ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы Даарика "Меланхолия Триера"

Даарика, Меланхолия Триера

15-08-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДААРИКА
Релиз
“МЕЛАНХОЛИЯ ТРИЕРА”
Год
2017
Стиль
Alternative rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эта интересная московская команда играет альтернативный рок с влияниями фанка, джаза, блюза и электроники. По идее, уже эта первая фраза должна заинтересовать и сделать ознакомление с их дебютным полноформатником обязательным, хотя я уже слышу, как кто-то скептически восклицает: разве альтернативщики смогут играть такие сложные жанры, как джаз и фанк? Как вы помните, многие группы симпатизировали этим музыкальным формам, среди них были и компромиссные Maudlin Of The Well и злые циники из Cynic и ещё целая куча всяких-превсяких, однако не сказать, что все эти группы уж очень блистали мастерством.

Даарика была создана в 2014 году Дарьей Николаевой, которая совмещает в группе функции гитаристки, певицы и автора песен, именно Дарья и является автором концепции и ведёт свой фрегат через моря и штормы музыкального шоубизнеса, а что же получается в итоге? А получается достаточно лёгкий и прозрачный альтернативный рок с сильным голосом и приятными гитарами. Первая песня “Маяками” напоминает то ли Елену Погребижскую, то ли Земфиру и Юту. Даже когда вступают тяжёлые гитары, а голос Дарьи становится выше, музыка всё равно остаётся в тех же рок-рамках с едва уловимым привкусом фолковости в вокальных мелодиях.

А вот дальше всё становится намного интереснее. “Интернеты” действительно звучит как фанк a la Red Hot Chilli Peppers, что очень идёт группе. Голос вокалистки становится гораздо разнообразнее, ярче и непредсказуемее, а сленговые и околонецензурные словечки раскрашивают трек в оранжево-современные цвета. Получается модно, броско и вполне хитово. Подобную схему когда-то использовали Чичерина, Total и ещё сотни артистов, мечтавших о быстрой и ошеломляющей популярности, но Даарику нельзя упрекнуть в отсутствии хорошего вкуса, она не впадает в плагиат, а всего лишь идёт тем же путём, что и звёзды прошлого.

Титульная вещь снова напоминает Земфиру, но даже больше Арбенину вместе с Сургановой. Этих исполнительниц напоминает не только тембр голоса и характерные вокальные нотки, но и замысловатые тексты со множеством метафор и свободной игрой слов и ассоциаций. Считается, что поэзия как раз и представляет собой искусство обращения со словами и чувство изнанки смыслов и оттенков. У Дарьи Николаевой с таким умением всё в порядке, её лирику интересно слушать, а постоянные отсылки к “уже пройденному материалу” действительно работают, как и обещали великие дидакты прошлого во главе с Макаренко и Сухомлинским.

Вот они какие современные снобы-интеллектуалы – подумал я где-то на переходе к следующей фанковой вещице под названием “Бруно”. Когда-то Анатолий Крупнов беседовал с Цезарем, ну а Даарика обращаются к Галилею – налицо сохранение преемственности, хотя тексты здесь напоминают совсем не Чёрный Обелиск, а скорее Арефьеву, отсылки к которой делают и характерные клавишные эффекты в духе её “Кон-Тики”, но с обязательной поправкой на молодость и нерастерянный задор певицы. “Жена Рыбака” это вовсе не “Жена Мясника” (фильм с Деми Мур), а очень даже неплохая баллада. Классическая рок-баллада с приятным инструменталом, но без особых отсылок к джазу и блюзу, но да это и не принципиально.

Я бы сравнил Даарику с Вилли Винки, но у них нет той подростковой прыщавости и всё вполне по-взрослому, сравнил бы с Двуречьем Натальи Марковой, но фолка здесь с гулькин нос (почти нет), сравнил бы с поздней Марой, но у группы Дарьи Николаевой нет такой ядерной и показной чувственности. “Через 1000 лет” продолжает балладную линию, и всё хорошо, а в середине появляются околоджазовые импровизации. Такое чувство, что слушаешь Сурганову, поющую стихи Цветаевой, к которой вдруг решил присоединиться Пэт Мэтени. А вот “Генератор Любви” хоть и снова балладна, но уже совершенно иначе расставляет смысловые и музыкальные акценты, а психоделические мотивы на фоне тяжёлых гитар звучат очень симпатично.

“Лепесток” продолжает играть на контрасте вкрадчивых и резких фрагментов, а хорошие рифмы отлично дополняют эффектные риффы и знакомую всем с детства считалочку в припеве. Чем дальше мы пробираемся по альбому, тем сильнее усиливается меланхолия, и в песне “Моремоё” мы неожиданно слышим что-то уж очень напоминающее Ирину Миклошич, даже характерный аккордеон появляется на заднем фоне. “ Вишневые Сады” – ещё один крепкий тяжёлый медляк с красивым аккордеоном. Финальная “Полынь” звучит чуть проще и прямолинейнее, это самая обычная рок-баллада безо всяких изысков, но даже она не так плоха благодаря традиционно сильному тексту. Ну а в целом хитрые музыканты так ненавязчиво завлекают слушателя в сети своей грусти-тоски, что тут сложно не подивиться их мастерству.

В наше время можно поставить альбому низший балл и ничего не объяснять, но высшую оценку объяснять нужно и попутно желательно написать штук десять объяснительных во все журналистские ЦК, чтобы тебя не дай бог не разжаловали в корректоры. Так вот, ставлю “Меланхолии Триера” 5 из 5 и причин на то несколько: 1. Сделано качественно и убедительно, 2.Слушается естественно и цепляет сходу, 3. Тексты не просто хороши, а хороши очень, 4. Отсылки к героям женского интеллектуального рока сообщают диску глубину и ширину, 5. Эксперименты дают терпкий привкус новизны, 6. Есть искра, 7. Стильная обложка. Есть ложка дёгтя в виде слишком большого количества медляков, но с этим можно жить. В самом деле, не зря же пластинка названа так, как названа. P.S. Снобам с хорошим вкусом рекомендуется, но джаза и блюза здесь почти нет.