ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Iliastrum "Iliastrum"

06-01-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

ILIASTRUM  – 2016
Classical crossover / neoclassical metal / folk metal / power metal
"ILIASTRUM"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

Неоклассика уже очень давно стала прибежищем тех музыкантов, для которых все остальные музыкальные саунд-измерения оказались слишком узкими и тесными. Так было с греками из Septic Flesh, и тогда появился Chaostar, так было….да стоит ли вспоминать всех? Реальность такова, что на современной сцене действует целый сонм неоклассических капелл, музыка которых воистину является чем-то сверхъестественным. Если говорить даже прицельно только о российской сцене, на ум моментально приходят такие названия, как Caprice, Lind Erebros, Mifious и теперь уже Iliastrum. И о последних из этого ряда сейчас как раз и пойдёт речь.

“Iliastrum” – термин, введённый в своё время Парацельсом, который взял в качестве своего названия этот коллектив, состоящий из музыкантов с академическим музыкальным образованием, стартовавший летом 2016 года в Санкт-Петербурге. Iliastrum означает некую первоматерию (вспомним, с каким рвением и страстью древнегреческие “физиологи” старались найти этот первоэлемент, усматривая его то в огне, то в воздухе, то в атоме, то ещё в чём…), из которой и произошли основные элементы: Вода, Огонь, Земля, Воздух и Эфир. И вы уже наверняка поняли, что перед нами ещё одни современные философы и алхимики, продолжающие дело Nox Aurea, Zorormr, Coph Nia и иже с ними.

Лидер группы – очаровательная девушка, скрывающаяся под псевдонимом Whisp (ex-Fearlight, в составе которой она написала один из главных хитов этой группы – “Лес Это Храм”), которая является автором всех песен, а также отвечает за вокал, рояль и ханг. Ей помогают гитарист Антон Григорьев и оперная вокалистка Елизавета Бокова. Все без исключения композиции имеют интересные русскоязычные тексты и не менее интересные вокальные мелодии, напоминающие как будто нечто среднее между творчеством менестрелей, исполнителей романсов, трад-фолкеров и элементами музыки соул и госпел. Когда в начале нулевых я увлекался подобной музыкой, ко мне приходили демо-кассеты из разных уголков нашей Родины, и среди них была просто потрясающая по красоте своего музыкального материала группа Предел. Вот как раз тот самый, канувший в небытие, Предел (насколько я помню и знаю, это был псевдоним певицы) и напоминает мне Iliastrium.

В 2016 году, за шесть месяц своего существования проект реализовал шесть разноплановых композиций, которые и представлены сейчас нашему вниманию в виде этого одноимённого с группой EP. Cреди композиций мини-альбома есть и достаточно тяжёлые, чуть ли не металлические боевики (“Настал день очнуться”, “Рокот Вод и Ветра Вой”, “Премудрость, Взятая Взаймы”), и проникновенно-балладные треки (“Не испугался Я Погони”, “Счастье Жить Без Страсти”, “Тот, Кто Не Сломался”). Большинство номеров представляют собой достаточно тяжёлый и стремительный стафф, отдалённо напоминающий итальянский симфо-пауэр в духе Rhapsody и Almora, а красивые струнные фрагменты в середине песен - это лишь небольшая передышка перед очередным мистико-фэнтезийным всполохом. В целом и общем я бы определил эту музыку как neoclassical-metal, и на то действительно имеются весьма веские основания.

Великолепный голос Whisp сочетается с оперными женскими хорами в исполнении Елизаветы, солисткой театра и преподавательницей Академии, которые замечательно оттеняют её пение, а тексты повествует о Пути, магии Луны, ночных призраках, странствиях, поисках себя и полночной Тьме. Сам ход стихосложения напоминает некое магическое заклинание и действует соответствующе. Я не могу на данный момент назвать Iliastrum вершиной современной неоклассики, но то, что этот коллектив имеет в своём арсенале на самом деле интересные идеи - факт неоспоримый. Я не стал бы ставить творчество питерских неоклассиков в один ряд с теми же Chaostar и Coph Nia. У них изначально иной посыл и совершенно иная музыка, иное смысловое наполнение своих произведений.

“Рокот вод и ветра вой,
Нет вокруг души живой,
Бархатна и тяжела,
Стелется клубами мгла.

И, покорны красоте
Полночи, явились те,
Кто свободен от оков,
Слыша зов – неясный зов:

«Туча в небесах черна,
Чаша выпита до дна,
Нет тоски, ушёл покой,
Путь зовёт к себе иной.

Свищет ветер, цель ясна,
Нас зовет к себе луна,
Нет волнений, нет разлук,
Мы одни на свете, друг»”.

(c) “Рокот Вод и ветра Вой”

Помнится, году эдак в 1996 или в 1995 в культовой в то время “Программе А”, из которой продвинутые меломаны узнавали о самых последних тенденциях неформатной музыки, была проведена необычная встреча. В студии появились Евгения Смольянинова, олицетворявшая для многих в то время со своей “Вифанией” весь свет и сияние традиционных ценностей “светлых”, и демоническая Диаманда Галас, напротив, удивившая всю мировую общественность своими авангардно-атональными пьесами и литаниями Князю мира сего. К чему я это? Сейчас Iliastrum выглядит на фоне всё тех же Chaostar, Hollenthon и Penitent как “луч света в тёмном царстве”, успешно и убедительно противопоставляя учение великого Парацельса черноте тёмной мистики:

“Однажды увенчанный славой мудрец
Оставил свой город порою ночной.
Тревогу забили - и вот наконец
Вошли в его дом пустой.

А в нём - ожидаемо - тысячи книг
И надпись углём прямиком на стене.
Прощальные строки прочёл ученик
В почтительной тишине:

«Настал день очнуться, время проснуться,
И пробил час собой обернуться.
Украдкой дышать, боясь помешать, довольно!
Птицей гордой лететь довольно хотеть, и нужно успеть
И с птицами петь, и жить, им подобным, вольно».

И стал вспоминать ученик мудреца
Все те изменения с памятных пор:
Улыбку, сменившую строгость лица,
Мечтательным ставший взор.

Как он, воротившись из странствий другим,
Свой взгляд направлял на утерянный край.
Что сделалось с тем, кто был неколебим,
И кто эта тайна тайн?”

(c) “Настал День Очнуться”

Редко выходит так, что проба пера даже в исполнении музыкантов с консерваторским образованием оказывается блистательно-величественной и идеальной во всём, вспомните хоть Sky Too High. И во многом дебютный мини-альбом Iliastrum ныне всё ещё звучит недостаточно мощно и выверено по канонам десятых годов XXI века, но отнюдь не это здесь главное. Музыканты пробудили от векового сна ту магию и волшебство, которые способны поистине преображать человеческое сердце и заставлять его биться в совершенно ином ритме, как это некогда делали проникновенные и одухотворённые произведения Евгении Смольяниновой. Сама Whisp по сути менестрель или бард с пылающим словом, которым, как известно, “можно убить, можно спасти…”, только вот вместо гитары у неё метал-группа. Для почитателей Weltenbrand, Pilori, Die Verbannten Kinder Evas, Meldis, Magic Kingdom, Nivaira и вдохновлённых мирами Профессора менестрелей – определённо must have.