ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Arch Enemy "Will To Power"

Arch Enemy, Will To Power

16-11-2017 Дмитрий Фомин

Исполнитель
ARCH ENEMY
Релиз
"WILL TO POWER"
Год
2017
Стиль
Melodic death metal / power metal
Лейбл
CENTURY MEDIA RECORDS
Страна, город
Швеция, Хальмстад

Как и любая другая команда, стяжавшая мировую известность, Arch Enemy активно пожинают плоды своей славы вперемешку с не утихающей ни на миг критикой. За долгие годы они вполне заслужили звание одной из ведущей формаций в своем жанре и стойко выдержали выпавшие на их долю испытания, самым главным из которых стал уход боевой фронтвумен Ангелы Госсоу. Однако, основатель группы Майкл Эмотт по-прежнему находится у руля и к тому же группа обрела свой новый голос в лице обворожительной Алиссы Уайт-Глас, которая не только блестяще доказала свою профпригодность, но и привнесла в группу свежую кровь.

Безусловно, Arch Enemy – это команда профессионалов, а для каждого широкомыслящего профессионала важно не стоять на месте и быть максимально открытым для новых идей. И также для профессиональной метал-команды вполне нормально быть востребованной в масс-медиа. Основная проблема в том, что большая часть поклонников с опаской и недоверием воспринимает перемены в звучании своих кумиров и порой склонна делать скоропалительные выводы. С другой стороны, чрезмерный консерватизм тех же музыкантов вызвал бы не меньшую волну недовольства. В таком случае, не лучше ли довериться самой группе?

Вышедший в 2014 г.  ''War Eternal'' обозначил новый путь развития Arch Enemy в сторону большей мелодичности и хитовости вкупе с элементами симфонической музыки. Ок, почему бы и нет? Тем более, что группа в полной мере сохранила свой фирменный почерк. Алисса прекрасно влилась в коллектив и, подозреваю, что именно из-за ее природного обаяния и харизматичности не смогли "не растаять" даже особо скептически настроенные слушатели. Со временем альбом был оценен по достоинству, и назрел вполне логичный вопрос, в каком направлении намерена двигаться группа?

Новый релиз с мотивирующим названием ''Will To Power'' по всем параметрам стал прямым продолжением своего предшественника. Вдвое больше мелодичности, вдвое больше хитов, больше классических моментов. Да, в звучании группы значительно поубавилось брутальности, из-за чего альбом можно отнести скорее к пауэр-металу, нежели к мелодик-дэту или трэшу, но это вовсе не означает, что команда утратила металлический драйв. С этим на альбоме как раз все в порядке. Сетовать на однообразие композиций также не приходится. Трек-лист выстроен предельно грамотно и расчетливо, как это и водится у команд уровня Arch Enemy.

Традиционное гитарное интро ''Set Flame To The Night" плавно подводит нас к первой полноценной композиции ''The Race'', которая идеально подходит, чтобы как следует разогреть аудиторию. Забойный MDM-номер с влиянием трэша в лучших традициях Arch Enemy - брутальный, прямолинейный, с отличным грувом и со злобным вокалом Алиссы, берущий слушателя своим диким напором. Далее пластинка ощутимо поднимает уровень мелодичности. Композиция ''Blood In The Water'' имеет более размеренный темп и как бы подготавливает слушателя к тому, с чем ему придется иметь дело: характерные пауэр-гармонии и утонченные неоклассические зарисовки.

Все становится очевидным, когда наступает время для первого хита альбома ''The World Is Yours'', который воплотил в себе все самое лучшее, чем славятся Arch Enemy: динамизм, невероятную цепкость и мелодичный гитарный дуэт. Очевидно, что Майкл Эмотт и Джефф Лумис, для которого этот альбом стал дебютом в плане записи, превосходно "спелись", хотя Лумис пока и не проявил себя как композитор. Алисса предельно раскована в плане вокала, а Дэниэл Эрландссон и Шарли д'Анджело по-прежнему составляют непоколебимую ритм-основу. Добавим к этому вполне традиционную  лирику о силе человеческого разума и получим еще один мощный гимн, "визитную карточку" Arch Enemy нового периода. Ах да, и опять же в лучших традициях группы основной мотив этой песни также напоминает до боли что-то знакомое, вовсе не имеющее отношения к металлу, что всегда выделяло эту группу из коллег по цеху…

Чем дальше, тем интереснее. Композиция ''The Eagle Flies Alone'' неожиданно открывает перед нами лирическую ипостась Arch Enemy: меланхоличные ноты, практически блюзовые соло, сдержанные, но от того не менее эмоциональные партии госпожи Уайт-Глас. Хитовая "Reason To Believe", в создании которой принял участие Кристофер Эмотт, продолжает в том же духе и представляет собой вполне лиричную комбинацию модерн-метала и пауэра в изящной огранке певучих "арчевских" гитар. К всеобщему удивлению, Алисса демонстрирует эмоциональный чистый вокал, который мы могли слышать от нее в составе The Agonist и Kamelot. Но, когда наступает время обжигающего припева, она вновь возвращается к гроулу, чем блестяще доказывает свое умение пропевать мелодичные гармонии экстрим-войсом в лучших традициях Ангелы времен ''Nemesis''. Помнится, в одном из своих давнишних интервью Майкл Эмотт как-то отметил, что у его группы никогда не было баллад и вряд ли они появятся, учитывая специфику их музыки. Так вот, если перед нами не метал-баллада, то очень близкое ее подобие.

Подъемный и шустрый номер ''Murder Scene'' возвращает нас к привычному MDM-стаффу  с отменной, взаимодополняемой гитарной работой, но не без некоторых интересных фишек как, например, электронная обработка вокала. Титул самого брутального номера пластинки уверенно принимает "First Day In Hell". Трек умело нагнетает жути своим тягучим вступлением с восточными мотивами, а динамичный галопирующий темп Эрландссона и мощный гитарный риффинг делают эту вещь отлично подходящей для интенсивного хедбенгинга. К тому же, припев в своей беспощадности делает прямую отсылку к вещам с альбома ''Anthems Of Rebellion''.

Разумеется, Майкл Эмотт не был бы сам собой, если бы не вставил в альбом излюбленные гитарные интерлюдии (совсем как у Black Sabbath). Изящный инструментал ''Saturnie'' и последующая ''Dreams Of Retribution'' открывают неоклассическую тему на новой работе Arch Enemy. По сути это уже чистейшей воды пауэр с ультра-гибкими гитарными прогонами, хорами, струнной секцией и партиями клавесина. Добротная и цепляющая вещь с чарующей гармонией, но слегка подпорченная немного банальным припевом, однако гроул Алиссы, разительно контрастирующий на фоне утонченных пассажей, призывает не заострять внимание на этих мелочах.

Далее нас ожидает еще один недурственный боевик "My Shadow And I" – комбинация мелодик-дэта с упругими гитарами и бластбитами и модерн-метала с синтетическими клавишными на заднем плане. Элементы эти получают большее развитие в финальном произведении ''A Fight I Must Win''. Гитарные зарисовки с металкоровым привкусом, элементы прог-пауэра в духе Stratovarius, желчный рык Алиссы, а также элегантные  оркестровки, напоминающие о Metallica и их "S&M", выводят эту вещь в категорию одной из лучших на альбоме. Редко кому удается столь эффектно и динамично подвести итоги своей новой работы.

Нельзя не отметить, что в целом ''Will To Power'' звучит в разы доступнее и проще, нежели его предшественники, а композиции не отличаются чрезмерно сложной структурой и усваиваются, что называется, на раз. Гитарная работа Эмотта и Лумиса не поражает какими-либо сверхсложными приемами. Наоборот, музыканты словно старались не переусердствовать с мелодизмом, учитывая тот факт, что все основные риффы и так по своей сути мелодичны. Приверженность к мейнстриму? Почему бы и нет! Это вовсе не означает упадок и примитивизм.  Тем более, учитывая ту бешеную энергетику, которой славится группа, уверен, что для всех сомневающихся новые композиции предстанут в совершенно новом свете в ходе живых выступлений.

Эксперименты со звучанием говорят о предельной раскованности и полной свободе творчества, которые как раз-таки и символизирует новый альбом "анархистов" Arch Enemy. А ведь, как известно, тяжелая музыка не терпит чересчур строгих рамок, так же как и инноваций ради самих инноваций. Если послушать все того же Эмотта, он никогда не навешивал на свою группу какой-то определенный ярлык, таким образом отстаивая свободу творчества. "Весь мир твой"  провозглашают эти шведы (и уже не только шведы) и делают ровно то, считают нужным. Почему бы не последовать их примеру?

Также мы имеем как всегда безупречный саунд от небезызвестного Йенса Богрена и стильное современное оформление, отдельные элементы которого можно использовать в качестве тату. Определенно, таким метал-ветеранам есть что сказать молодому поколению хедбенгеров на их же языке без какой-либо утраты оригинального звучания. Конечно, принимать или не принимать новую работу "Злейшего Врага'' личное дело каждого (я вот, например, принял), но обвинять группу в нежелании развиваться было бы крайне глупо. Посмотрим, каким будет продолжение, а, пока в проигрывателе крутится ''Will To Power'', ожидание будет не таким тягостным.