ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

“Любые смыслы порождает сознание воспринимающего” Интервью с Александром Молодчим

27-01-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

С творчеством Александра Молодчего я познакомился благодаря группе Лестница Эшера и их альбому “Риф”, но стоило немного копнуть вглубь, как всё оказалось ещё интереснее, разнообразнее и непредсказуемее. Первый и изначальный one-man-проект Александра под названием Выморок уходит корнями своей истории в далёкий 1997 год, а его музыка настолько автономна и энергетически заряжена, что мимо неё просто невозможно пройти, не впечатлившись и не заинтересовавшись. Каждый кто слышал последний на данный момент EP Выморока “Без рук”, наверняка, уже оценил и распробовал магические нюансы данной работы, ну а у нас сегодня в гостях сам Александр с подробным рассказом про мистику, вдохновение, тексты, концепцию, эксперименты, философию посиделок на кухне и разговоры о главном, которые лучше всего идут в непосредственной близости к пищеблоку. Интервью в лучших традициях хорошей, серьёзной и вдумчивой музыки для думающих и читающих. Приятного погружения в мир настоящего и вечного рока, который по своей сути всегда был намного больше и шире, чем просто музыка.

Здравствуйте, Александр! Хотел сказать “доброго времени суток” и внезапно озадачился вопросом, а какое у Вас любимое и наиболее комфортное для жизнедеятельности время суток?

Доброго здоровья! Учитывая полярную ночь, я, безусловно, ночной житель.

Значит, можно сказать, доброй ночи!  Кстати, я часто слышу от самых разных музыкантов про то, какой Мурманск серый, мрачный, депрессивный и бесприютный город, а вы можете подтвердить или опровергнуть данное мнение? И как вообще, ощущается ли в музыке проекта именно город и его настроение?

Мне сложно судить со стороны, потому как я здесь родился, но судя по творчеству местных авторов, включая меня, он определённо серый, мрачный и депрессивный. Что правда не отменяет особого ощущения Края Света и мощи Ледовитого океана под боком. Сплошные Места и Люди Силы.

А у Вас есть в городе какое-то особое место Силы, где ощущаете себя лучше, чем обычно и где приятно и легко творить, и напитываться энергией?

Таких мест у нас много. Кто-то ходит в Хибины, кто-то на Сейд-озеро. Для меня лично это, в первую очередь, побережье. Териберка, Средний, Рыбачий. Но и в непосредственной близи от города и в его черте мест, преисполненных внимания, более чем хватает. Люблю прогулки по центру, особенно осенью, ближе к Самайну.

Питер в этом смысле как-то иначе оказывает влияние на творчество? Вообще никогда не возникало желания куда-то уехать и сменить географию?

Я жил в Питере в общей сложности года четыре и примерно половина материала «Стальной змеи», как и сама эта песня, была написана там. При всех своих достоинствах этот город определённо оказывает сильное влияние на психику. Жить там на постоянной основе я не смог, всё время тянуло на Север.

Как и с чего всё начиналось? Не является ли замысел Выморока авторской комбинацией блюза и рок-н-ролла, то есть того самого классического минорного русского буги, который так любят слушать и исполнять на кухнях?

Никакого особенного замысла не было. Были афиши, на которых Александр Молодчий писать было очень долго. Нужно было короткое, ёмкое название для потенциальной группы. Группы не случилось, а название осталось. Выморок – это весь мой сольный авторский материал. Что до стилистики – я стараюсь не связывать себя такими рамками. “Стальная змея” – блюз-рок, “Полночный сон” – фолк-этника, “В кольце” – психоделика. Сложно, конечно, апеллировать к альбомам, полных версий которых нет в сети, но в целом даже по обнародованным синглам можно составить общую картину творчества.

Почему Выморок? Что это за слово, и какое отношение оно имеет к музыке проекта?

Это шутка замедленного действия. Слово «Выморок» означает наследство, не имеющие наследника. То, что остаётся после смерти человека и больше не имеющее хозяина. Ещё есть версия что Выморок, это нечто, что породил Морок (аббревиатура Мурманского Областного Рок-Клуба, председателем которого я был лет 11).

А в чём смысл и философия проекта? Правильно ли понимать, что это русский рок, который с интересом посматривает в сторону Ят-Ха, Хартыга и Opycham, с тем чтобы в итоге выйти за пределы рока как такового и начать оперировать чистыми смыслами как шаманы и анахореты?

Сознательно я никакой конкретной философии в проект не вкладывал, а смысл каждый человек в песнях находит свой. Мои песни — это безусловно Русский Рок, и по жизни я с интересом поглядываю во все стороны, что определённо свойственно всем шаманам и анахоретам. Что до вышеперечисленных наименований – я бы рекомендовал поглядеть в сторону проектов Сергея Старостина или группы Хуун-хуур-ту.

Так Вы всё-таки шаман или анахорет? Или и то, и другое, и можно без хлеба?

Я не вижу противопоставления в данных терминах, всё зависит от состояния.

Если применить математику, то получается, что в этом году у Выморока солидный юбилей - 25 лет. Как Вам юбилеи вообще и этот конкретно?

От них становится не по себе. Когда играешь столько лет, перед глазами невольно мелькают юбилейные концерты Машины, Воскресенья, ЧайФа… Люди записывают красивые концерты, которые потом интересно пересматривать. Если бы у меня была группа и я мог бы себе позволить собрать Юбилейный, конечно, интересно было бы записать нечто подобное.

А что такого особенного и притягательного в Юбилейном и концертах там? Почему Юбилейный, а не Олимпийский, например, о котором мечтает целая толпа российских рокеров?

Ну Олимпийский мне в принципе никогда не собрать, да и заговорили про юбилеи, поэтому и всплыл Юбилейный. А вообще, как показала трагичная практика Игоря Талькова – лучше не играть в Юбилейном, вы правы.

А вообще как-то доводилось праздновать какие-то значимые даты по поводу своих групп? Как это происходило?

Вы знаете, поскольку я не привязан к распорядку дня, числам и графикам, я частенько даже примерно не догадываюсь, какой идет месяц или день недели, а когда на дворе полярная ночь или полярный день, так и во времени суток путаюсь. Таким образом я частенько пропускаю дни рождения, включая собственный. Хорошо сейчас хоть соцсети о них напоминают.

Но Самайн, Бельтайн и иже с ними всё-таки отмечаете? Новый год при всём желании очень трудно пропустить, когда такая шумиха вокруг него…

Для меня новый год это Самайн. Его отмечаем всегда, и всегда это праздник. А “Иронию судьбы” я предпочитаю по настроению пересматривать, да и весь год ограничивать себя в оливье и мандаринах считаю неправильным.

Стоит ли искать на альбомах Выморока следы классических альбомов Б.Г., Ольги Арефьевой и их проектов? И вообще куда ведут корни этой музыки?

Не знаю, стоит ли, но ежели таковые обнаружатся – я удивлён не буду. Если говорить о корнях - я так или иначе слушал весь классический Русский Рок от мейнстрима до андеграунда, начиная с группы Санкт Петербург (1967), и заканчивая малоизвестными, но гениальными проектами начала 2000-х, и большинство западной рок-классики.

А вообще насколько Выморок традиционен и следует в русле каких-то уже существующих традиций, групп и направлений? Насколько всё это дань уже существующему/стилизация и насколько чистые эксперименты, и аутентичное вольнодумство?

С моей точки зрения, ничего нового в плане музыкального новаторства я не делаю. Это классический этно-психоделик-рок. Ни в коей мере не дань и не стилизация.

Что первично у проекта: текст, музыка (мелодия, ритм, аранжировка и т.д.) или какая-то общая идея?

Обычно я начинаю наигрывать на инструменте зацикленную музыкальную фразу, потом впадаю в некое подобие транса и начинаю напевать под это дело фонемы, через какое-то время складывающиеся в слова. Как правило, текст приходит сразу и потом не правится, но бывают и исключения.

То есть напрямую качаете из астрала? Какие-то мистические совпадения и интересный истории в этой связи бывали?

Не уверен, стоит ли говорить о музыке терминами из сочинений Папюса, но определённо – вся моя жизнь — это интересная история и мистическое совпадение. Что до написания песен – временами можно как бы поймать за хвост чужую музу. Написать песню, несвойственную тебе, однако резонирующую похожим образом с чьими-то чужими. Я, к примеру, не люблю свою песню «Клетка», потому что она по всем моим ощущениям больше похожа на песни моего, теперь уже покойного, товарища Алексея Шумилова. Не то чтобы она плохая, и Лёхины песни я люблю, просто от этого не по себе как-то. Я не собирался такую песню писать, не собирался записывать и подавно не хотел обнародовать. Ан нет.

А как считаете, какой целевой аудитории подобное могло бы быть интересно, и ориентируетесь ли на слушателя, когда работаете над композициями?

Нет, при работе над композицией я ориентируюсь только на собственное чутьё. Что до целевой аудитории – практика показывает, что на внеплановых концертах сильнее всего на мои песни реагируют люди, максимально резонирующие с эпохой расцвета рока. Либо те, кто сами её застали, либо те, кому это невероятно близко.

Не говорит ли это о том, что Выморок “устарел”? Или о том, что думающие и чувствующие люди постарели? Вообще стоит ли тут видеть какие-то тенденции и делать какие-то далеко идущие выводы?

Тенденции увидеть несложно, выводы сделать тоже. Сейчас даже лучшие представители современных жанров, сочетающих слова и аккомпанемент гонятся за обилием формы, забыв о содержании. Вкратце:

Переломило слово моды призма,
И на таких как я взирают косо.
Но лучше быть слугою афоризма,
Чем королём словесного поноса.

Как случилось, что вы пересеклись с Юрием Шевчуком и Юрием Наумовым, и какие советы они вам давали?

Ну, с Юрой Шевчуком мы знакомы с 2001 г. по рок-клубовской линии. В 2006-м я накричал на него песней «Мой Рок» под гитару на кухне. Допел, открываю глаза – он в стенку вжался, сигарета в пальцах до фильтра стлела, но пепел как-то держится. Смотрит на меня и говорит: «Старик, да от тебя прикуривать можно…», так и подружились. Он мне свои наработки шлёт, я ему свои. Делимся мнением. В плане взгляда со стороны – незаменимая практика. В процессе работы над сведением альбома «Риф» гр. Лестница Эшера он очень много мыслей дельных подсказал, хоть и не близка ему эта музыка. С Наумовым история была такая. Юра, как известно – величайший гитарист планеты Земля. Я подошел к нему после концерта (год 2006-2007 это был), представился и предложил попеть ему своих песен. Он позвонил через день и пригласил в гости, где между делом, за чашкой чая изменил мне точку сборки и видение основных принципов игры на гитаре. Я, конечно, всё понял по-своему, но то, как я в результате играю – в огромной мере личная заслуга Наумова. Ещё, там же, на кухне, после прослушивания песни 7.01, в финале Юра взорвался фразой: «и мы стоим на этом!!!». Она в результате и заменила повтор оригинального рефрена.

Про кухню и пение на кухне очень интересное замечание - у меня с самого начала знакомства с проектом было чувство, что всё это рождено на кухнях долгими вечерами с большими и важными разговорами. А что такое вообще кухня для русского рокера и почему она и посиделки там так важны для всех представителей думающего отечественного рок-н-ролла?

А где ещё? В стандартной однокомнатной квартире нет гостиной, есть спальня, санузел и кухня. Ежели даже предположить некую гостиную – теснота больше благоприятствует уюту, поэтому маленькой компанией всё равно все идут на кухню, а в большой на высокие темы не поговорить – слишком много участников. На кухне есть стол, за которым можно пить чай пока в спальне спят, а в душе моются. И разговоры о главном лучше всего идут в непосредственной близи к пищеблоку. Вот и вся мистика.

И за окном обязательно должна быть ночь? Самое музыкальное время, по мнению Ницше. А днём собираться, общаться и играть на кухне доводилось? Получалось воссоздавать ту же самую особую магию?

Интересный вопрос. По-новому взглянул на Ницше, не помню у него этой фразы, спасибо. В целом про ночь я согласен, но есть исключения. Играл я когда-то на виолончели в группе Открытые окна, год 2003-2004 это был. Лидер проекта Андрей Худяков до этого играл на гитаре в группе Амон Ра, вокалист которой Павел Голубев замёрз насмерть в Москве в 2003-м. Так вот, когда Андрюха вернулся из Москвы, его прорвало просто. Он писал по две-три песни в день и пел так, что в двойных, советских, трёхметровых окнах Рок-клуба тряслись стёкла (и это вживую, без аппарата). Он тогда был Бог, от него сияние исходило. Мы гуляли по городу днём и играли просто везде. Невероятно хипповое было время, квинтэссенция Свободы. И энергия эта была очень солнечная.

Как так вышло, что на Ваших альбомах нет виолончели? Она не вписывается в общую концепцию проекта? Хотелось более простого и минималистичного звучания?

Ну, скрипок там тоже нет, как и любых других дополнительных инструментов. Во-первых, я просто не слышу смычковых в своих песнях. Во-вторых, когда один человек пишет всю аранжировку и материал, результат сильно напоминает порождение инцеста. У каждого музыканта свои рамки музыкального мышления и техники игры на инструментах. В результате многократно и непропорционально усиливаются какие-то конкретные, уже присущие произведению черты. В-третьих – в плане гитары я стремлюсь к тому, чтобы на концерте звучать так же, как на пластинке, поэтому намеренно не накладываю на записи дополнительных инструментов и лишь иногда позволяю себе продублировать флажолеты.

А как так получилось, что альбомы оказались настолько разными?

В 2008 г. я дорвался до студии, рассортировал песни по принципу похожести и сел писать сразу 4 разностилистических альбома. В 2010 выпустил на CD сборник, где было по 3-4 песни с каждого и залил в сеть. Долго искал издателя для всех четырёх пластинок, но так и не нашел. В результате, обнародовал «Стальную змею». А «Без рук» написался, пока тянулась вся эта история... По началу я записал «Рисунок» И «Там», на манер того, как «Camille» сделала на альбоме «Le fil». Сделал это больше по приколу, во время отдыха от работы над основными пластинками. А потом, с годами, дописались остальные песни, и пришла идея сделать релиз. Предпосылки к тому были давно. Я всегда выстраивал концертные программы, перемежая песни а капелльными «присказками». Потом они решили объединиться в альбом.

Не сложно ли писать одновременно столько разных и не похожих друг на друга релизов? Не было никаких диссонансов?

Как оказалось – очень сложно. Наверное, именно поэтому всё это тянется более десяти лет. Записывать материал по мере накопления без всякой концепции было бы куда проще. Я потом понял, что, по сути, взялся повторить подвиг Толика Крупнова, но не сдюжил. Это вопрос цены, наверное. Мне Юра Наумов после знакомства сказал: «Чувак, если ты всё время будешь фигачить на все 360Вт, что у тебя в венах пульсируют, ты сгоришь через год. Этот вольтаж нужно только изредка показывать, но так, чтобы он подспудно всё время ощущался. Расходуй энергию так, чтобы тебе её до 70-ти лет хватило». Я прислушался, но с тех пор часто слышал от людей, что мои записи сильно проигрывают в энергетике концертам.

На данный момент какой из альбомов Вам ближе и приятнее? И можно ли сказать, что “Без рук” частично отменяет и перекрывает “Стальную Змею”?

Ни в коей мере. С тех пор как я занялся студийной работой, у меня нет старых альбомов и новых. Работа над всем этим материалом происходила параллельно. Каждая пластинка – просто иная точка зрения на одно и то же.

Стоит ли понимать материал EP “Без рук” как единоразовый эксперимент или это направление планомерной эволюции проекта и дальше будет больше именно материала в таком ключе?

Какой материал будет преобладать после релиза запланированных пластинок сложно сказать. По уже имеющимся и не записанным песням у меня лично складывается впечатление, что это опять будет нечто иное.

А как насчёт альбома с инструменталом одной только виолончели, что-то вроде нашего ответа Apocalyptica на основе отечественных философских и мистических традиций? Не интересно такое?

Я считаю, что первый альбом Апокалиптики – чистое искусство, не нуждающееся ни в ответах, ни в повторениях. Сам я пока не склонен к сочинению инструментала, а вот написание развёрнутых аранжировок для любимых проектов – моя слабость. Жаль, что нет хороших записей моих работ с группой «Железная рука Геца Фон Берлихингена», там сама по себе музыка была очень сложная. Много модуляций, перемены ритма. Такая музыка заставляет расти над собой и в плане мышления, и в плане техники.

Но записи планируются и в обозримом будущем могут появиться?

К моему бесконечному сожалению, это вопрос больше не ко мне, а к Юлии Владимировне Ивановой, более известной как Андвари. Запись таких произведений это колоссальный, титанический труд. На данный момент она занята другими своими проектами.

А что вдохновляет на тексты? Как и под впечатлением от чего они создаются?

Тексты я пишу неотделимо от музыки, и в последнее время мне всё больше кажется, что они никак не связаны с впечатлением от чего-либо конкретного. Просто в определённый момент сознание смещается, а тело пишет песню. Стихи – другое дело. Они – формулировка болезненных эмоциональных переживаний.

То есть тексты - это практически психоанализ и свободные ассоциации, и даже для Вас они не всегда понятны и очевидны? А бывает ли такое, что смысл того или иного текста открывается и приходит лишь спустя какое-то время?

Мне кажется, что любые смыслы порождает сознание воспринимающего, а не транслирующего. Перечитывая один и тот же текст, человек по-разному его понимает в зависимости от своего состояния. С любым настоящим искусством так.

А если назвать пять книг, которые сильнее всего повлияли на образы и настроение альбомов Выморока, то что это будут за книги?

Сложно сказать. Так или иначе, на человеке оставляет след всё, с чем он соприкоснулся вниманием, но выделить что-либо наиболее значимое у меня не получается. Конечно, можно послушать пару фолковых песен и сказать – вот, чувак явно читал “Чёрную книгу Арды” в первом издании, но это скорее будет нечто интуитивное, неуловимое, не контекстуальное. Скажем так – влияния книг, которые я рекомендую друзьям в моём творчестве проследить сложно даже мне. Вот разве что недавно отследил нечто похожее, перечитывая “Зелёный лик” Майринка, но что это было – уже не вспомню.

А что Вас связывает с “Чёрной книгой Арды”, ролевиками-менестрелями и данной традицией?

Годы ролевых игр, масса друзей и много синяков от походов в бугурты, наверное.

Альбом в стиле Элхе Ниеннах, Лоры Бочаровой, Иллет, Скади или Йовин у Выморока когда-нибудь сможет появиться? Вообще подобное привлекает в творческом плане?

Ролевых песен у меня нет, но мои фолковые вещи временами оказываются созвучны таким настроениям. Лучше Легенды (Максима Брагина), я всё равно на эту тему не напишу, да и не я решаю какие песни писать, это они решают.

А песни по мотивам творчества Майринка? Или что-то с чуть более понятными и однозначными генеалогическими влияниями? Возможен ли уход проекта в сторону вот такой чуть большей очевидности и конкретности?

Нет, я так не умею. В своё время Лена Беляева ввела термин «Датская поэзия». Это стихи, намеренно написанные к какой-либо дате или по какому-либо поводу. В общем, на заданную тематику. Даже если предположить, что литературного навыка у меня для этого хватило бы – подобное произведение явило бы собой торжество формы над содержанием, что претит моему чувству настоящего.

Что касается продиктованного вдохновением постмодерна – это к Клейновскому. Колюня отлично умеет писать песни по мотивам книг, картин, фильмов и других песен. Я думаю, одной Лестницы Эшера в мире более чем достаточно.

А не сложно ли настолько свободолюбивому человеку как Вы загонять себя в рамки и озвучивать датские композиции? Вообще как одно (свободолюбие и нежелание идти на поводу у формы) сочетается с другим (с творчеством Лестницы Эшера по мотивам фильмов и книг)?

Лестница - дело иное. Творчество Николая продиктовано вдохновением. Сам процесс написания песни у нас ним похож, только у него рождаются вещи под впечатлением от произведений искусства, а у меня под впечатлением от самой жизни непосредственно. Коля тоже пишет по наитию, а не «под заказ», просто он умеет в момент рождения песни направить её в нужное ему русло. К примеру, его песня «Крысолов» написана под впечатлением от рассказа Александра Грина, но если этого заранее не знать – из самого текста сложно проследить эту связь.

Работа с Лестницей тот случай, когда пальцы сами играют аранжировки, а мы с Колей дивимся получившемуся результату. Это ни в коей мере не озвучивание, но сотворчество. Такой опыт принципиально отличается и от сольного сочинительства, и от проектов лидер-диктаторов, которые сами пишут и материал и аранжировки, а музыкантов держат в ежовых рукавицах.

А как вообще считаете, что дают человеку книги и почему их так важно читать?

Учебник физики даёт одно, сборник сказок – другое. В целом, если у книги был хороший редактор, повышается грамотность и развивается навык формулировки собственных мыслей. Для меня это, в первую очередь, эскапизм. Я последнее время стараюсь ничего кроме фэнтэзи не читать, потому как драмы и философии мне и в жизни хватает.

А вообще Выморок - это больше мысли и смыслы или состояния и переживания? Чего у вас больше?

Для меня это определённо состояние. А поскольку тексты я воспринимаю уже после того, как они напишутся, для меня самого они часто становятся откровениями в плане мыслей и смыслов.

Юрий Шевчук не ругает за примат настроения над текстом? В русском роке ведь, как правило, текст и его смысл, формальный месседж для слушателя важнее….

Тут надо понимать, что, если Юра что-то ругает, это совершенно не обязательно ему не нравится, возможно это просто форма донесения конструктивной критики. Равно если он что-то хвалит – возможно он просто подчёркивает в чём-то верные, на его взгляд тенденции. Меня он по-доброму ругает только за общую мрачность и приверженность классическим (возможно безнадёжно устаревшим) роковым традициям, но всегда хвалит за работу с гитарой и звуком.

Отвечая на вторую часть вопроса - если бы в русском роке текст был важнее всего остального – основная масса его слушателей состояла бы из поклонников Башлачёва, а это отнюдь не так.

А откуда у Вас общая мрачность? Это отголоски “Чёрной книги Арды” и ранней Ниенны с полчищами других “чёрных” ролевиков, симпатизирующих тёмной стороне?

Как я упоминал ранее — это общая отличительная черта Мурманского рока. Что до отголосков – в нашей тусовке никто по оттенкам серого не делился, но, определённо, песня «Слово оруженосца» Иллет в своё время была местным хитом. Как я уже говорил - так или иначе, на человеке оставляет след всё, с чем он соприкоснулся вниманием. Насколько это прослеживается в моих песнях со стороны виднее.

А приверженность классическим и устаревшим тенденциям это традиционализм, консерватизм и желание большой укоренённости в том хорошем, что было раньше, или всё-таки что-то другое?

Нет, это всё не намеренно. Просто мой жизненный опыт сформировал меня именно таким образом. Моей первой группой были the Beatles. Дальнейший путь развития не трудно проследить, он во многом повторяет траекторию музыкальных проектов из 80-х.

Мне показалось, что лирика “Стальной Змеи” и последовавшего за ним EP совершенно разная, по-разному написана и обладает совершенно разными энергетическими зарядами, это так? Можно ли их настолько кардинально противопоставлять?

Мне сложно об этом судить, я никогда этот момент не анализировал. Можно ли противопоставлять? Наверное, можно, если вам так хочется, вопрос – зачем?

Наверное, самый необычный трек на альбоме “Без рук” это “Чудовище”. Безумно интересно, какова история данной вещи и кому она посвящена?

Песня была написана в 2005 г. под впечатлением от моих тогдашних непростых, но крайне стимулирующих творчество, отношений и не предполагалась быть опубликованной. Вообще это драма. Хорошо, что в момент записи родился последний куплет, несколько меняющий ключ всей композиции. А посвящена она всем, кто сам того пожелает.

А помните тот момент, когда пришло осознание, что чудовища не живут под кроватями, а прячутся внутри нас? Это можно назвать началом Вашего интереса к их миру и их жизни?

Ну почему не живут? Я долгое время жил под кроватью. У меня была комната в коммуналке, и кровать в ней на манер второго яруса. Под ней висел стол на цепях и пили чай гости. Альбом «Под кроватью» Санни Хилла из группы «Смерть Генерала Кастера», был записан как раз под ней, отсюда и название. Что до внутренних чудовищ – на эту тему Бранимир написал исчерпывающую песню “Нэсси”, в полной мере этот вопрос осветившую.

Чистую мистику в творчестве проекта стоит искать или тут всё аллегории?

Стоит или нет – каждый решает для себя сам. Если кто-то найдёт – кто я такой чтобы с ними спорить.

Но сознательно ничего такого не закладывалось?

Сознательно это всё только записывалось. Писалось – бессознательно.

Если бы Фрейд был нашим современником, не было ли бы интересно пообщаться с ним на тему бессознательного и проследить истоки и генеалогию?

Небылолибы. На мой взгляд, среди современников хватает куда более интересных собеседников. Что до анализа текстов – нет ничего нового под солнцем. Люди веками на разные голоса поют об одном и том же.

Является ли для Выморока принципиальной позиция творчества в режиме one-man-проекта или в будущем возможно расширение коллектива и вхождение в состав других участников?

Из интервью Башлачёва:

- Александр, а не хотели ли бы вы обзавестись группой?

- Хотели ли бы? Хотелилибы (кивает)!

Если когда-нибудь найдутся люди, которые полюбят и захотят на постоянной основе играть мой материал – я буду счастлив. Пока, почти за 25 лет сольного песнопения, таковых не нашлось.

А как думаете, в чём причина? Что отпугивает потенциальных согруппников?

Ничего. Просто большинство людей, мечтавших играть такую музыку, умерли в 70-х.

Является ли проект сейчас активным и почему так долго не было нового материала?

Я думаю, тут сыграла совокупность факторов. Я всё делаю один, сводить собственный материал это пытка, особенно, когда пытаешься одними эффектами и панорамированием заменить отсутствие аранжировки и превратить звучание человека с гитарой в звучание группы. Поскольку проект не завязан ни на коммерческую составляющую, ни на фидбэк от фан-сообщества – стимула торопиться нет. Есть глобальная задача – успеть за жизнь записать в удовлетворительном качестве весь написанный материал. Помимо того, ко мне частенько обращаются друзья, которым необходима помощь с их проектами, кои я очень хочу слушать дома в наушниках и получать удовольствие. Если я не помогу – проекта не будет. Так прошлые два года ушли на работу над «Рифом» Лестницы Эшера и над дебютным альбомом Гантенбайна.

Что в самых ближайших планах и когда ждать нового материала от Выморока?

Нового – не знаю, не опубликованного в сети – надеюсь в этом году. Сейчас я заканчиваю работу над альбомом «Тоска».

Что сейчас с Лестницей Эшера и идёт ли работа над новым материалом?

После записи «Рифа» у нас оставалось студийное время, за которое мы успели записать партии гитары к альбому «Пешка» и вокал на одну из песен. Параллельно идёт процесс написания материала к альбому по циклу романов “Черная башня” Стивена Кинга.

С каким-то ещё своими группами и проектами Вы сейчас готовите что-то? Как в целом сейчас распределяется занятость и внимание? Между чем и чем?

Сейчас я максимально стараюсь переключиться на работу над собственным материалом, но всегда существует фактор Клейновского. Помимо того, медленно идёт процесс мастеринга альбома Гантенбайна. Это будет очень сильная, поэтическая работа на стыке немыслимых жанровых стилистик. Музыка для музыкантов в общем.

Можно ли сказать, что у позднего Выморока и Лестницы Эшера есть определённое сходство в плане визуализаций и эстетики (используемых для синглов и альбомов изображений)?

Альбомы «Дом, который построил Джек» и «Без рук» оформляла Анастасия Донецкова, некогда более известная под псевдонимом А. Мель, так что вполне.

А всё-таки почему графика и монохром? В этом есть какой-то особый смысл?

Возможно, но я его ещё не постиг. Изначально обложка «Без рук» выглядела как черная точка на белом листе. Я отправил обложку Насте, а она сделала остальное.

Альбом Лестницы Эшера вышел даже на виниле, а для Выморока хотелось бы подобного? Вообще имеет значение, в каком формате и на какой аппаратуре слушать Ваши песни?

Я свои альбомы дома не слушаю, так что мне всё равно в плане носителей. Будет спрос – будет винил. А вот аппаратура — это важно. Я сильно заморачиваюсь на режиссирование звука, поэтому студийные наушники с максимально правдивыми АЧХ – мой выбор и рекомендация.

Ваши финальные слова и пожелания тем, кто читал нас и дочитал до конца?

Я бы пожелал людям в современном мире всегда делиться с окружающими полюбившейся музыкой, и каждый раз вместо того, чтобы критиковать плохое – рекомендовать хорошее.

Спасибо за интервью!