ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Дикий Океан "Рождённые для виселицы"

15-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДИКИЙ ОКЕАН
Релиз
“РОЖДЁННЫЕ ДЛЯ ВИСЕЛИЦЫ”
Год
2020
Стиль
Punk rock / crossover
Лейбл
WILD OCEAN RECORDS
Страна, город
Украина/ Россия

Есть мнение, что в жизни, как и в музыке, всё должно быть аутентично и по-настоящему. Если ведёшь речь в своих песнях про дворников и сторожей, то и сам работай дворником, если призываешь к борьбе, то и сам борись и стой до последнего за свои идеалы, а если поёшь про пиратов и морские приключения, то и сам должен быть хотя бы наполовину таким же пиратом и знать солёный морской вкус не только по книгам, фильмам и картинкам в детской раскраске про капитана Врунгеля.

В случае с лидером группы Дикий Океан скрывающимся под псевдонимом Nauticus Incognitus (Неизвестный Моряк) всё обстоит именно так. Этот человек порой проводит целый год в рейсе и не видит землю месяцами, а песни свои сочиняет как раз в такой максимально аутентичной и окружённой реальными условиями среде. Более того, он столько времени живёт вдали от комфорта цивилизации и твёрдого асфальта под ногами, что его самого уже можно назвать частью этой самой аутентичной среды (кстати, в случае с рецензируемым диском ритм-гитары даже писались прямо в рейсе!) и характеризовать как часть безудержной морской стихии.

Стоит с самого начала отметить, что эту группу назвать новичками или дебютантами не получится при всём желании, ведь стартовал Дикий Океан ещё в почти мифическом ныне 1997 году, и хотя назывался в те далёкие времена иначе (Цирюльня им. Котовского или просто Цирюльня), все основные габаритные посылы своего современного пиратского творчества заложил именно в те далёкие теперь уже годы навсегда канувшего в лету XX века. Строго говоря, Дикий Океан – это сольный проект Неизвестного Моряка, и он не так много имеет общего с релизами Цирюльни, однако историческая преемственность в творчестве этих команд всё-таки присутствует, и она явная.

А вообще у этого человека целый ряд разнообразных и даже культовых в определённых кругах альбомов, его группы почти постоянно активны или близки к кипучей активности, а за столько лет материал авторства Nauticus Incognitus не только не стал хуже или слабее, но напротив - настоялся и дозрел как хорошее брендовое вино или, лучше сказать, отличный крафтовый ром (кстати, очень рекомендую всем обратить внимание на оформление ранних альбомов Цирюльни – прекрасные пародии на обложки культовых металлических обложек титанов мирового хэви-металла).

“Я пью до дна за тех, кто в море!..” – спел один раз Макаревич, а Дикий Океан сконцентрировались на этой теме так плотно, что для своего второго полноформатного альбома записали целых пятнадцать треков про дикие особенности весёлой и разгульной жизни под чёрными парусами. Утяжелённый панк-кроссовер команды не отличается большим разнообразием или оригинальностью, зато первородной аутентичности и настоящей морской прямоты здесь хоть отбавляй (по ходу прослушивания меня реально чуть не смыло за борт).

Вряд ли можно обойтись в этой рецензии без сравнений авторов “Рожденных для виселицы” с Running Wild и Alestorm, но сравнивать их всё же лучше с отечественными группами вроде Т.Р.О.И.Н., УГ и Кровавый Риф. Развесёлые коротенькие композиции, сыгранные практически на двух-трёх аккордах, где пенная брага, командный дух и азарт приключений плотно выведены на первый план, довольно безыскусные, но всё равно очень интересные и мгновенно застревающие в мозгу рифмовки, курьёзные истории – всего этого более чем достаточно у Дикого Океана.

А вот если вы, подобно автору этих строк, с детства фанатеете по отечественной мульт-эпопее “Остров сокровищ”, то наверняка сможете оценить рецензируемый альбом и проникнуться его эстетикой очень быстро и, вероятно, уже с первых же риффов и звуков. Вольные морские волки и их быт представлены в песнях Дикого Океана так ярко и харизматично, что упомянутый мной мультипликационный шедевр и образы из него приходят на ум практически на автомате (очень удивительно на самом деле, что на диске нет цитат оттуда).

Песни у Дикого Океана настолько лаконичные, что не то что надоесть не успевают, а заходят в сознание, словно горячие пирожки в глотку толстого забияки-пирата, и хотя панка и стёба на диске много больше, чем металла, композиции с “Рождённых для виселицы” могут понравиться и надолго прописаться в плейлисте даже у тех, кто в принципе не переваривает данный жанр и по доброй воле панк-релизы слушать никогда не станет. Да, это панк, но панк умеренный, достаточно стильный, по-настоящему добродушный и в каком-то смысле даже интеллигентный.

Почти все композиции с диска похожи как близнецы-братья, но всё-таки нашлось среди них место и для проникновенной, уже почти по-настоящему серьёзной баллады (“Ночь перед казнью”), среднетемповой застольной вещицы “Труженики моря”, развесёлой плясовой “Грог и бренди” и скоростного хардкор-кроссовера, яркими и характерными примерами которого могут распрекрасно послужить “В пьяной драке”, “Ветер” и “Каперская Грамота”. Да что там говорить, у каждого трека на этом альбоме есть своё собственное лицо, и это хорошее симпатичное лицо.

Конечно, лирику группы иначе как ходячим курьёзом не назовёшь (“это крабу хорошо, клешни вырастут ещё, если он потерял их случайно, вот бы знать наверняка, отрастёт опять рука, и тогда б я сражался отчаянно!”), но этот курьёз представлен на очень высоком профессиональном и человеческом уровне, где ирония, шутка, стилизация, последующая литературная обработка и театральная составляющая присутствуют на неизменной и постоянной основе и выдержаны в очень верных и адекватных пропорциях.

Я долго сомневался по поводу оценки данному релизу, склоняясь к четвёрке (мощно, интересно, хорошо, зажигательно, но не блестяще), однако где-то после пятого прослушивания изменил своё мнение, и причина тому – эти самые пропорции и редкое умение команды шутить, не превращая шутку в фарс и иронию в скучный и натужный цирк. Их интеллигентность и адекватность в этом смысле напоминает классические забугорные группы вроде Flogging Molly и Bad Religion, и для нашей сцены это редкость и большая удача.

Альбом действительно предельно прост и даже элементарен, но он не надоедает спустя несколько прослушиваний и даже несколько дней, а сюжеты композиций при всей своей анекдотичности не кажутся примитивными, пошлыми и поверхностными. Отличный диск, очень адекватная подача и по-настоящему впечатляющая атмосфера. “Рождённые для виселицы” – тот редкий случай, когда альбом аутентичен на все сто процентов, а сомневаться в его качестве даже не приходит на ум! Are you ready for boarding?!