ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы AcatoniA "Белый корабль"

24-01-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ACATONIA
Релиз
“БЕЛЫЙ КОРАБЛЬ”
Год
2014
Стиль
Progressive metal
Лейбл
ACATONIA RECORDS
Страна, город
Россия, Москва

Команда Алекса Хованского - одна из самых недооценённых групп на отечественной сцене, и данное обстоятельство не просто факт, а прямо-таки железобетонная аксиома. У Acatonia действительно практически нет хитов в духе Эпидемии, Арии или Catharsis, поэтому массовый слушатель, как правило, проходит мимо их альбомов, однако сравнивать Acatonia с этими составами на основании одной лишь принадлежности к русметаллу или к лейблу Metalism было бы крайне некорректно. Сам Алекс прямо говорит о том, что избегает проторенных путей и протоптанных дорожек, его музыкальный символ веры - чистый и незамутнённый мейнстримом прогрессив, а понять и распробовать подобную музыку сможет в наше время далеко не каждый, однако именно в этом-то и заключается в данном случае вся соль и вся радость.

У Acatonia нет какой-то явной и однозначной хитовости, они не используют в своём творчестве явные и стопроцентно действенные приёмы, но за отсутствием такой однозначности и примитивных, но цепляющих хуков кроется целый мир гармоний, красоты и прогресса. В каком-то смысле то, что делает эта группа даже интереснее и глубже, чем классика Dream Theater или Crimson Glory, а почему это так, я сейчас и попробую показать и проиллюстрировать на примере отмечающего 24 января свой восьмилетний юбилей их первого альбома “Белый Корабль”, в оригинале вышедшего в 2014 году. Увы, на данный момент группа значится как распавшаяся и неактивная, однако их дискография по-прежнему красноречиво говорит сама за себя, а некоторое время назад даже сообщалось о выходе сборника с совершенно новым треком.

С творчеством коллектива я знаком уже достаточно давно, однако их треки заиграли новыми гранями и открылись мне с новой неожиданной стороны после того, как полтора года назад Алекс прислал мне в подарок все три релиза Acatonia на дисках. Потрясающие коллекционные дигибуки с красочными буклетами, великолепное качество звучания заводских CD, тексты песен и стильное оформление вкупе с тактильным восторгом матовой шероховатости - всё очень качественно, стильно и впечатляюще, а рассматривая диск, начинаешь и музыку воспринимать как будто немного иначе, глубже проникая в концепцию и задумку альбома. Ну а что до концепции, то “Белый корабль” кажется мне самым естественным, полётным и вдохновенным диском Acatonia, и на мой взгляд, это чуть ли не самый органичный альбом этой группы.

Ну а что же музыка? Уверенный и сочный звук гитар, категорично уместные клавишные, космическая архитектоника композиций и гармонии, гармонии и ещё раз гармонии - вот что такое “Белый Корабль”. Как только диск с альбомом оказывается загружен в стереосистему, а вы с удовольствием откидываетесь в удобном кресле и начинаете с предвкушением внимать ему, вокруг вас начинает разворачиваться настоящая саунд-фантасмагория со множеством нюансов и звуковых красот. Такое нужно именно слушать - впитывать, ощущать, наслаждаться каждым звуком и переходом, и в этом смысле творчество Acatonia и рецензируемый альбом напоминают не столько метал, сколько группы в духе King Crimson и Jethro Tull. Я не слышу здесь никакого хэви и пауэра, о котором говорят некоторые рецензенты, а вот хард и арт-рок - весьма и весьма.

В треках этой группы нет жёсткой куплетно-припевной структуры и тотально регламентированного количества риффов, которому полагается присутствовать в одном треке и в одной части композиции, а потому гитары здесь поют и парят совершенно свободно, не будучи скованы ничем и никем, а бас и ударные солируют как сумасшедшие. Послушайте хотя бы трек “Тайные знаки” и убедитесь, как хороша, самостоятельна и автономна здесь ритм-секция, и как она выгодно и благородно обрамляет гитары, даже не думающие уходить в тень и сдавать свои полномочия. На альбоме есть и потрясающая баллада, и достаточно прямолинейный и жёсткий трек “Агрессия”, и при этом он воспринимается совершенно аутентично, и на нём нет совершенно ничего лишнего: здесь и воздух, и фантазия, и простор, и вдохновение - словом, всё как у великих прог-нетленок.

Что ни говори, а CD-фетишность - большое и грандиозное дело. Алекс много сил, внимания и финансов вложил в “Белый корабль”, и результат стоит того. И без того очень сильный и впечатляющий релиз получил дополнительные сто бонусов к своей карме и стал ещё круче в CD-варианте. Безупречное оформление, детально продуманное расположение иллюстраций, за которые отвечает бас-гитаристка Acatonia Дарья Хованская - вот ещё пара дополнительных причин, в силу чего “Белый корабль” получает сейчас высший балл, и мне действительно невероятно приятно, что у нас в стране есть группы, творчество которых сопоставимо с классикой Savatage, Queensryche и Fates Warning. Сопоставимо не только по форме и стилю, но по своему внутреннему и глубинному самоощущению, в котором нет и тени плагиата или вторичности.

Для того, чтобы понять и по достоинству оценить этот альбом, нужно уделить ему время и затратить некоторое количество усилий, но оно действительно стоит того. Чем внимательнее слушаешь этот лонгплей и чем более ты открыт в ходе его восприятия, тем больше он тебе даст и подарит, и тем больше радости ты получишь от прослушивания. Ну а у меня дискография Acatonia изначально находится на почётном месте фонотеки, и я систематически достаю её с полки и загружаю в проигрыватель. Очень здорово, что тираж был достаточным, и до сих пор любой желающий может прикупить себе этот эстетический аудио-визуальный восторг. А вот господину Баронину, не жалеющему восторгов и дифирамбов в сторону Trust X и Stonehand, давно пора бы обратить, наконец, внимание на Acatonia и отдать им должное.