23-09-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
ACATONIA – 2016
Progressive metal/power metal/art metal
"ЗЕРКАЛА"
METALISM
Россия, Москва
Не часто встретишь группу, которая относится к собственной истории настолько бережно и внимательно, как это делает московская прогрессивно-металлическая формация AcatoniA, основанная в 2011 году Алексом Хованским и Дашей Хованской. Можно только подивиться тому, сколько штормов и бурь довелось изведать белому кораблю Акатонии, но так или иначе, этот целеустремлённый фрегат никогда не опускал паруса и настойчиво шёл через все смены состава, волны и рифы музыкального шоубиза, записав ряд синглов, демо и EP, результатом чего стал выпуск на CD в 2014 году первого полноформатного альбома под названием “Белый корабль”, а в сентябре 2016 года - новейшего, второго по счёту, лонгплея “Зеркала”, который, как и в прошлый раз увидел свет после целой череды синглов и выступлений на крупных фестивалях, а дуэт Хованских был дополнен талантливым драммером по имени Иван Сухряков.
Запись пластинки проходила на CDM-Records, Cosmosstudio, Студии Стаса Сацуры и на собственной студии коллектива - AcatoniA Records. В создании альбома принимали участие несколько именитых звукорежиссёров – Сергей Лазарь, Аркадий Навахо, Стас Стацура, а так же сам Алекс Хованский. В качестве гостей на диске отметились Александр Кэп (группа Артерия), Константин Крикунов (клавишные, бэк-вокал), Мария Корешкова (флейта), Алексей Дьяков (саксофон), а главной темой, красной нитью проходящей сквозь все композиции новейшего CD, стала борьба человека с самим собой, со своими светлыми и тёмными желаниями и поступками, которые словно в зеркале отражаются в душе и влияют на его настоящее и будущее.
AcatoniA не стала томить своих слушателей долгими вступлениями и сразу же выдала на гора титульный трек – поистине один из сильнейших на альбоме. Композиция стартует загадочно-призывным перезвоном колокольчиков, а в середине ещё более удивляет мистическими, потусторонними хоровыми фрагментами и неожиданными партиями саксофона, появляющимися ближе к концу трека. Основа музыкального материала этой команды - по-прежнему среднетемповый power metal с сильным влиянием прогрессива, отличающийся слегка хриплым, харизматичным мужским вокалом и лёгкими прозрачными клавишными.
Но можно сказать и так: на данный момент AcatoniA - это ядерная и профессиональная смесь классической Арии с Кипеловым, такого же классического Чёрного Обелиска с Анатолием Крупновым и знаменитых забугорных банд наподобие Dream Theater, Symphony X, Evergrey и Rough Silk. Это – основа, на которую виртуозы Акатонии во главе с Алексом Хованским нанизывают свои экспериментальные и во многом почти революционные находки. Даже гитарное соло в той же песне “Зеркала” звучит вроде бы вполне канонично, но при этом очень необычно, ярко и своеобразно, ну а саксофон – это просто авангард. Чего-чего, а такого поворота от прогрессивной пауэр-команды никак не ожидаешь! Но, конечно, не это главное. Основная причина безмерной хитовости произведений этой группы – цепляющие риффы, интересные русскоязычные тексты и харизматичная рельефная подача вкупе с сильным и проникновенным вокалом.
Продолжает пластинку тяжеловесный медленно-драйвовый трек “Байкер”, немного более задумчивый и клавишно-ориентированный, чем титульная вещь, но вновь радующий слушателя традиционно продуманными текстами, протяжным классическим соло и замысловатыми прогрессивными, почти симфоническими проигрышами. Традиционно хэви-металлическая тематика очень своеобразно и нетривиально воспринимается на фоне почти трэшевых риффов с фрагментарными аллюзиями к знаковым релизам команды Анатолия Крупнова и прогрессивной фоново-клавишной подкладки, а соло на примоченном басу в середине песни ещё раз закрепляет за группой титул одной из самых изощрённых инструментальных банд с постсоветского пространства.
В композиции “Бег к себе”, на которую, к слову сказать, группа прямо сейчас снимает очень интересный масштабный видеоклип, выход которого намечен на конец этого года, коллектив впервые на этом релизе показывает себя с балладной, лирической стороны, ещё более углубляясь в симфонические, почти оперные глубины. И это не удивительно. Ведь Алекс Хованский давно вынашивал идею рок-мюзикла, и уже первый демо-EP состава, выпущенный в 2013 году, стал воплощением его наработок, заготовленных для рок-оперы. Естественно, отголоски этих стремлений слышны и на его новом альбоме, а в частности в треке “Бег к себе”, где AcatoniA почти вплотную соприкасается с классической, оперной и авангардной музыкой.
И ещё одна превосходная, на этот раз полноценная баллада - “Мир иной”. Акустическая гитара, плеск волн и крик птиц, бархатный, вкрадчивый вокал, чувственное фортепиано, выгодно контрастирующее с тяжёлыми гитарными риффами. Композиция вызывает ассоциации с такими бесспорными рок-шедеврами, как “November Rain” Guns’n Roses, “Crazy” Aerosmith и “Nothing Else Matters” Metallica, правда с несколько большим уклоном в сказочно-артовую сторону в духе “Dust In The Wind” Kansas и подобных произведений Ланы Лэйн и Кейт Буш. А величественные симфонические и саксофонные проигрыши, уже привычно разворачивающиеся ближе к концу трека, добавляют этой вещи кинематическо-саундтрековой идеальной гармоничности, ещё более приближая её к категории абсолютного хита.
За многообещающе-притягательным названием “Дева тьмы” скрывается, пожалуй, один из самых сильных и запоминающихся треков с пластинки “Зеркала”. Эту вещь отличают простые, но сходу цепляющие бодрые хэви-металлические риффы (почти “Smoke On The Warer”!), выразительный вокал Александра Кэпа из группы Артерия с моментально врезающимися в сознание текстами, а также очень нестандартно отделяющие куплетные фрагменты друг от друга симфонические проигрыши. Композиция звучит в крайней степени эклектично и необычно: такое ощущение, что традиционный минималистический хард-н-хэви рандомно смешали с симфо-металлом и авангардом. Разнородные отрывки сочетаются друг с другом гармонично, но совершенно удивительно и неожиданно, и таким образом “Дева тьмы” оказывается начисто лишена, пожалуй, главного недостатка классического современного хэви-металла – предсказуемости, при этом ничуть не потеряв в хитовости и проникновенной магической глубине.
И вновь баллада. “Время всё сказать” – это почти классический рок в духе Рондо, ДДТ и Poison с лёгким влиянием ортодоксального лав-металла a la To/Die/For, Entwine и Charon. Акустические гитары, сдержанные ударные, простые, но безусловно вечнозелёные мелодии – эта вещь скроена с учётом всех основных рецептурных принципов настоящего хита. Конечно, это уже далеко не метал и тем более не пауэр-прогрессив, но такая эксцентричная и при этом лёгкая и расслабляющая вещь делает “Зеркала” ещё более многогранной и стильной пластинкой, где у каждой песни действительно есть своё собственное лицо и спутать ту же “Время всё сказать” ни с одним другим треком на альбоме на самом деле совершенно невозможно.
Завершает диск эпохальная почти 15-минутная композиция “Забвение”. И первая ассоциация, которая возникла у меня, лишь только зазвучал этот номер – Rage со Смольским, изрядно сдобренный материалом сольных альбомов Виктора – как первого, мрачно-средневекового, так и второго, воздушно-классического. Естественно, при такой солидной длительности, избежать аллюзий с рок-мюзиклом было бы сложно, но AcatoniA к этому и не стремилась: тяжёлые мрачные риффы и едкий злой вокал совершенно естественно сочетаются с акустическими и чуть ли не нью-эйджевыми (6:52) фрагментами с использованием уже хорошо знакомых нам по предыдущим трекам саксофона и флейты.
“Забвение” – единственная композиция на альбоме, где можно услышать лидирующий вокал бас-гитаристки Акатонии Даши Хованской, который эпизодически также появляется в “Беге к себе” и в “Зеркалах”. И этот момент стал поистине вершиной, пиком и кульминацией всех разнокалиберных снарядов, представленных на новейшем творении коллектива. И, кстати, только дойдя до этой вещи, я поймал-таки себя на мысли, которая не давала мне покоя на всём протяжении прослушивания релиза: современное творчество этой группы вызывает ассоциации скорее с арт-роком, нежели с каноническим и привычным прогрессивом. Сама атмосфера диска при всей его в целом металлической тяжёсти напоминает скорее King Crimson, Rush, Genesis и тех же Kansas и Kate Bush, которые создавали поистине волшебные сюрреалистические произведения, способные переносить своих слушателей не только в параллельную реальность, но и уносить ото всякой реальности как таковой.
Об одной только композиции “Зеркала”, где музыканты представили поистине феерическое сочетание духовых, клавишных и струнных инструментов, можно было бы написать страниц пятнадцать аналитического текста с подробным разбором всех переходов, аллюзий к тем или иным группам и музыкальным произведениям вкупе с построчной анатомией текстовой составляющей трека. И, я думаю, однажды кто-то обязательно представит на суд общественности такую подробнейшую искусствоведческую рецензию, ну а пока что я, пожалуй, ограничусь лишь констатацией того факта, что на своём новом альбоме AcatoniA создала нечто, безо всяких сомнений, достойное встать в один ряд с лучшими произведениями Virgin Steele, Savatage, Queensryche и Fates Warning (и, пожалуй, именно с этими коллективами будет адекватнее всего сравнивать то, что делает на данном этапе эта группа), а в некоторых фрагментах даже превосходящее их.
Одна из главный ошибок всех прогрессивщиков всех времён и народов – стремление запихнуть в свой альбом как можно больше материала и “дожать” его длительность до максимума, а, если повезёт, то и “пережать”, разместив на двух или даже трёх дисках. Этот практически традиционный аспект, отличающий почти каждую прогрессивную пластинку (Чего, кстати, не смогли избежать в прошлом году даже ветераны NWOBHM Iron Maiden), делает подобные творения слишком сложными и затянутыми для восприятия среднестатистического слушателя. И этого весьма сильного и коварного для любого настоящего виртуоза соблазна с успехом смогли избежать Александр Хованский и его команда на своём новейшем полноформатнике. Все семь треков, занимающие чуть больше 45 минут (одна сторона 90-минутной кассеты, как помнят метал-ветераны 80-х и 90-х), слушаются очень легко и интересно, не успевая наскучить или показаться занудными.
AcatoniA очень умело и умеренно обращается с тем обилием идей, которые явно присутствуют в арсенале группы, и не обрушивает всё их многогранное великолепие на головы слушателей, но при этом меняет разные музыкальные темы достаточно часто, чтобы избежать другой крайности - однообразия. Шесть треков основного материала альбома “Зеркала” определённо придутся по вкусу всем поклонникам вдохновенной и качественной тяжёлой музыки, ну а завершающая сюита….хотя бы один раз её, определённо, стоит прослушать каждому. А дальше – на ваше усмотрение. Лично для меня она стала прекрасным образчиком современного арт-опера-металла, и я, определённо, буду переслушивать её безотрывно от всего альбома, поскольку она на самом деле представляет собой его вершину, являясь логическим продолжением и завершением истории, которую рассказывают нам “Зеркала”.
Что сказать ещё? Я думаю, всем, кто дочитал эту рецензию до конца, уже не терпится послушать, что же такого наваяли на своём новейшем CD эти талантливые экспериментаторы (а те, кто рецензию не дочитал, уже наверняка добрались примерно до середины пластинки). И альбом действительно заслуживает всяческих похвал и высшей оценки, но, как водится, и на нём не обошлось без ложки дёгтя, в качестве которой, по моему мнению, оказалась слишком сказочная и наивная, но в то же время вполне напоминающая арты тех же Virgin Steele и Savatage, обложка. Скажу честно: взглянув на оформление компакта, я никогда бы не подумал, что на нём содержится настолько интересный и профессиональный музыкальный материал. Поэтому, если у вас всё ещё есть сомнения по поводу того, слушать или нет этот релиз, мой вам совет: послушайте “Зеркала” хотя бы один раз (и бог с ней, с обложкой).