремя словами вы описали бы свой новый альбом, и какое ощущение у вас самих вызывает этот релиз?
«Ад моего безумия». Чтобы выжить в аду, считай ад своим домом. Это как в логике снов, когда тебе снится кошмар, то ты не можешь от него бежать. Прими это и выпусти своих внутренних демонов наружу. Я пропустил этот релиз через всё своё нутро, наполняя его болью, яростью и муками души, до тех пор, пока он не разродился в некую мистическую астральную сущность, которую я выпустил и преобразовал в этот музыкальный культ разума.
Мне почему-то показалось, что ключевая фраза для понимания диска это «И Бог устал понимать меня», а как вы сами считаете, какая фраза из лирики лучше всего характеризует общий месседж альбома?
«И здесь твой ад бесконечной боли» («Обречённый смертник») – я думаю, эта ключевая фраза из новой пластинки отражает фактическую безысходность за гранью отчаяния, характеризуя весь месседж смысловой нагрузки данного релиза, и говорят, что именно там начинается путь к настоящей свободе.
«И Бог устал понимать меня» («Летящий с небес») – это всего лишь метафора, и никак не может соответствовать действительности. Скажем, образное выражение сломленного человека собственным бессилием.
А откуда у вас столько драйва, энергии, скорости и напряжения в музыке? Это боль противоречий и диссонансов нашей реальности и вашей повседневной жизни или отголоски музыкальных форм ваших любимых групп?
Безусловно! Боль противоречий и диссонансов нашей реальности рождают осознанный антагонизм в душе, формируют внутренний конфликт личности, разрывая меня на части. Это подобно кровотечению, высвобождает мою энергию, напряжение превращает в драйв, а я, в свою очередь, конвертирую всё в музыку и слова. Любимые группы помогают найти свой стиль, имеют огромное значение в музыкально-профессиональном росте.
На альбоме есть какой-то сквозной месседж и мысль, которую вы хотели бы донести до своих слушателей?
Если суждено пройти все круги ада, – не потеряй себя, не дойдя до конца.
Мне показалось, что «Летящий с небес» оказался очень сложным и полифоничным альбомом, а временами в его риффах и мелодиях проглядывают вселенский хаос и космическая дисгармония. Как считаете, так ли это? И можно ли вашу музыку назвать, скажем, люциферианской?
Представьте себе, когда делаешь бендовый форшлаг выше двенадцатого лада, затем до упора задираешь вверх тремоло и заставляешь вибрировать этот рёв с писком в бешеном треморе… Вот она, та самая подлинная атмосфера ярости, боли и отчаяния в альбоме «Летящий с небес». Агрессивная динамика в совокупности с замысловатыми музыкальными схемами композиций и виртуозными соло на плотных и жирных тяжёлых риффах, действительно превращают изначально консервативный подход во вселенский хаос, делая альбом очень сложным, иногда даже для восприятия.
Назвать музыку люциферианской? Прежде всего, необходимо понимать, какое значение люциферианство может иметь в наших творческих муках. Если вкладывать такие понятия как: свобода, знание и власть, что присуще современному люциферианству вне религиозных организаций души и тела, тогда всё это можно найти абсолютно в любом здравомыслящем человеке с толикой честолюбия, и в музыке в том числе. Этого желает каждый из нас.
А что думаете о прогрессивном металле, и было ли у вас желание сделать свой альбом сложным, навороченным и прогрессивным?
Ничего не имею против прогрессивного металла, но основной замысел музыкальной задумки, это концепция разных стилей, и в нужном количестве прогрессив живёт в нашем контенте. «Летящий с небес» сложен в своей математике и общей аранжировке, а интеграция жанров придаёт ему необузданный бунтарский дух и непредсказуемые повороты в музыкальных приёмах и решениях.
У вас в вокале и в текстах мне настойчиво слышатся характерные нотки Анатолия Крупнова. Как думаете, что-то подобное в ваших треках есть?
Не исключено, напротив – да я и не против! Конкретно Крупнова я так не слушал, как Борисенкова, хиты Дмитрия зашли мне больше, но мой собственный тембр голоса вполне может совпадать с нотами Анатолия, только в силу каких-то природных особенностей. Что касается текстов… – да те же самые яйца, только в профиль!
А по поводу современного творчества Чёрного Обелиска что думаете? Как считаете, аутентично смотрелись бы с ними на сцене в рамках одного концерта?
А почему бы и нет? Достойные протеже нового поколения на одной площадке с Чёрным Обелиском держат зал в железной хватке! В вопросе современной версификации этой легендарной банды во главе с Дмитрием Борисенковым, то именно его исполнение я первый раз услышал, когда в 2004 году приобрёл альбом «Нервы» – потрясающая работа. Смело могу сказать, они на первых местах среди моих любимых российских маст-хэвов.
Какой из треков с нового альбома сами считаете самым сильным и интересным?
«Летящий с небес» – однозначный железный лидер в топе синглов второго LP. Его внутреннее содержание – идеальный баланс между аранжировкой музыкального саунда и текстовой составляющей, зеркально отражающий наш стиль.
О чём повествует самая лиричная вещь на альбоме «Затуши свечи» и не бывает ли такого, что на вас оказывает какое-то влияние готик-метал, и вдруг начинает хотеться быть мягкими, романтичными и сентиментальными?
Основная проблема в том, что я никак не могу выдержать балладу от начала до конца должным образом в её лирично-классическом понимании. Четверть или треть композиции идёт в темпе lento, потом срываюсь во все тяжкие в степь presto-безумия. В отношении сентиментальности, сразу скажу – не склонен. Я как лапма накаливания. Сергей – напротив, холодный и взвешенный. «Затуши свечи» – реальная история с моей первой женой, но это в прошлом, и сейчас я счастлив!
Как сложилось, что в деле издательства вашего второго диска вы вновь выбрали IROND? Довольны ли сотрудничеством с этим лейблом и той промо-компанией, которую он ведёт в отношении «Летящего с небес»?
IROND – заслуженный ветеран в культуре железного андеграунда в мейнстриме трендов на постоянной основе. Лейбл работает как с известными медийными профессионалами, так и с молодыми командами с незаурядным потенциалом, помогает занять свою нишу на музыкальной арене. В любом случае, каждый выбирает сам, кто ему ближе и с кем сотрудничать. В целом, процесс идёт своей, знакомой дорогой.
Ваши финальные слова и пожелания интересующимся и дочитавшим это интервью до конца?
Всем приятного прослушивания! Берегите себя! Храни вас Бог!
Спасибо за интервью!