ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Agenda "На Свет"

Agenda На Свет

11-04-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
AGENDA
Релиз
“НА СВЕТ”
Год
2019
Стиль
Atmospheric rock
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Пятигорск

Мне невероятно сложно писать рецензии на творчество Agenda по той одной простой и простейшей причине, что творчество этой группы я считаю совершенно уникальным и тотально топовым. Вряд ли есть в мире человек более ортодоксально относящийся к металлическим канонам и аллергически неприемлющий речитатив и всякую рэповость (как, впрочем, и повышенную любовь к нецензурной лексике), чем я, но Agenda смогли сделать невозможное: их хипхоповые штучки и оголтелая любовь к крепкому словцу “по делу и без дела” совершенно не вызывают у меня никакого отторжения, а наоборот радуют, вдохновляют и мотивируют. Нет, даже не так: чаруют, завораживают и ввергают в перманентный экстаз.

Немного истории и био: Agenda – это музыканты замечательной пятигорской капеллы Atra Hora, а руководит всем творческим процессом здесь, играет на гитаре, бас-гитаре, клавишных и поёт Янис Георгиади. С самого начала своего творческого пути коллектив Яниса позиционировал себя как атмосферный рок, делая явные отсылки к позднему творчеству таких столпов обречённого металла, как Anathema, Paradise Lost, Katatonia, Pyogenesis и иже с ними, то и дело вплетая в эту рок/метал-атмосферность элементы речитатива. У Agenda в активе сыроватый дебютник “Земли, которых нет на карте”, уже намного более зрелый, выверенный и настоявшийся “Мы вернёмся” и наконец, самый свежий, современный и в каком-то смысле даже духовный “На Свет”.

Чего стоят одни только рифмы Яниса: борода и злость рифмуются в его текстах с Paradise Lost, глагол “хоронить” - с именем Харона, прилагательное “живой” – со словом “запой”. Перечислять вербальные и интеллектуальные находки Agenda можно долго, но делать этого нет никакого смысла – лучше пару-тройку раз послушать внимательно этот диск и всё услышать самостоятельно. И, кстати, если вы послушаете “На свет” по-настоящему внимательно и без дураков, то вряд ли у вас будет шанс не полюбить альбом. Вообще критиковать и осуждать эту группу можно только мимоходом и особо не вникнув в смысл и суть, не разобравшись. Если распробовать и донырнуть до идеи и до основного посыла, не принять это очень трудно.

Если сравнивать “На Свет” и “Мы Вернёмся”, то новейший диск выглядит более меланхоличным и печальным, не таким напористым и однозначным. На актуальном лонгплее меньше прямолинейных решений, меньше того же самого речитатива и безусловно-действенных ходов, а больше просто атмосферы, рефлексии и грустных размышлений о тенденциях последнего времени, о моде на чтение Ницше, о том, что “победа над другим – всегда пораженье”, а также про жизнь после смерти и жизнь после жизни. В данном случае цвет настроения на самом деле – синий, а по своей эмоциональной окраске “На Свет” показался мне схожим с атмосферой и эмоциональной окраской произведений Ричарда Мэтисона и Митча Элбома.

Альбом длится всего 45 минут, на нём девять песен, и большинство из присутствующих на пластинке треков балладны, психоделичны и смахивают уже не столько на позднюю Anathema, сколько на поздний Pink Floyd. Большинство из текстов просто горьки и преисполнены отчаянной, парадоксальной, побеждающей всё и вся надежды (отличается в этом плане только открывающий альбом трек “Мёртвая Вода” и следующий за ним ”Е*анаты”) – Янис уже не столько критикует и обличает, не столько плюётся и иронизирует над глупыми парадоксами нашей реальности и над населяющими её парадоксальными людьми, а нацелен в далёкое эсхатологическое “там”, которое и оказалось запечатлено на обложке компакта. Повторяться – явно не его цель.

Безмерно приятно, что есть в наше время люди, не обделённые интеллектом, всерьёз симпатизирующие серьёзной тяжёлой музыке и вообще не е*анаты. Прошу прощения, кажется, я слишком проникся атмосферой альбома, но мне на самом деле категорически импонирует непримиримая, многократно подчёркнутая и всесторонне радикальная, исповедническая искренность группы. Такое обилие матов в разговоре о самом важном, святом и предельном не вызывает отторжения и ничуть не отвращает от творчества пятигорцев, наоборот. Намного лучше и правильнее быть собой, не стараясь казаться кем-то, кем ты отнюдь не являешься, чем с серьёзным лицом петь про ванильные возвышенности, а в реальности быть законченным мудаком.

В данном случае я готов согласиться с Янисом по поводу того, что количество матов и формулировки в творчестве Agenda на самом деле предельно выверены, математически просчитаны и категорически уместны. Это не Б.Г. с его “Время N” и даже не Егор Летов – у Agenda речь идёт о таких вещах, таких темах и о таких реалиях, о которых просто невозможно сказать иначе. Если возникает чувство, что можно было сделать и сказать, охарактеризовать по-другому, то значит, вы не вполне владеете темой и пока ещё не дошли в своём индивидуально-личном, опытном изучении матчасти до необходимого предела, чтобы увидеть те сферы и ландшафты, на которые указывает нам Янис Георгиади, написавший всю лирику и всю музыку для данного CD.

У Agenda всё по-настоящему, всё всерьёз и всё до предела. (Как у Достоевского: “если верить, то отдать всё, а не только пять копеек”), а их потрясающая, феерически фонтанирующая интеллектуальность – это не надуто-показное желание выпендриться, выделиться, продаться, засветиться лишь бы каким-нибудь боком, а органическое “не могу иначе”. В конце концов, даже Бог ждёт от нас в первую очередь именно искренности и вот такой обнажённой правды-открытости, а в нашем современном насквозь фальшивом мире такая огненно-прямолинейная категоричность должна цениться куда выше, чем идеально выхолощенные и насквозь неискренние клоны aka продукты современного шоубиза.

Интересно, что три наличествующие альбома Agenda представляют собой концептуальную трилогию, в которой каждый из них имеет свой собственный уникальный посыл и своё место. Более того, даже внутри альбомов, и в том числе нового, рецензируемого сейчас диска, есть своя логика, своя динамика и свой неповторимый путь развития. Начиная со страсти, Янис погружает слушателя во мрак разочарования и в глубины той самой чёрной черноты, которая, надо понимать, и изображалась на иконе Преображения переходящей в свет и сияние. Как говорит сам автор, только из мрака и тьмы начинается “настоящее переосмысление и перерождение”- тот путь к свету, который глубоко внутри у каждого из нас.

Мне очень хотелось бы по своему обыкновению пройтись по каждому из девяти треков с альбома, но эта рецензия и так уже зашкаливает по объёму, а в случае такого потрекового разбора, я не сомневаюсь, затянется ещё раза в три или в четыре, поскольку сказать кратко о таких насыщенных смыслами и переполненных самыми разными межпредметными отсылками и цитатами композициях просто невозможно. Сам Янис довольно откровенно высказывается о жизни, мировоззренческих ориентирах и идейном наполнении своих дисков, а потому всю интересующую пытливого слушателя информацию можно без большого труда обрести на просторах Интернета, в сообществе группы ВКонтакте и на личной странице Яниса.

Кроме того, категорически не хочется заострять внимание на пунктах моих несовпадений с автором и выпячивать пункты совпадений, да и вряд ли стоит навязывать читателям и слушателям своё собственное, слишком субъективное и угловатое видение/восприятие альбома. Всё-таки такие релизы, как “На Свет” (да и вообще любые релизы, если вдуматься) нужно воспринимать со своей собственной колокольни и пропуская через свою собственную систему координат, а уж после того как первичное впечатление сложится и устаканится обращаться уже за разъяснениями, подстрочниками и комментариями автора и его интерпретаторов. Я добавлю только, что настолько филологически точного и концептуально многогранного диска на нашей сцене не было давно (ну а если уж брать трилогию в целом, то это просто экстаз концептуальности).

Новейший лонгплей, как и первые два диска, издан в виде стильного четырёхполосного дигипака, буклета не содержит (в данном случае он просто не нужен), зато содержит фото музыкантов и всю необходимую информацию. Диск идеально гармонирует с двумя другими релизами группы и на полке смотрится просто блистательно (даже серийный номер не выбивается из идеального баланса: на торце конверта “Земель, которых нет на карте” значится AGE-01, “Мы вернёмся” обозначены кодом AGE-02, а актуальный полноформатник имеет маркировку AGE-03) – круг замкнулся, трилогия завершена, с чем можно от всей души поздравить музыкантов, а все три диска доступны сейчас в сообществе AGENDA ВК для единовременной покупки по специальной цене, что можно считать ещё одним дополнительным знаком небес, сигнализирующем о необходимости и желательности такого приобретения для своего домашней фонотеки.

Agenda оригинальна (где ещё найти и услышать читку на фоне анафемо-парадайзлостовских меланхолично думовых пассажей?), правдива (где ещё услышишь всю правду о себе и мнимой высоте своих поисков так беззастенчиво, прямо и наобум) и умна (когда-то воскресить христианство вознамерились Толкиен, Льюис и Честертон со своим теологическим экспериментом, облачённым в литературную форму, а сейчас перед лицом куда более серьёзного и безвозвратного кризиса пятигорские экпериментальщики идут на ещё более отчаянный и безоглядный шаг, умноженный на постоянство в решимости). Результат впечатляет. “На свет” звучит сильно, надрывно и даже более того. Если и верить проповедям, то только таким.