ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА (МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛИСТ)

Рецензия на альбом Vy Pole "Woven Trail"

Vy Pole, Woven Trail

15-07-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

VY POLE – 2016  * * * * *
Post-rock/post-metal
"WOVEN TRAIL"
SELFRELEASED
Россия, Санкт-Петербург

В тот самый момент, когда ваш взгляд упал на предлагаемую вашему вниманию в данный момент рецензию, совершилось достаточно заметное историческое событие. Вы узнали о существовании лучшей российской инструментальной post rock/post metal группы. Кажется невероятным и даже неправдоподобным, но даже в настоящее далеко уже не постперестроечное время можно сказать в самом центре постсоветского пространства существуют группы, которые не только развивают мировую художественную культуру и творят что-то новое, но действительно создают и созидают своими музыкальными произведениями целые миры.

Одна из таких групп - коллектив со странным названием Vy Pole стартовал 11 декабря 2012 года в Санкт-Петербурге и с тех самых пор свято чтит и помнит свой День рождения. Да оно и не удивительно: музыка действительно шикарна настолько, что позволяет относиться к ней с особым вниманием и даже трепетом. В самом конце июня 2014 года квартет выпустил дебютный, имеющий одинаковой с группой название, релиз, который практически сразу же получил статус эпохальной работы, а сейчас нашему вниманию представлена вторая пластинка коллектива, которая имеет название “Woven Trail” (“Плетёный путь”).

Открывает альбом мрачная угрожающая “Drowning Sun” с как будто потерянным отстранённым звучанием гитары и целым созвездием авангардных атмосферных звуков в духе альбомов Antimatter “Saviour” и Fading Colours “I’m Scared of….”, хотя на самом деле музыкальные корни подобной музыки лежат, конечно, совсем в иных широтах – там, где обитают Yes, King Crimson, Jethro Tull, Genesis, Rush и Pink Floyd. Мрак и чернота открывающей альбом пьесы очень быстро рассеиваются, сменяясь артовыми, прогрессивными и психоделичными тонами поздних “пинков” (И в частности их шедеврального концертника “Delicate Sound Of Thunder”) и даже ранних Grateful Dead.

Вы будете удивлены, но по мере прослушивания всё той же “Drowning Sun”, я поймал себя на мысли, что нахожу колоссальное сходство в том, что исполняет сейчас Vy Pole с творчеством Dead Can Dance и их потусторонней ядрёной этники, прослушивание которой всегда было прерогативой “тех, кто понимает”. Печатью именно такой элитарности отмечены и гитарные эксперименты, представляемые нашими питерскими молчаливыми экспериментаторами, цель и смысл разнообразных действий с музыкальными инструментами которых, как я подозреваю, всё тот же джеральдовский отрыв и уход в иные плоскости и измерения.

Но вот звучит второй трек “Time Goes Wrong”, и его намного более агрессивные, быстрые и резкие дисторшенновые посылы заставляют усомниться в первоначальной психоделичной природе свежих музыкальных произведений команды. Но это только на пару минут. Ибо атмосферность и прозрачность возвращаются в alma mater так быстро, что вы уже вряд ли вспомните, что они куда-то могли исчезнуть. Немного болезненная, свинцовая тяжесть и непрозрачность напомнила мне культовый в определённых кругах французский фильм “Пола Икс” c Катрин Денёв и молодой тогда ещё Екатериной Голубевой. Да и сама музыка той странной, репетировавшей на заброшенном заводе группы, что была в фильме, весьма напоминает то, что делает сейчас Vy Pole.

Музыкальные произведения “Woven Trail” можно сравнивать с частями огромного узорчатого ковра или гигантского пазла. Каждый трек представляет лишь один фрагмент от всеобщей картины, который перекликается с остальными лишь частично и эпизодически. Так, третья композиция под названием “Enormous” представляет собой удивительный фьюжн пост-психоделики и не совсем традиционного new age и world music, что в итоге приводит к созданию впечатляющей, невероятно гармоничной композиции, местами напоминающей своим звучанием музыкальную шкатулку, а местами – тоскующую и беспросветную позднюю Anathema, встретившую в своих безысходных поисках ещё более мрачных затейников из Tool.

“Gallery Of Nothing” начинается со звука испорченного радиоприёмника, нойзовая пытка которым впоследствии с присоединившейся к нему гитарой продолжается в общей сложности без малого полторы минуты, но на деле этот трек оказывается самым приятным для уха среднестатистического меломана со стажем и действительно ласкает слух своими лёгкими и гармоничными гитарными переборами, а затем, утяжеляясь, отдаёт чем-то от трип-рокового и ещё думового, но уже космического The Gathering приблизительно 1995-2000 годов. Вот уж поистине, нежданная встреча.

“Broken Arrow”, на первый взгляд, предлагает своему слушателю более традиционный и ортодоксальный тяжёлый рок, но так может показаться только действительно с первого взгляда. Гитары предельно изощрённы, ритм-секция по-джазовому отрешена и не чужда экспромтам, а смены музыкальной мысли, атмосферы и настроения в этом треке происходят так часто, как ещё ни разу до этого на “Woven Trail”. Как будто, чувствуя приближение развязки, звуки стали сами собой суетиться и, повинуясь непроизвольному повышению внешних температур, организованная хаотичность их броуновского движения всё ускоряется и ускоряется с тем, чтобы неожиданно смолкнуть, оборваться и разразиться финальной, завершающей альбом 11-минутной композицией “Leaving You”.

У меня ни на минуту не было сомнений в том, что под конец Vy Pole подготовили что-то особенное. И вновь первые полторы минуты наши слуховые аппараты подвергаются испытанию нойзоподобной звенящей какофонии, и лишь затем трек переходит в протяжную атмосферную вещь, в которой даже без слов чувствуется горечь и пронзительная звенящая тоска расставания. Мы уходим, всё уходит, этот мир проходит и его скоромимопреходящая красота не способна утолить глубинное человеческое желание бесконечного и беспредельного, как будто говорят этим треком сами музыканты. Слушая этот номер, понимаешь, почему музыка проекта полностью инструментальна. Есть такие вещи, которые находятся “выше слов, выше снов, вровень с нашей тоской” (Б.Г.). Выразить их посредством слов невозможно.

А если вас интересует, что означает название этого проекта, то самый простой вариант, который, наверное, даже приходил вам в голову, и был на самом деле правильным. Как говорят авторы и создатели музыкальной магии Vy Pole, это название не означает ровным счётом ничего. Просто сочетание букв, рождающих (или не рождающих) определённые (или не определённые) ассоциации. Вы поле. Вы – поле. В поле. “Плетённый путь”. Вполне в духе post-музыки и вполне аутентично тому музыкальному материалу, который исполняет коллектив. Такая музыка не нуждается в словах и в претенциозной рекламе. Она всегда сама найдёт своего слушателя. Потому что слушатель уже сам изначально ищет этот звук и эти созвучия, которые живут и вибрируют где-то “вровень с нашей тоской”. Абсолютно гениальный альбом для узкого круга тех, “кто в теме”.

Алексей "Astarte Eel" Иринеев