12-12-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
На второй день Бог создал небесный свод. И разделил воду на две части. Одна часть осталась покрывать всю землю, вторая же часть поднялась к небу, – и тут же образовались облака и тучи – вот что нам рассказывает детская Библия о том, что было на второй день, но у панков как всегда всё немного наоборот и по поводу всего своя версия, а в данном случае екатеринбургская группа 2nd Day, что переводится, как вы понимаете, “второй день”, выдвинула свой особый постулат, свежий свод комментариев к которому мы сейчас и рассмотрим.
После выпуска череды синглов и репетиционных версий ребята, наконец, доросли до записи полноформатника, работа над которым была долгой, осмотрительной и сосредоточенной. На обложке красуется пыльная аудиокассета как символ прекрасных до-цифровых времён, когда музыка казалась громче, пиво вкуснее, а панк был способом самовыражения и протеста против наивных и скучных обывателей. Нужно быть уж очень недальновидным и недогадливым человеком, чтобы не заметить за чередой этих фактов амбиции и наполеоновские планы группы.
Первое, на что обращаешь внимание, едва начинает звучать первая вещь “Курт и Кортни”, это нарочито олдскульный звук гитар, которые жужжат очень патриотично, напоминая о временах инструментов марки “Урал”. По поводу этой напористой, менее чем двухминутной открывашки, хочется использовать модное ныне слово “винтаж” и поблагодарить ребят за столь приятные нотки ностальгии и за нерастраченный эксплойдовский задор, но вот звучит вторая вещь, и эмоциональный настрой пластинки меняется.
Голос утрачивает хриплые интонации и делает ощутимый крен в сторону поп-панка и творчества цивильных граждан из Green Day и Bad Religion. Туда же вслед за ним скатывается и музыка, а фронтмену начинают дружно подпевать нестройные голоса других участников группы. При этом слово нестройные вполне можно было бы поставить в кавычки, поскольку сомнений в том, что вся эта гаражность является умелой стилизацией, совершенно не возникает. Такое чувство, что 2nd Day нарочно захотели сделать свой звук и манеру неряшливыми, создав трибьют эпохи отцов выбранного музыкально-идеологического направления.
Песни перетекают одна в другую, и каждый новый номер приносит что-то новое, интересное и приятное. Так, третья вещь “Ищу твои глаза (Пойдём)” порадовала меня уверенным минимализмом ударных и ироничными вывертами в лирике (“Ищу твои глаза и ты, конечно, тоже посмотришь на меня, ведь мы с тобой похожи рожами”). Это всё тот же романтичный, незатейливый и немного наивный поп-панк, но исполненный сыро, ритмично и с дивным привкусом кроссовера-хардкора в духе D.R.I.
Композиции у 2nd Day короткие, однозначные и прямолинейные, но в каждой из них находится место для неплохого инструментального фрагмента, законченной и самостоятельной мысли в тексте и какой-нибудь запоминающейся изюминки вроде меткого “матного” словца или вывернувшегося откуда ни возьмись басового проигрыша, или стилизованного пения a la Nofx, которое мы слышим в коде следующего трека “Я Больше Не Пою” (в этой композиции, кстати, даже есть своего рода вывод-мораль в лучших традициях басен И.А. Крылова).
“Дрянь” звучит почти как нирвановский “Bleach” с альтернативным околоречитативом и шквальной истерикой гитар, а “Для Девочек” вернётся в привычно романтическое поп-панк-русло, в котором 2nd Day чувствуют себя, пожалуй, комфортнее всего. Именно в таком ключе, хоть и с накренившимся в сердито-социальные области текстом следует титульная вещь, которая оказалась простой и даже безыскусной песенкой со множеством вечных и понятных всем идей и клише.
“Про Пиво” звучит как настоящий гимн тусовщика, а кавер на “Венди” Ash, исполненный совместно с Крисом Мартином, выполняет роль просто необходимого для столь пространного в плане количества треков альбома сюрприза. Не сказать, что эта вещь звучит сногсшибательно, но разнообразие на диск определённо привносит. Как мне показалось, ребята как раз и поставили себе целью любыми средствами избежать скуки и самоповторов, а для достижения этой цели приложили немало сил (послушайте хотя бы, как ретиво взмывает ввысь вокал в “Иллюзии”!)
Печаль и трагедия в девятнадцатисекундном эпике “У Меня Не Встал” почти шедевральны, а далее мы слышим некое подобие надрывной баллады в стенающей сюите “Шаг Вперёд”, которая длится против обыкновения не две-две с половиной минуты, а почти пять, и на самом деле заметно выделяется на фоне других треков с альбома, оставляя намного более глубокомысленное впечатление. По стилю композиция напоминает классику Nirvana, более того, - даже вокалист здесь как будто стремится звучать в точности как Курт, что у него неплохо получается.
Предпоследняя пьеса “Останься” начинается задорно и бодро, но едва появляется вокал, становится понятно, что грустные темы и меланхолия предыдущих номеров продолжаются, что на самом деле вносит уже значительное и внутренне органичное разнообразие на пластинку. Ну а финальный бонус “Колыбельная” и вовсе предлагает акустическую рефлексию, слегка напоминающую классические баллады Metallica и Alice In Chains, что можно назвать просто шикарным завершением для альбома (вот уж многоточие так многоточие!)
К недостаткам диска отнесём неразборчивость некоторых слов на слух, о смысле которых догадываешься скорее из контекста. В остальном же релиз у екатеринбургских хулиганов вышел очень заводным и приятным. И нескучным. Немного жаль, что звук гитар a la “Курт и Кортни” на альбоме очень быстро затирается в сторону более компромиссного звучания, но как бы там ни было, по-настоящему сильных песен на CD достаточно, а бонусная вещь так и вовсе заставила меня воспылать к этим “пункерам” недюжинной симпатией (сравните “Колыбельную” и Beyond Belief с их “Lust” и вы поймёте, о чём я)
“За Панк Не Платят” воспринимается как замечательный сборник наиболее интересных и эффектных панковых клише, которые в исполнении группы стали звучать очень живо и современно. На мой взгляд, музыканты немного переборщили со стилизацией и местами звучат чуть более сыро, чем того требовалось, не обошлось без пары достаточно проходных номеров, не хватает какой-то продюсерской выверенности и опыта, ну а в целом – просто отличный альбом, который можно слушать с большой радостью снова и снова. Как говорится, просто и со вкусом, хоть на второй день творения он и не тянет.