ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Тропы Не Врут "Готовы к рукопашной"

26-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ТРОПЫ НЕ ВРУТ
Релиз
“ГОТОВЫ К РУКОПАШНОЙ”
Год
2020
Стиль
Hard rock / bard rock / folk rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Саратов

Познакомиться с этим альбомом меня заставила его яркая обложка. От релиза с таким оформлением можно было ждать чего угодно, но будь это хоть атомный трэш или радиоформатный поп-панк, выбрав для себя такой кричащий арт, он просто обязан был бы звучать качественно, броско и сильно. И интуиция меня ни на грамм не подвела! Нет, ни атомного трэша, ни сентиментального панка на этом альбоме я так и не нашёл, зато нашёл кое-что получше и поинтереснее. Смесь народных традиций, глубинного эпоса, правдорубческих традиций Егора Летова и напевной фолковой скрипки с современными, актуальными, но всё равно глубокими и интеллектуальными текстами сами Тропы Не Врут характеризуют просто как хард-бард, однако их харизма и кипучая творческая поэтичность наполняют это определение совершенно новым смыслом, расширяя рамки привычного и устоявшегося на своём вот уже третьем полноформате.

Фолк-тоска, рок-надрыв, бард-повествовательность – всего этого на альбоме до краёв, и всё это у Тропы Не Врут как в народных сказках: яркое-яркое, синее-синее и бессмертное. Наверное, именно так и должен звучать фолк-рок образца 2020 года, когда на основе The Dartz, Башни Rowan и Мельницы появляется что-то совершенно новое, свежее, ультра-современное и совершенно непредсказуемое. Должны ли современные фолкеры и барды носить бороду лопатой и подпоясывать широкие славянские рубахи тонкими ленточками-поясками? Похоже, Тропы Не Врут так не считают, и их интерпретация народных традиций и патриотического панибратства буквально заставляет обратить на себя внимание какой-то слишком уж вольной, красноречивой и свойской подачей, вызывая в памяти скоморохов и менестрелей.

Тропы Не Врут явно принадлежат к той же самой традиции, которой по разному и в разное время следовали Торба На Круче, Сварга, Иван Царевич и ещё масса подобных и неподобных групп, но общего в данном случае только источник инспирации и тот жирный и плодородный чернозём, из которого берёт свои силы и вдохновение коллектив, а вот финальная форма и конечный результат получается у данной капеллы очень самобытным и самодеятельным. Они достаточно тяжелы и по-роковому напористы, но в то же время их саунд отличается многослойной полифоничностью, а в голосе вокалиста на постоянной основе присутствуют разные, а порой и взаимоисключающие оттенки, из которых складываются такие разные, на удивление непредсказуемые и по-настоящему жизненные вещи, где слёзы, кураж и улыбка сочетаются на удивление ровно и складно.

Как я уже упоминал, сейчас перед нами сейчас уже третий официальный лонгплей этого саратовского коллектива, но каких-то радикальных изменений у группы не наблюдается, поскольку всё уверенно консолидируется у них вокруг личности главного автора и вокалиста команды Алексея Белозера. Насколько я знаю, когда-то давно Алексей работал в приюте для несовершеннолетних, был там заведующим психологическим отделением, затем пробовал себя в журналистике и сотрудничал с местными газетами, а до всего этого окончил факультет философии и психологии. И всё это более чем слышно и очевидно в творчестве его коллектива. Пожалуй, даже настолько слышно, что никакие изменения и нововведения его группе в принципе не нужны, ведь перед нами и без того очень впечатляющий вариант потока сознания, ставшего музыкой и песней.

Помните, как все мы в конце 90-х наблюдали зарождение в Германии менестрель-металла, а такие группы, как In Extremo, Subway To Sally, Saltatio Mortis и Tanzwut казались тогда такими свежими, удивительными и революционными? Вот то же самое пробуют сейчас делать и Тропы Не Врут, только получается это у них очень по-русски и с исключительной приверженностью отечественным славянофильским традициям и нашим собственным славянским историческим принципам. Не менестрель-метал, а скоморох-рок с тяжкими гитарами, трескучим дисторшном, крикливо зазывающим хриплым голосом с явными отголосками всех наших национальных героев от Петра Мамонова до Владимира Высоцкого и от Окуджавы до Егора Летова, не забывая про их разнокалиберных продолжателей и интерпретаторов вроде Манго-Манго и Вени Дркина.

И всё-таки больше всего на альбоме влияний и традиций приснопамятного Александра Башлачёва, хоть и интерпретируются его идеи и интеллектуальные выпады группой совершенно по-своему и очень авторски. На альбоме есть и тяжёлые ревущие треки, и проникновенные баллады с намёком на вселенскую мудрость, а ближе к концу релиза в звуковую палитру пластинки даже вклинивается нежный женский вокал, и в итоге диск, стартовавший как провокатор, желающий драки и забав в духе “стенка на стенку”, финиширует как мудрый, гармоничный и настоявшийся арт-бард-фолк с песнями о важном, главном и первостепенном. Буян-скоморох смывает свою маскарадную раскраску и, присев на бревно возле дома, начинает выдавать такие жизненные и душевные штуки, что его экзистенциальные аксиомы продирают до мозга костей.

Понравился ли мне альбом “Готовы к рукопашной”? Боюсь, тут у меня просто не было выбора. Есть группы и люди, которых просто невозможно игнорировать. В этой связи мне вспомнился случай из моего школьного ещё, тинейджерского детства. Было мне тогда лет четырнадцать, и как-то задумал я прогулять школу, а вместо этого забрести в рок-магазин и прикупить себе новинок Therion, Rotting Christ, In Flames и иже с ними. И как на грех, пока собирался и зашнуровывал “камелоты”, включил наугад ТВ, чего практически никогда в те времена не делал. А там “Доброе утро, страна” или что-то ещё такое подобное, а в гостях в студии Петя Мамонов. Несмотря на то, что его песен и творчества я в те годы практически не знал, да и не мой это был стиль совсем, оторваться от экрана я так и не смог до самого конца передачи и никуда в итоге тем утром не пошёл.

Прославившийся затем своим участием в фильме “Остров”, Мамонов так убеждённо и увлечённо рассказывал про The Beatles, свою маму, каталог пластинок, любимые группы, парадоксы нашей жизни и другие подобные вещи, что даже бывалые ведущие первого канала так и не смогли вставить слово в его монолог и понуро слушали всю эту рандомную, но такую жизненную и выстраданную отповедь Петра Николаевича. И в случае с группой Тропы Не Врут очень похожая ситуация. Их музыка это экзистенциальный рок, он глубоко существен, сущностен, добротен, универсален и… прост, как правда. Благодаря всем этим качествам в своё время песенки Высоцкого, Окуджавы и Вертинского звучали в наших широтах из каждого утюга, а их преемники вроде Б.Г. или Калинова Моста до сих пользуются стабильной и заметной популярностью.

В случае с рецензируемым альбомом за интригующей обложкой скрывается не менее глубокое и интригующее содержание, а всесторонняя автобиографическая подоплёка всего этого действа и солидный интеллектуальный кругозор лидера коллектива даёт альбому терпкий привкус настоящей серьёзной литературы и подлинного духовного опыта. Хотя бы раз внимательно послушать “Готовы к рукопашной” практически равнозначно долгим путешествиям автостопом по российской периферии, горьковатым беседам с каликами-перехожими у монастырских стен где-нибудь в Сергиевом Посаде или спорам до хрипоты о высшей правде с деревенскими парубками малороссии. Такую аутентичность сымитировать невозможно, она либо есть, либо её нет, и группа Тропы Не Врут это однозначно первый вариант.