ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Agenda "Мы Вернёмся"

Agenda, Мы Вернёмся

16-03-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

AGENDA – 2017
Atmospheric rock / alternative rock / rap rock
"МЫ ВЕРНЁМСЯ"
SELFRELEASED
Россия, Пятигорск

Музыканты могут создавать сайд-проекты по разным причинам: реализация творческих интенций, текущих в ином русле, нежели это имеет место в основной группе, коммерческий ход, личные амбиции, желание начать всё с нуля... Какой из этих вариантов имеет место быть в случае с сайд-проектом музыкантов культовой южной дарк-метал-команды, мы с вами узнаем в ходе этой рецензии.

Что такое atmospheric rock? Очевидно, что-то создающее настроение и не шибко тяжёлое. В этом жанре группа в составе Яниса (вокал, гитара) и Алексея Георгиади (бас), а также Юрия Шевченко (ударные, перкуссия, кахон), который известен как Герих из состава Atra Hora, записала уже два альбома: “Земли, Которых Нет На Картах” и свежайший релиз нынешнего года, который сейчас и представляется нашему с вами вниманию, - “Мы Вернёмся”.

Альбом начинается с неожиданного голоса-интро, напоминающего стихотворно-поэтические эксперименты Егора Летова, а следом за этим двадцатисекундным вступлением следует первая песня, которая сразу оказывается титульной композицией. Основное достоинство и главный козырь Agenda это богатые образами глубокие тексты. Группа как будто поставила себе целью сделать наследие Гражданской Обороны актуальным и привлекательным в наше время, и это получилось более чем удачно.

Следующая вещь “Град Небесный” начинается с атмосферных   переборов гитары, на которые затем наслаиваются тяжёлые гитарные риффы. Харизматичный вокал то переходит на речитатив, который однако лично у меня совсем не вызвал ассоциаций с рэпом, то вставляет меткие и звучащие фразочки более основательно, а в припевах, как водится, выводит душевные и запоминающиеся фразы.

Не сказать, что музыкальный материал команды так уж прогрессивен, а звук местами нарочито срывается в поп-панковый минимализм, но, как говорится, мастерство не пропьёшь. Стилизованная простота Agenda таит в себе множество сюрпризов и выдаёт потрясающий профессионализм музыкантов. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы проследить взаимосвязь между творчеством Atra Hora/Agenda и Pyogenesis/Liquido – немецкой группы, начинавшей с мрачного и концептуального дэт-дума, чтобы затем найти себя на альтернативном поприще.

В отличие от извилистого и неоднозначного пути, избранного “Нагноением”, братья Георгиади не портят биографию своей основной группы упоминаниями о смене курса и умещают все свои творческие поиски в рамках Агенды, которая уже успела стать по-своему заметным и любимым явлением среди продвинутых меломанов и случайных панков, симпатизирующих текстам с глубокой смысловой нагрузкой.

В песнях действительно столько атмосферы, что её можно закрывать в банки и оставлять на холодные времена года, а потом доставать и употреблять, вспоминая о былом счастье. Такова “Война”, сочетающая напористый патриотизм и едкую иронию. То и дело в песнях проскакивают крепкие словечки, и это делает композиции группы ещё более ядрёными и насыщенными. Однако не драйвом единым, и “Возвращение” как раз такая яркая и прочувствованная баллада.

На диске 11 бронебойных композиций, каждая из которых представляет собой маленькую историю и вполне законченную мини-симфонию в стиле атмосферного рока, простирающегося своими ветвями на самые разные жанровые территории: от цивильного панка в духе Green Day, Bad Religion и The Offspring до гранжа, от альтернативы до эпизодических влияний рэпкора, от инди и пост-рока до немного облегчённого пост-хардкора.

Примерно в таком духе следует едкая и злая песня “Райский Сад” с отчаянным и ревущим текстом, напоминающим именно произведения Егора Летова и их незабываемую атмосферу. Самозабвенные басовые проигрыши переплетаются с чуть ли не этническими гитарными пассажами, вызывающими в сознании такие группы, как System Of A Down, Tool и Orphaned Land. Здесь доступный поп-панк нисходит в оголтелый политический панк, серьёзный до боли и смерти.

Словно логическое продолжение, развитие и кульминация этой темы сталинского тоталитаризма в современности мы слышим в следующем треке “Небо Край”, где с колким и резким речитативом соседствует изумительный по красоте и душераздирающей пронзительности припев.

“А нам бы только неба край,
И всей душой мы верим, где-то
Нас ждут родные города,
Рай там, а вовсе не в глубинах неба.
Тонуть в объятиях родных,
Тонуть в траве, что рвётся в небеса,
Нам суждено лишь стать своими.
И запах хлеба, запах дома, родные голоса”.

(c) “Неба Край”

“Это Было Давно” – удивительный меланхоличный трек с простым, как обычно интеллектуальными и полным аллюзий текстом, который наверняка будет близок каждому, кто жил, думал, искал, страдал, сомневался, падал и снова поднимался, набивая шишки на лбу и ссадины на коленках. Музыка прекрасна и атмосферна, не уступая в своём совершенстве меланхоличному металлу от Amorphis, но она по большому счёту служит взлётной полосой для голоса и транслируемых посредством него идей.

И это отнюдь не недостаток – это констатация особого стиля группы Agenda, который сочетает в себе характерные и отличительные особенности творчества таких исполнителей, как Дельфин, Якорь, ГР.ОБ., ДДТ, Liquido и ещё ряд упоминавшихся выше имён. Канва альбома нарушается ещё одним потрясающим хитом – “Отшумели”, слова которого просто переворачивают сознание. А завершает пластинку совершенно немыслимая уже вещь “Пралайя”, о которой я не буду говорить, предоставив вам возможность самим оценить этот космический эпик.

Я не могу вспомнить, когда в последний раз русскоязычная группа настолько впечатляла меня своими текстами и сочетанием музыки и лирики. Диск Агенды это настоящий манифест умной, разнообразной и не обременённой необходимостью следовать каким-то стилистическим рамкам и канонам песни. Это настоящий шедевр пламенного поэтического слова, которое зазвучало настолько свободно, упоительно и гениально, что поистине достойно всяческого восхищения. Ну а мне осталось только снять шляпу перед безграничным гением музыкантов.