03-06-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Этих питерских гранжеров стабильно преследует злой рок, но они не сдаются и после демо, пары синглов и EP дошли-таки до выпуска своего полновесного CD с тем, дабы излить весь накопившийся негатив по полной и дать такого гранжа, чтобы мало не показалось никому. Жутковато-демонические детские фейсы на обложке настраивают на психоделический лад и клятвенно обещают, что без влияний Alice In Chains, Corrosion Of Conformity и ранней Nirvana не обойдётся, ну а не верить им нет никаких оснований – причин сомневаться в искренности и серьёзности тётушки Тэбби не было и нет. Вы спрашиваете, кто такая тётушка Тэбби? Я об этом не имею ни малейшего представления, но, сдаётся мне, что личность это не менее легендарная и замечательная, чем ставшая с лёгкой руки Хрущёва притчей во языцех некая “мать Кузьмы”.
Я не случайно подчеркнул, что в плане преемственности по отношению к незабвенному наследию Курта Кобейна стоит говорить об аллюзиях исключительно к раннему “Bleach”-периоду: уже в открывающей пластинку вещи “Морфин” AUNT TABBY звучат настолько тяжело, мрачно и угрюмо, что становится на все сто с половиной процентов ясно, что ни о каких unplugged-компромиссах речи здесь идти не будет и не может. Первоклассно упадочные, грузно-грязные гитары, небрежно задвинутый на задний план вокал, почти металлическая напористость и истинно гранжевая апатичная меланхолия дополняют друг друга почти так же удачно, как у ранних отцов, что само по себе прекрасно, а учитывая тот факт, что AUNT TABBY поют на русском, прекрасно вдвойне.
Впрочем, понять и распознать на слух, о чём вещает нам вокалист совсем непросто, а о том, что повествование идёт на великом и могучем скорее догадываешься и вспоминаешь только в тех не слишком многочисленных фрагментах, когда отдельные более-менее доступные для непосредственного аудиального восприятия слова выныривают из саунд-глубин и вонзаются в уши своими острыми ржавыми пружинами. Альбом почти великолепен в своей удивительной пофигистичности и непричёсанной спонтанности – композиции с “Негатива” не столько похожи на песни, сколько на маленькие шаманские ритуалы, в которых сюжетная линия и текст находятся где-то на десятом месте, а командует парадом исключительно атмосфера и вселенский мрак.
Вязкий психоделично-хулиганский ритм “Клаустрофобии” сменяется неспешной балладной тоской трека “Двое”, а затем всё погружается в изломанный болезненный гротеск “Отбеливателя”. Ребята явно могут играть, и не понаслышке знакомы с гармониями и музыкальными интервалами, но подходят к исполнению своих композиций настолько спустя рукава, что в этой шерстяной вязанной флегматике поистине можно утонуть. Собственно, всё это и не так уж плохо, а разнузданно-панковитый гранж в исполнении северян именно в силу такого особого отношения к нему авторов приобретает яркие черты собственной индивидуальности, разом напоминая и упомянутых выше отцов-первопроходцев, и гуру раннего панка/готик-рока.
“Дискотека” представляет собой одну из самых расхристанных и расслабленных вещей на альбоме и на самом деле имеет в манере исполнение нечто очень близко родственное ранним Joy Division и Siouxsie And The Banshees, а вот сменяющая её “Никто” звучит уже совершенно иначе и смахивает на серьёзный альтернативный рок с влияниями Tool и Muse, но со всё той же гипнотической гранжевой магией. Минималистическая акустическая пьеса “Постоянное” напомнила мне смесь Nirvana и баллад Death Angel образца 1990 года, “Быть” грохочет в лучших традициях Сиэтла, а сбивчивые ударные звучат почти как перманентное соло; “Прощай” хитово играет знойными мелодиями, а финальная “Мария” проделывает то же самое с ритмом и темпом.
Вся прелесть подобных альбомов заключается в их винтажной ламповой атмосфере, в которую так приятно погружаться в нашу выхолощенную цифровую эпоху. Даже явные огрехи и многочисленные технические, композиторские и исполнительские несовершенства играют на руку музыкантам, ведь во времена безликих и идеально перепродюсированных mp3-поделок такой принципиально хэндмейдовый музыкальный diy-кулич наверняка будет восприниматься народом с большим интересом и немалой симпатией. Есть во всём этом какая-то своя особая рок-магия, и AUNT TABBY вслед за Nirvana, Led Zeppelin и The Doors пробуют играть в рок-шаманов и вызывать из параллельных миров иррациональные души индейцев и своих музыкальных предтеч.
И ведь по большому счёту даже на тех же Nirvana и Alice In Chains ребята не так уж сильно и похожи – по крайней мере не настолько сильно, чтобы можно было говорить о плагиате, а причина тому (или может быть следствие?) их всепоглощающая очарованность сырой и первозданной красотой дисторшна и желание поклоняться ему посредством дёргания за струны и высвобождения из недр усилителей на свет вот таких грузных и неудобных тяжёлых звуков. Я не очень уж вслушивался в тексты и абсолютно не пытался найти на рецензируемом альбоме какой-то вразумительный вербальный или тем паче музыкальный месседж, и тем не менее данный диск меня порадовал и принёс мне немало приятных минут.
Если верить Борису Гребенщикову, ангелы летают потому, что легко к себе относятся, а такая особенная беззастенчивая гранжевая лёгкость, которой буквально переполнены треки с “Негатива”, исходя из подобных соображений, должна была бы поднимать в воздух целые города и страны. И я снова повторюсь: на Alice In Chains и Nirvana данный альбом и данная группа похожи на самом деле весьма отдалённо и только по самым общим и габаритным очертаниям: никакой демонической психоделики первых и отчаянно-бунтарской медитативности вторых у Aunt Tabby нет, а есть только рваный, ржавый, расслабленно-кайфующий рок-калейдоскоп, в котором вы без труда найдёте знакомые риффы и бриджи, но сопровождаться они будут уже совсем другими, более лёгкими и естественными эмоциями, делая ставку на чистый первозданный шаманский рок. В этом собственно и весь кайф от релиза: у AUNT TABBY всё как у именитых гранж-икон, но понятнее и проще.