ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Аэлла "Четвёртая Высота"

Аэлла, Четвёртая Высота

25-02-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

АЭЛЛА – 2017
Heavy metal / power metal / progressive metal
"ЧЕТВЁРТАЯ ВЫСОТА"
CD-MAXIMUM
Россия, Москва

Едва увидев название нового альбома заслуженной российской all-female хэви-метал-группы Аэлла, я тут же испугался и отчаянно стал рыться в Интернете. Неужели я проспал третий релиз? “Аэлла”, “Ночные Ведьмы” – это я помню, а какой же был третий? Как оказалось, волновался я напрасно. Название в данном случае не является, как мы уже давно привыкли, намёком на порядковый номер в дискографии. “Четвёртая Высота” – третий по счёту альбом группы, на который у них ушло целых три с половиной года.

Наметившаяся ещё на предыдущем полноформатнике воинственная тематика теперь цветёт и пахнет у Аэлла полным ходом. Фото участниц в военной форме, стоящий рядом с ними танк - всё выглядит концептуально и очень привлекательно. Изображения выполнены под фото военных лет и вызывают очень приятные ощущения. Нужно сказать, что коллектив в последнее время неслабо лихорадило сменами состава, и сейчас команда предстала перед нами в обновлённом и посвежевшем виде, поэтому, как говорится, ждите неожиданного. Так и оказалось.

Открывающая альбом вещь “Пустыня” заставила меня удивлённо вскинуть бровь. Вот чего-чего, а таких этнических напевов вкупе с такой же “знойной” музыкой я от Аэллы никак не ожидал. Эта среднетемповая композиция вызывает ассоциации не с хэви и не с прежним творчеством группы, а с классикой Therion наподобие “In The Desert Of Seth” и с такими проектами, как Betray My Secrets. Общий саунд, звук гитар, соло-партии, эпизодические экспериментальные фрагменты – всё здесь на высоте. Ну а вокал – вокал подходит общей картине и весьма неплох.

Титульный трек следует вторым номером, и это уже классический тяжёлый метал. Более того, сейчас команда звучит атмосферно и интересно, как никогда. Буквально вчера я переслушивал кумиров детства – Siren, Excess, Angel Dust и в очередной раз сожалел, что сейчас так не играют. Каково же было моё удивление, когда я услышал нечто похожее в треке Аэллы. Отличные риффы, которые равно избегают прогрессивных крайностей Queensryche и минимализма Manowar, а следуют именно в духе великолепных французов из Excess, где вокал выдвинут на первый план как на классической пластинке Angel Dust “To Dust You Will Decay” – просто шик!

И это даже если совсем не касаться отличных текстов и симфонических фрагментов, которые делают материал ещё более интересным! “Портрет Дорианы Грей” представляет всю ту же приверженность практически невостребованным образцам мирового тяжмета, до которых просто не смогли добраться конкуренты наших москвичей, а местами третий трек напоминает даже облегчённую версию келтикфростовского “Into The Pandemonium” – тех его частей, где были симфо-элементы и духовые, хотя гитарного прогрессива в этой вещи не меньше.

Скоростной трек с заливистыми соло под названием “Алые Паруса” демонстрирует более прямолинейную, но не менее привлекательную сторону современной Аэллы. Очевидные пауэр-элементы в духе Forgotten Tales, Magica и Dark Moor диктуют свои правила и вокалу, который становится на порядок выше. Песня и воспринимается соответственно – как лёгкий и воздушный фэнтези-метал, предоставляя слушателям возможность расслабиться и “покурить” впреддверии фундаментально тяжёлой вещи “Спасайте Город”.

Тяжёлые риффы, интонирующее фортепиано, ещё более усиливающее свинцово-грозовую тяжесть этой песни – очередного хита с “Тяжёлой Высоты”. Хоровые женские припевы на фоне всё того же фортепиано – отличная находка и дополнительный балл альбому в целом. С хоров начинается и следующий номер – “Вечера На Хуторе Близ Диканьки”. Будет излишним говорить, что лирические реверансы в сторону классики мировой художественной культуры добавляют этой группе объективной ценности, хотя элементы пауэра всё-таки Аэлле не совсем идут.

А вот стартующая с акустических переборов “Музыкант” снова возвращает группу на серьёзный и взрослый уровень. Это первая баллада на альбоме, но она стоит того, чтобы ждать её на протяжении целых шести треков, и отсылки к мелодиям из мюзиклов и творчества менестрелей в припеве будут приятным сюрпризом для искушённых меломанов. Кстати, для меня “Музыкант” стал ещё одним безусловным фаворитом после “Чётвёртой Высоты”, “Портрета Дорианы Грей” и  трека “Спасайте Город”.

И снова влияния пауэра в композиции “Крылья Валькирии”, которые звучат уже не так прямолинейно и стереотипно благодаря проникновенным балладным вставкам и хорам. Конечно, это клише, но выглядит оно в исполнении Аэллы очень эффектно и интересно, а пауэр-пробегам с их подачи очень идёт скандинавская героика. Здесь нет и намёка на попытки подражать современным викингам. Это отличный северный пауэр, напоминающий скорее вершины классической Мельницы, которые вставлены в оправу стратовариусоподобных риффов.

А завершает альбом ещё одна экспериментальная вещица - “Отравленный Цветок”, которая удивила меня почти так же сильно, как и открывавшая релиз “Пустыня”. Рельефный саунд, красивые басовые проигрыши, “поющие” гитары, героическая атмосфера и ненавязчивые барабаны. Да, это инструментал, и на финальной стадии диска он звучит как жирное многоточие, как аперитив, настолько разжигающий музыкальный аппетит, что устоять перед повторным прослушиванием компакта просто невозможно!

“Чётвертая Высота” стала новым рубежом, который взяли Алексей Мартин и его подопечные. Пусть это продюсерский проект, но это ровная, качественная, интересная, а главное вдохновенная и нетривиальная хэви-метал-музыка. Аэлла не пытается выглядеть как тысяча сотый клон Арии и избрала себе принципиально иной путь, да так преуспела на нём, что теперь у неё могла бы поучиться и сама Ария. Диск по-прежнему несколько эклектичен, но уже не в такой степени, как это было в случае с “Ночными Ведьмами”, который напоминал сборник хороших песен.

У Аэллы есть своё лицо, свои идеи, свой имидж, хорошие песни, отличный звук и бессменный рулевой, который следит за тем, чтобы они не повторили ошибок культовых хэви-коллективов, которые свернули не туда и потеряли годами наработанную репутацию. Вспомним, ведь без такого мудрого наставника даже “металлическая королева” Lee Aaron очень быстро свернула в джаз. Аэлла не свернут. И постоянство, верность изначально избранному курсу –  их сила. От альбома к альбому группа становится всё сильнее и интереснее, а их почерк всё более узнаваем.

Я не могу сказать, что считаю удачными пауэр-метал номера на этой пластинке, а по ходу прослушивания альбома у меня возник стойкий когнитивный диссонанс с фотографиями, размещёнными в буклете (фото выглядят так, будто группа исполняет прямолинейный метал в духе дебютника Вольной Стаи и претендует на звание “Блестящих от металла”, в то время как музыка во много раз сильнее и интереснее), но это детали, и с этим можно жить. Альбом отличный. Один из лучших металлических релизов за последние лет пять.