ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом группы [РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ] "Свет Погасшей Звезды"

[РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ] "Свет Погасшей Звезды"

13-05-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
[РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ]
Релиз
“СВЕТ ПОГАСШЕЙ ЗВЕЗДЫ”
Год
2019
Стиль
Alternative rock
Лейбл
GRAVITY RECORDS
Страна, город
Россия, Екатеринбург

Уже своим названием эта екатеринбургская капелла напоминает о важности и желательности резервной дупликации значимых для вас данных и файлов, однако что-то подсказывает мне, что в данном случае посыл, который авторы вкладывали в своё название, куда обширнее и глубже. Музыканты данного коллектива и особенно лидер и основатель команды Евгений Батенщиков с большой любовью относятся к истории мировой художественной культуры и к интеллектуальным жемчужинам этой самой истории, а потому вполне можно полагать, что свой собственный коллектив и своё творчество Евгений расценивает как некую резервную копию всего того самого важного, глубокого и значительного, что было сделано в мировом рок-искусстве на случай….в общем вы поняли – на случай если все сервера и носители в мире вдруг разом выйдут из строя и мы потеряем возможность наслаждаться битлами, роллингами и фильмами Ларса Фон Триера.

“Свет погасшей звезды” – дебютный альбом [РЕЗЕРВНОЙ КОПИИ], однако задолго до выхода диска в марте нынешнего года коллектив всемерно искал себя и своё звучание и даже выпустил несколько синглов: игриво-комедийный с тяжёлыми гитарами “Я – планктон! (Харлей-Дэвидсон)”, проникновенную блюзовую балладу “Беги! Беги! Беги!!!” и несколько алогичную атмосферно-философскую вещь “Слёзы Ангела”. А ещё ранее Евгений Батенщиков выступал сольно и выпустил ряд, как он сам говорит, “подпольных альбомов”. Эксперименты и ирония, классический рок-н-ролл и инди-рок, тяжёлые альтернативные гитары и блюзовые гармонии – всё это без труда можно найти уже в ранних треках состава, а для альбома музыканты подготовили наиболее выдержанную и концептуально выверенную вариацию своей музыки с тем чтобы показать себя слушателям с наиболее удачных ракурсов, но в то же время не забыли и про некую первозданную рок-сырость, которое так много было на ранних записях группы.

Альбом стартует с ритмичной, жёсткой и оснащённой мощным стадионно-хоровым припевом вещи, которая называется “Жадное желание жить” и приносит на диск драйв и ритмику хард-рока, однако философская глубокомысленность, лёгкие и непринуждённые вокальные мелодии и поэтическая повествовательность авторов, не исчезают и не теряются за плотными риффами, чётким пульсом упругой ритм-секции и строгим голосом Евгения с интонациями Бутусова, а наоборот ещё усиливаются и по-особому подчёркиваются. Театрализованный трек “Недоделанный клоун” сменяется полифоничной, по-фолковому раздольной балладой “Я больше не сталкер”, а затем рассыпается дремотной негой абстрактно-медитативного рок-эпоса “Голоса”, где клавишные переливы и фоновый дисторшн щедрыми и размашистыми мазками наносят свои саунд-пейзажи и рисуют мир ироничных рокеров-пилигримов.

Изломанный трек “Выцвели глаза” в духе экспериментов капитана Африка в “Ассе” сменяется отличной вещью в лучших традициях раннего Аквариума, который называется “Танцующая с Богом”, а в бодрой меланхолии песни “Золотые мечты” можно услышать одновременно и характерные интонации Горшка, и хоровые припевы в духе ленинградского рок-н-ролла (на бэк-вокале точно не Дюша Романов?). Интересно уживаются друг с другом мрачноватая готическая балладность Кукрыниксов, романтичность Кино и эта характерная хипповская лёгкость-мечтательность Дюши Романова в песне “Только не меня”, продолжается альбом энергично-качающим треком “Сибирь, Сибирь”, который звучит в лучших традициях стадионных рок-гимнов и на самом деле не имеет недостатка в той самой живой и кипучей энергии древних рок-идолов, а заканчивается всё серьёзной, взрослой и глубоководно размеренной балладой “Киты уходят в море”, где психоделично-флегматичные гитарные проигрыши напоминают подвиги Pink Floyd и Grateful Dead.

У [РЕЗЕРВНОЙ КОПИИ] есть всё, за что ценители ценят, а любители любят классический русский рок – самобытность, творческое дерзновение, театральность, осмысленность и философская глубина, серьёзные смысложизненные темы и лёгкое, отстранённо-созерцательное к ним отношение. Сочетание посылов и характеристик, свойственных раннему Аквариуму, Звукам Му, Пикнику и Аукцыону, а также харизматичных то отрывисто-речитативных, то напевно-раздольных вокальных партий в совокупности приводит к созданию интересных рок-многогранников, которые настолько же просты в обращении, насколько универсальны и глубоки, а главное – у группы есть яркий и харизматичный лидер с характерным и легко узнаваемым голосом. Будь то матерный рок, вежливый джаз, ласковый блюз или святая молитва Евгений оживляет их своим театрально-эмоциональным подходом, а его рифмы и образы надолго остаются в памяти.

Можно назвать [РЕЗЕРВНУЮ КОПИЮ] театром одного актёра, где основной действующий персонаж Евгений Батенщиков вовсю радует себя и своих слушателей вольной, но не самовольной и не бесконтрольной интерпретацией рок-классики – и собственно творчество данной группы на самом деле в большей степени напоминает как раз театр или по крайней мере нечто очень к тому близкое, и именно этим фактом объясняется столь радикальное жанровое разнообразие рецензируемой работы, где дурашливая “Недоделанный клоун” запросто сочетается с лунной “Киты уходят в море”. И всё-таки в отличие от чисто театральных  групп Евгений и его коллектив не забывают про качественный полифоничный инструментал и не просто упирают на высокий уровень сыгранности, а на самом деле стараются писать настоящие рок-сюиты подобные творениям тех же Pink Floyd. И это хорошо.