ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Anaphora "Illusion"

Anaphora "Illusion"

12-03-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ANAPHORA
Релиз
“ILLUSION”
Год
2019
Стиль
Alternative metal / nu metal / grunge
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Литва, Вильнюс

Далеко не каждый день в мире тяжёлой музыки появляются группы из Литвы; вероятно, многие даже не слышали об этом небольшом государстве из Прибалтики, граничащем с Латвией, Польшей, Белоруссией и калининградской областью, однако всё бывает в первый раз, и сегодня у нас есть замечательная возможность узнать больше об этой стране благодаря творчеству ребят из Вильнюса, которые выбрали себе весьма необычное название Anaphora. Однако разбирать нюансы значения данного термина мы сейчас не будем, а лучше сосредоточимся на музыке коллектива.

К моему величайшему сожалению, на их дебютном альбоме, который называется “Illusion” и имеет, к слову сказать, достаточно мрачную и зловещую обложку, присутствует всего одна песня на родном языке музыкантов, а именно “Laiko Šešėliai”. Дело в том, что звучит эта вещь действительно весьма оригинально и привлекательно, и достигается это не в последнюю очередь благодаря необычному звучанию местных литовских диалектов. Возможно, сыграла свою роль моя немалая любовь ко всякого рода экзотике в целом и к польскоязычным группам в частности, однако устоять перед очарованием данного трека я просто не смог.

Язык, как известно, не только до Киева или Вильнюса, но и вообще куда угодно довести может, однако интересны и примечательны Anaphora не только благодаря лингвистическим особенностям. Их сплав из нирваноподобного гранжа, финской меланхолии a la Sentenced и To/Die/For и прото-хэви/трэш аллюзий в духе Metallica звучит достаточно своеобразно и примечательно, а балладная флегматичность “Fade Away” пополам с грязновато-хулиганской напористостью “Similarity” очень быстро подкупает и располагает к себе. В чём тут дело так сходу и не скажешь, но материал ребят на самом деле звучит достаточно интересно и драйвово.

А дело вероятно как-раз-таки в национальных особенностях, которые не настолько ярки и претенциозны, чтобы можно было говорить о этно-вкраплениях, однако на слух различимы достаточно легко. Всем известно, к примеру, что польский готик-метал всегда обладал своим особым, характерным и ни на что не похожим антуражем, и играть как Artrosis, Moonlight, Closterkeller или Desdemona не умел совершенно никто – вот и сейчас в песнях Anaphora, несмотря на то, что записаны они в совершенно другом жанре и звучат иначе, очевидно прослушиваются всё те же самые “прибалтийские” нотки, которые делают творчество наших братьяв-славян уникальным и своеобразным.

“Нельзя потерять того, чего нет; нельзя разрушить то, что не построено; можно только разрушить иллюзию того, что кажется реальным” – говорил Ошо, и композиции на “Illusion” тоже глубоко пронизаны именно такой философской, несколько отвлечённой романтикой странников и аристократов духа. Гранжевая свобода присутствует у Anaphora, однако ребята не злоупотребляют её концентрациями и не скатываются в аморфный кисель унылой психоделики и бесконечных ковыряний на одном месте. ”Memories” звучат в лучших традициях классических Sentenced середины 90-х, “Inside Out” хоть и напоминает незабвенного Курта Кобейна, однако не удовлетворяется простой ретроспекцией, а творчески преображает наследие великих.

И всё-таки главная сила и самый лакомый кусок в творчестве группы – это плотный качающий риффинг в духе Sentenced и переметнувшихся от дэт-металла к лав-металлическим берегам Gloom и Cayne, на фоне которого музыканты расстилают цветные ковры своих свободных и несколько причудливых вокальных фантазий и музыкальных красивостей-декораций, что превосходно иллюстрирует насыщенный и полифонично-наполненный трек “Ghost In The Mirror”. Anaphora звучат мощно, напористо, чётко, без соплей, слюней и прочих лишних жидкостей, а их глубокий и достаточно богатый саунд и атмосферно-меланхоличные инструментальные проигрыши удачно дополняют картину.

Ещё немного типичной нирваны в “Forsaken”, ещё чуть-чуть меланхолии и неспешных гитарных переборов в “In My Way”, ещё толику шумного металликовского дисторшна вперемешку со всенепременными открытыми гитарными струнами в “Broken Record” и ещё “по пять грамм” вязкой балладной душещипательности в завершающей диск “Shadows” – последние четыре трека на альбоме как будто нарочно вознамерились загрузить своей атмосферной лиричностью доверчивого слушателя, а в случае, если этот самый слушатель взялся за прослушивание “Illusion” перед сном - ещё и убаюкать его.

Anaphora взяли от гранжа его сырость и неистовую, обнажённую искренность, не забыли про контрастность и надрывность, добавили сверху металлического драйва и философской рефлексии, немного сгладили острые углы и представили на суд мировой общественности. Лично мне всё-таки кажется, что на родном языке авторов песни с диска звучали бы более симпатично и интересно, однако мировая общественность наверняка имеет по этому поводу своё мнение, и музыканты не преминули пойти навстречу пожеланиям большинства и с готовностью перешли на рельсы Байрона и Шекспира. Вышло тоже вполне ничего – доступно, мелодично, атмосферно, разнообразно, драйвово и в то же время не без своей изюминки и некоей доли экспериментов.