ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Акелдама "Стихия"

Акелдама "Стихия"

17-01-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
АКЕЛДАМА
Релиз
“СТИХИЯ”
Год
2018
Стиль
Heavy metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Наследие вечно живых и вечно юных ветеранов хэвиметаллических сражений продолжает вдохновлять молодое поколение музыкантов, но сейчас перед нами не совсем типичный случай такого влияния и вдохновения. Эта столичная капелла решила сделать ещё больший упор на тексты, старательно их разнообразив самыми разными элементами и скрытыми отсылками, добавила серьёзности и академической грусти, и таким образом на свет появился коктейль из Арии, Iron Maiden и Queensryche, что и продемонстрировал дебютник Акелдамы “Возмездие” (2016), а теперь настал черёд контрольного залпа под именем “Стихия”, с помощью которого ребята намерены зафиксировать свои наработки  и достижения.

В первые секунды и минуты моего знакомства с творчеством Акелдамы, у меня было сильное déjà vu, и в памяти сразу же стали всплывать друг за другом такие герои прошлого, как Excess, Angel Dust, Satan, Siren, Omen и иже с ними, а с другой стороны стали вспоминаться отечественные ролевики-менестрели в лице Иллет, Тэм и Йовин. Не врут и не лукавят ребята, когда говорят, что не гонятся за конъюнктурой и соединяют в своём творчестве элементы разных стилей на основе хэви-металла – всё так и есть, а их грустные, задумчивые, напевные мелодии в обрамлении тяжёлых, порой стремительных риффов воспринимаются как горячий привет из времён интеллектуального хэви-металла в духе упомянутых в этом абзаце Siren, Excess и Angel Dust.

Вместо простеньких, но эффектных хуков-выкриков наподобие материала с мановаровского “Fighting The World” ребята делают ставку на пространные инструментальные размышления и такие же пространные вокальные зарисовки с обильными текстовыми повествованиями. Воспринимается это уже не так безусловно хитово и на роль стадионных речёвок не тянет, а напоминает скорее вдохновенные викторианские оды, стилизованные под тяжёлый рок, но есть в этом своя особая изюминка, которую наверняка заметит и оценит даже тот, кто не является музыкальным гурманом и любителем эпического хэви-металла, поскольку ребята не забывают о мощных цепляющих риффах, а фронтмен использует разные вокальные техники и приёмы.

Признаться, меня удивила испанская рецензия на “Стихию”, где Акелдаму упрекали в недостатке агрессии – совсем не в агрессии и не в напоре дело в случае с данной формацией, поскольку она принадлежит совершенно иной традиции тяжёлого рока и ставит перед собой другие задачи. Даже у тех же Iron Maiden на альбомах конца 90-х или у их ближайших сподвижников из Virgin Steele было полным-полно вязкой задумчивой атмосферы, в которой то и дело тонули и растворялись их напор, драйв и риффинг, что совсем не вредило композиционной целостности треков, а ведь Акелдама идут даже дальше, и в таких номерах, как “Лик Асмодея” вплотную подбираются к владениям первопроходцев классического дума в лице Solitude Aeternus.

Открывающая диск “Вальгалла” сходу подкупает напористым риффом, затем красуется срывающимися друг с друга соло как в мегадэтовской “Holy Wars”, а вокалист стремится продемонстрировать максимум своих умений и возможностей. Стоит особо отметить, как непритворно и драматически дрожит голос певца и как интересно переплетаются разнородные инструментальные приёмы, что в итоге приводит к созданию очень интересной и необычной вещи. Балладная “Песня ветра” неплоха, но по сравнению с открывающим номером более традиционна и линейна, напоминая как раз-таки упоминавшихся выше сказителей-менестрелей, а порой даже кого-то из фолкеров и чуть ли не Янку Дягилеву. Как мне показалось, треку не хватает разнообразия и изобретательности, но в целом он всё-таки смотрится вполне достойно.

Напористая, даже сокрушительная и штормоподобная “Стихия” хороша в первую очередь своими контрастами, очень интересные инструментальные решения предлагает мистическая “Вечный сон”, радует своей глубокой лиричностью и расслабленной, как будто отвлечённой поэтичностью “Жёлтый Лист” (здесь и Ария, и Чёрный Кофе с их “Листьями”, и Легион c “Листопадом”, и в то же время нечто своё и в плане музыки, и в том что касается текстов), “Арахнофобия” предлагает достаточно ортодоксальный хэви-метал, “Лик Асмодея” переходит на тяжёлые среднетемповые рельсы и, на мой взгляд, вообще является самой удачной композицией на CD, а “Ворон” звучит как роскошная эпопея с масштабным зачином и не менее масштабным продолжением.

По мере развития альбома и его продвижения к своему финалу элементов дума становится больше, и финальная вещь “Тень орла” звучит уже как настоящий дум-метал в своём классическом кэнделмэсовском варианте. Кстати говоря, если с кем-то и сравнивать Акелдаму, то скорее с поэтизациями раннего Легиона. У группы много глубоких мыслей, хороших поэтических находок, порой музыканты даже обращаются к произведениям классической литературы и действительно очень неплохо перекладывают их в свой серьёзный драматический хэви-метал. Собственно, тексты - это одна из самых сильных сторон альбома и группы в целом – они хороши, метафоричны, показательны и вообще звучат неплохо.

Ну а в том, что касается жанра – думаю, авторам “Стихии” действительно имеет смысл отмежеваться в какой-то особый поджанр, чтобы люди, ещё не знакомые с их творчеством, а лишь вяло бредущие мимо, сразу понимали, что за зверь им встретился и чего от него ожидать. Поэтический хэви-метал, литературный хэви-метал? Факт в том, что у Акелдамы немало общего с такими достойными коллективами, как Новый Завет, Глас Пророка, Священный Грааль, Armored Saint и Trouble, но христианских мотивов у них нет. Есть глубина, особый пафос вайт-металла и эпическая воинственность есть, но всё это лишено проповеднического надрыва и сведено в сферу литературы, поэзии, эпоса, что в итоге приводит к созданию эдакого гомеровского металла.

Мрачные, тяжелые, порой нарочито угловатые и несколько неповоротливые риффы, обильные лирические куски, массивно обрушивающиеся в сознание слушателя, свободный, чистый и достаточно героический вокал – всё это в совокупности составляет особый стиль группы, который сейчас коллективу удалось вывести на достаточно зрелый и презентабельный уровень. Можно расценивать “Стихию” как визитную карточку Акелдамы и их первую серьёзную взятую высоту, вслед за которой наверняка последуют ещё новые и новые вершины. Хотелось бы пожелать лишь не терять в будущем тот особый огненный шарм, который отличал такие ранние треки состава, как “Молот ведьм” и “Пустое небо”, ведь можно и нужно прогрессировать, не отказываясь при этом кардинально от проверенных хэви-клише.

В остальном же работа очень интересная, а для меня группа действительно стала неким русскоязычным аналогом любимцев из Siren, Excess и белгородских менестрель-металлистов из Шторм. Из минусов могу отметить только некоторый недостаток опыта, из-за чего некоторые идеи группы порой выглядят скомкано и несколько противоречиво. Такое чувство, что у ребят столько разных идей и наработок, что им непросто примирить их, объединить в единое и непротиворечивое целое, что порой делает материал “Стихии” похожей на сюиты ранних Diamond Head, у которых, по словам музыкальных критиков тех лет, в одной композиции было больше риффов, чем на первых трёх альбомах Black Sabbath. Таковы сейчас и Акелдама. А это уровень.