ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на видеоклип группы Криц "Антиреклама"

Криц Антиреклама

10-09-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
КРИЦ
Релиз
“АНТИРЕКЛАМА” (Clip)
Год
2018
Стиль
Punk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эти столичные панк-идеологи существуют с 2009 года, но в 2012, видимо слишком увлёкшись массированной подготовкой к предсказанному концу света, перешли в формат пятилетнего творческого анабиоза, и вернулись в 2017, чтобы поразить мировую общественность своим очередным грандиозным полноформатником. По поводу грандиозности их готовящегося лонгплея я сделал вывод очень просто (спасибо врождённой дедукции и фильмам про Шерлока) – музыканты не довольствуются сочинением песен и выпуском синглов, а снимают поэтапно полноценные клипы на каждую песню. Всего роликов планируется 12 и после выхода последнего терпеливые зрители со слушателями получат в свои объятия весь альбом, ну а мы пока что рассмотрим те видео и треки, которые доступны на сегодняшний день.

Итак – “Повелитель мух”. Так вышло, что моё знакомство с видео-творениями Криц началось именно с этого творения, и оно задало тон моему восприятию всего творчества группы. Харизматичный, немного небрито-пузыто-обрюзгший полисмен приходит с работы, остаётся в белой майке и усаживается перед ТВ, где очень скоро появляются Криц. Мы видим с одной стороны забавную мимику героя, а с другой – музыкантов на ТВ-экране, они взаимодействуют друг с другом, торт, запущенный зрителем-милиционером, волшебным образом попадает в лицо одному из музыкантов, милиционер отчаянно жестикулирует и вообще очень живо и эмоционально реагирует на происходящее на экране – словом, происходит настоящий панк-фейерверк самоиронии, дикого отрывалова и ироничного времяпрепровождения.

Чувствуется, что пять лет, проведённые в молчании, не прошли даром, музыкантам надоело бездействовать, они успели здорово соскучиться по панковой непринуждённости, а попутно повзрослели, заматерели и ещё больше стали ценить время, проведённое с пользой, не забывая, в том числе, и настоящий панк-кавардак. Кстати, облик и настрой Криц в клипе “Повелитель мух” очень напоминает курскую группу Кэнди!, о клипе которых я не так давно писал. Не смотря на то, что возраст участников у Криц не такой солидный, уровень качества и профессионализма, внешний вид и подход к своему делу у этих групп имеет немало общего, хотя всё-таки у Криц чуть сильнее ощущается diy-составляющая, что, однако, совсем не означает, что тот же “Повелитель мух” плохо, подвально или не интересно смотрится.

Как говорит по этому поводу друг Симбы и Тимона по имени Пумба, Криц стараются показать своим зрителям, что там это здесь, а здесь это там, а на самом деле здесь это здесь, а там это там. Эффект получается очень интересный, а запущенные после ролика кадры из серии making-of ещё более помогают проникнуться весёльем и непринуждённостью, царившими на съёмках. Хотя на самом деле далеко не всё тут так просто и беззаботно. Элементы ненаучной фантастики, тонны сарказма и аллюзия к логотипу MTV отлично иллюстрируют серьёзные идеи музыкантов по поводу влияния телевидения на сознание телезрителей, о чём говорит предваряющий ролик сэмпл и отчасти дополнительное название трека “Прости меня за то, что я говно”. Вот так, максимально подсластив пилюлю иронией и гротеском, авторы попытались обратить внимание своей аудитории на серьёзные мировоззренческие вопросы, о которых мы не так много думаем.

Следующее видео именуется “Жесть” и уже не такое юмористическое, хотя ироничных (а точнее самоироничных) моментов там более чем достаточно. Для этого ролика Криц решили воплотить на деле дух, букву и визуальный имидж Нирваны времён “Bleach”, затусили в маленькой каморке (может даже за актовым залом), облачились в забавные одеяния и сыграли этот мрачный и утяжелённый панк-гранж-кроссовер перед хаотично мельтешащей камерой. Вышло стильно и забавно. Когда камера выхватывает одетого в чулки и женские туфли трубача или вокалиста в смешной шапке (то в одной, то в другой смешной шапке), по лицу сама собой ползёт улыбка, а шкала градусника позитива настойчиво стремится вверх, повышая количество ответственных за радость и хорошее настроение гормонов в крови.

Следующий клип “Эпигон” длится чуть более минуты, звучит как экспериментальный этно-метал с балалайкой, а видеоряд представляет собой минималистический чёрно-белый скетч на тему играющих и делающих страшные лица участников Криц. Последняя на сегодняшний день из доступных для просмотра видео-работ группы называется “Антиреклама” и это уже по-настоящему серьёзный и довольно злой ролик, в котором явно и открыто демонстрируются политические, философские, социокультурные идеи, а сам трек по-прежнему далёк от классического панка и демонстрирует достаточно монотонный индустриализированный материал с намёком на альтернативную хип-хоп-читку. Честно говоря, из всех работ он понравился меньше всего, так как заметно уступает по оригинальности другим видео, но неплохих моментов и здесь не так уж мало.

Уже судя по представленным четырём видео, готовящийся диск этого панк-кабаре обещает стать очень разноплановым, интересным и вполне вероятно близким к грандиозности. Если снова вспомнить Пумбу и его афористичные высказывания, можно констатировать: “труд – дело довольно трудное”. На каждый новый трек и его видео-отражение у Криц уходит по два месяца, однако тот факт, что треть пути уже пройдена, вселяет определённый оптимизм и заставляет смотреть в будущее группы с надеждой и предощущением новых занимательных и цепляющих песен и клипов. Очевидно, что участники команды далеко как не просты  и способны на многое, но вот куда их заведут творческие эксперименты и поиск себя можно только гадать. В любом случае идея снять клип на каждую вещь с диска это отлично: хочешь - слушай альбом, хочешь - смотри и наслаждайся. Все подобные релизы (вспомнить хоть “Железные мантры” Пикника) меня несказанно радуют и традиционно оставляют очень приятные впечатления.