ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Дикий Океан "Дети капитана Флинта"

01-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДИКИЙ ОКЕАН
Релиз
“ДЕТИ КАПИТАНА ФЛИНТА”
Год
2019
Стиль
Punk rock / crossover / hardcore / pirate metal / thrash metal
Лейбл
WILD OCEAN RECORDS
Страна, город
Украина / Россия

Все мы знаем про детей капитана Гранта, помним незавидную участь детей капитана Немо, умозрительно предполагаем наличие детей у капитана Блада, но почему-то никто и никогда не считал нужным заострить внимание на детях грозного и легендарного капитана Флинта. Более того, мы даже не знаем имени этого вымышленного капитана пиратского корабля “Морж” из романа “Остров сокровищ” шотландского автора Роберта Льюиса Стивенсона, однако даже имеющихся разрозненных знаний о нём достаточно, чтобы сформировать жуткий, почти демонический образ.

В книге Стивенсона Скавайр Трелони говорит, что Чёрная Борода – ребёнок в сравнении с Флинтом, что еще больше роднит их друг с другом и сгущает ореол ужаса и таинственности вокруг образа Флинта. И, кстати, как вы наверняка помните, в игровых, не мультипликационных сценах известнейшей отечественной мульт-эпопеи “Остров сокровищ” Флинта изображал сам Валерий Чигляев, рассказчик истории, и образ этого пирата с тех пор стал поистине культовым и незабываемым для целого поколения творческих и весёлых любителей вольного образа жизни, а по совместительству и тяжёлой музыки.

Так какие же дети могут быть у Флинта? Очевидно, что добропорядочности и адекватности ждать от них не приходится, а свой досуг они, наверняка, коротают бороздя морские просторы на жутковатом чёрном корабле с растрёпанным чёрным флагом на самой высокой мачте. Ну а чтобы не мучить вас более долгими вступлениями и предисловиями, я скажу сразу и без лишних иносказаний: переквалифицировавшиеся с традиционного хардкора на хардкор пиратский и сменившие название, Дикий Океан (раньше этот коллектив носил название Цирюльня имени Котовского) смогли очень убедительно застолбить за собой право считаться его детьми по духу.

Насколько я знаю, сам вокалист и лидер группы, скрывающийся под псевдонимом Неизвестный Моряк первым изданием своей дебютной работы и тем, каким он в итоге получился, был не очень доволен, ведь физическое издание не обошлось без ошибок и накладок, а один из треков и вовсе потерялся, и потому сделал в этом году переиздание “Детей капитана Флинта”. Ввиду того, что весной этого года как раз вышел второй лонпгей Дикого Океана “Рождённые для виселицы”, особенно интересно сравнить этот пиратский дебют с его продолжением, и по свежим следам оценить эволюцию этих российско-украинских флибустьеров.

Стильное серийное оформление, шикарные рисунки с впечатляющими образами пиратов и отличная музыка – я никогда не был фанатом хардкора, но здесь совершенно другой случай. Дикий Океан – это не попытка спрятать за вывеской “панк” свою криворукость, неумение или нежелание играть адекватный и интересный материал, а творческое самовыражение в жёстком и импульсивном жанре тяжёлого панка. Не стремление прохайпиться на пиратах и ностальгии детей 80-х по “Острову сокровищ”, а реальное уважение к выбранной теме и к морским корсарам, а также желание максимально влиться в эту тему и оживить её, перенеся в нашу повседневную реальность.

А вот в плане музыки и стиля “Дети капитана Флинта” имеют не так много общего с “Рождёнными для виселицы”. На своём первом альбоме Неизвестный Моряк явно находится под ощутимо большим влиянием своей первой и основной группы Цирюльня имени Котовского, а потому альбом предсказуемо более прост, хардкорист, задирист и по-панковски рассредоточен. Мотивы и рифмы напоминают нецензурные стишки родом из раннего детства всё тех же детей 80-х и бормоталки-хрипелки-шумелки-бродилки Винни по кличке “The Pooh”, что, в общем-то, и не сильно плохо, но если есть возможность сравнивать (а она есть!), всё-таки не самый торт.

И всё-таки на альбоме есть целая пачка по-настоящему крутых и великолепных треков. Так, “Плыви подальше от берега” отличается великолепным припевом и просто убийственными риффами, “Корсар” напомнил мне классику Juggernaut вроде “All Hallow’s Eve”, а “Доля пиратская” – это и вовсе самый настоящий метал-гимн. Не возникает сомнений, что Неизвестный Пират старается подражать в плане вокального образа упоминавшемуся уже выше Валерию Чигляеву, так блистательно сыгравшему и озвучившему в своё время Флинта для “Острова Сокровищ”, и такая вокальная преемственность кажется в данном случае очень уместной и адекватной.

Я не в восторге от всех без исключения треков с рецензируемого альбома, некоторые из них мне настойчиво кажутся проходными и довольно блеклыми, но ниже пятёрки поставить этому альбому я всё-таки не могу. На диске есть несколько вещей (“Плыви подальше от берега”, “Корсар”, “Доля пиратская”, “Последний бой”), ради которых этот релиз стоит в обязательном порядке заиметь себе в коллекцию на физическом носителе и слушать по самым торжественным и особым поводам, котируя наравне с любимыми пластинками хэви-метал-патриархов. У группы гигантский потенциал, очень верные и правильные ориентиры, а что важнее – невероятное чувство стиля.

Да, альбом условно можно разделить на две половины, первая из которых представляет собой простенькие и совершенно безыскусные хардкор-панк-считалочки с минимальной длительностью и самым минимумом фантазии (“Дублоны”, “Романтизм”), а вторая – жёсткие, качёвые, риффовые и достаточно изобретательные вещицы с явным привкусом Juggernaut и их “Baptism Under Fire”. Фантастические мелодии, великолепные аранжировки, изобретательные миксы лидирующего и бэк-вокалов – всё это характеризует вторую часть релиза, и это по-настоящему круто и здорово.

Кстати говоря, сам лидер и мастермайнд этого музыкального фрегата, тот самый Неизвестный Пират, о котором я уже говорил чуть выше, имеет совершенно иные симпатии в плане треков с данной пластинки, и выделяет для себя такие собственные композиции, как “Гуляй Тортуга”, “Джентльмен Удачи”, “Дублоны” и трек “Пидары Карибского Моря”, что лишь в очередной раз подтверждает его приверженность рваному, сырому и достаточно линейному хардкору из дремучих глубин 80-х, где искали свой стиль и творческое кредо Biohazard, Cro-Mags и Agnostic Front, на которых до сих пор в каком-то смысле продолжают равняться и ориентироваться обновившие свою лирическую концепцию Дикий Океан.

Ну а что касается развития и эволюции, о которых я говорил выше, то альбом “Рождённые для виселицы” по звуку более жирный, современный, увесистый и трэшевый. Он звучит солиднее и мощнее. Однако “мощнее” в данном случае совсем не обязательно будет синонимом слова “лучше”. Лично мне всё-таки ближе и приятнее вот такой более аскетичный, сухой и олдовый звук “Детей капитана Флинта”, его немного старомодный статический треск и ламповая нестирильность. С таким звуком, на мой взгляд, Дикий Океан выглядит натуральнее и реалистичнее, кажется более самобытным и аутентичным, и если сравнивать первый диск команды и последовавшее за ним продолжение, то мне всё-таки предпочтительнее первый из них.

Если присмотреться, можно без труда увидеть, что “Дети капитана Флинта” – это очень редкая и гурманская штука с качеством невероятного и почти фантастического уровня. На русском языке подобного я ещё не встречал, а упомянутые выше четыре трека – это не просто песни, а настоящие пиратские гимны, которые в своём роде не только не уступают классике Running Wild и Alestorm, но и превосходят её. Не стану говорить, что остальные вещи хуже (“Провожала бабушка пирата”, “Бойня” или “Ром и виски”, например, тоже очень даже неплохи), но, увы, это не совсем тот стиль, который у меня ассоциируется с пиратами и который я понимаю и люблю.

Отголоски классики Коррозии Металла, Э.С.Т. и других отличных отечественных команд удивительным и парадоксальным образом совмещаются у Дикого Океана с фишками и наработками культовых представителей олдового забугорного метал-андеграунда, а литературные тексты намекают на то, что при определённом раскладе и при соответствующем желании Неизвестный Моряк мог бы подойти даже к высоким стандартам легендарного Гротеска, написавшего такие потрясающие песни для упоминавшегося выше мультфильма. Кстати, было бы просто изумительно, если бы Дикий Океан когда-нибудь перепел “Шанс”, “Соблюдает дня режим”, “Мы все участники регаты” и другие хиты из той ленты в своём панк-металлическом стиле.

Хочется верить, что в скором времени эволюция приведёт эту группу куда надо, и их следующий, третий по счёту, альбом будет следовать в изящном и романтично-кинематическом духе столь впечатливших меня “Корсара” и “Пиратской доли”, хотя…. Даже если этого и не случиться, лично я не буду сильно огорчён и расстроен – Дикий Океан при всей своей подпольности и андеграундности знает своё дело на “отлично”, живёт своими идеями “не корысти ради” и при любом раскладе будет в выигрыше. Однако всё-таки хотелось бы, чтобы такой качественный и художественный материал был более известен и востребован. Он того заслуживает.