ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Catapultah "Water"

Catapultah "Water"

24-09-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
CATAPULTAH
Релиз
“WATER”
Год
(1997) 2017
Стиль
Progressive thrash metal / technical thrash metal
Лейбл
METAL RACE RECORDS
Страна, город
Россия, Находка

“Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир!” – восклицал старик Архимед в восторге от изобретения рычага и его чудесных свойств, подразумевая, что рычаг для этой опоры тоже нужен соответствующий, а когда такого рычага ему никто дать не смог, он соорудил катапульту, чем сильно осложнил жизнь римским завоевателям в ходе их интервенции на его родину. А ведь вид летящих в неприятеля огромных булыжников на самом деле выглядит завораживающе и способен неслабо вдохновлять, о чём наверняка и подумали эти находкинские музыканты, когда выбирали название для своего музыкального коллектива в начале седых металлических 90-х, когда пиво было слаще, горы выше, гопники злее, экстремальные прогметаллисты верили в то, что в самом ближайшем и обозримом будущем смогут покорить весь мир, а команда носила ещё название Degenerator.

Долго ли, коротко ли, а к двадцатилетнему юбилею пластинки ведущий архивариус отечественного тяжёлого музпрома лейбл Metal Race Records подготовил переиздание данного культового тяжмет-опуса, который, кстати говоря, сам Всеволод Баронин возвёл в ранг занимательнейших экспонатов отечественного “трэш-джаза”, сравнив с классикой Atheist и Osiris – подготовил, дополнил бонусами, переиздал и представил в качестве назидательного примера для современных металломанов, не заставших эпоху зарождения и развития техно-трэша и прог-трэша в силу своей молодости, и в качестве лакомого подарка историкам и знатокам тяжёлого рока, которые наверняка оценят тот факт, что сейчас на CD стал, наконец, доступен релиз одной из первых приморских трэш-капелл.

Кстати говоря, сами музыканты в числе своих главных музыкальных ориентиров называют Meshuggah, Dream Theater и Atheist, а первое, на что обращаешь внимание, приступая к прослушиванию материала, это максимально выведенный на первый план техничный рокот бас-гитары, следом за которым “подтягиваются” клокочущие барабаны, филигранные гитарные атаки и хриплый вокал в духе End Zone, которые как из катапульты выпаливают в лицо слушателю эти трое талантливых олдскуллеров. Строго говоря, от трэша здесь только элементы, а дэта нет вовсе, хотя я такую музыку воспринимаю всё-таки больше как трэш и ассоциации у меня по поводу “Water” возникают совсем не с Atheist и уж тем более не с Dream Theater, а с Blind Illussion и Sacrosanct.

Собственно, на этих ассоциациях целиком и строится моё восприятие творчества коллектива, который звучит достаточно специфично, но на самом деле весьма самобытно и интересно. “Мал золотник, да дорог” – наверняка сказали бы по поводу “Water” филологи и литературоведы, а я вспоминаю, как некто Сергей Кастальский сказанул (и будто из катапульты запустил) в одной из своих рецензий в 90-х по поводу группы In The Woods… словосочетание “арт-рок” – вот в данном случае этот его арт-рок весьма оказался бы кстати: и америкосы из Blind Illusion, и Catapultah – это на самом деле самый что ни на есть натуральный, правда слегка утяжелённый и причёсанный под прог-трэш тот самый арт-рок, в чём вы можете попробовать убедиться, прослушав, например, “Under The Moon” и “Zero” с рецензируемого CD, где даже присутствует саксофон и чистый вокал.

А вот фанка как такового, о котором пишет, кстати, Рупор металлической пропаганды в своей рецензии на “Water”, я на компакте не услышал, вспомнив попутно, что даже у Death Angel в 1990 году этого самого фанка было намного больше. И если не лить воду, то про “Water” больше и сказать нечего (надо слушать), хотя стоит добавить, что появись этот материал не двадцать, а тридцать лет назад, он мог бы наделать немало шуму в рядах поклонников умного, завёрнутого и нелинейного трэша, и наверняка по сей день будет неслабо радовать фэнов Watchtower, Despair и Sacrosanct, а также любителей таких отечественных коллективов, как Hieronymus Bosch и Монсальват, о последних из коих особенно ясно вспоминаешь, когда звучит бонусный кавер на Алису.

По случаю переиздания своего легендарного лонгплея участники Catapultah (драммер которых Игорь Крыжко ныне весьма успешно музицирует в составе Республики Марс и The Lust) даже на некоторое время воссоединились, хотя о новом материале и концертах речи не шло (хотя это всё-таки уже совершенно другая история), ну а попавший в наши с вами руки перл тяжёлой отечественной прог-музыки стоит всячески котировать, ценить, любить, признавать, чествовать и ставить на одну полку с другими релизами Metal Race данной направленности и жанровой специфики aka Аспид и Drugger - насколько я понимаю, экземпляры данного раритета до сих пор доступны для непосредственного приобретения у Анатолия Металова и у самого коллектива.