02-08-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Питерская группа The Lust под предводительством небезызвестного маэстро тяжёлого рока Яна Федяева (известного также по культовой группе Dissector) в своё время имела статус российских Within Temptation и Lacuna Coil, а их альбомы получили грандиозное распространение и успех не только в России, но и за рубежом. На время The Lust пропали из глянцевых журналов, и люди стали поговаривать, что группа окончательно канула в небытие, но нет! Сейчас перед нами обновлённый и сильный как никогда коллектив во главе всё с тем же Яном Федяевым и новой вокалисткой Анной Ващило (Decadence Dust), записавший концептуальный альбом "Black Dahlia Poem", который уже сейчас обещает побить все рекорды продаж и установить новый эталон качества в готик-металле с женским вокалом. Но даже не это главное! Я готов поклясться чем угодно, что ТАКОГО интервью вы ещё не читали. В нашей сегодняшней беседе Ян просто превзошёл сам себя, а лично я считаю, что этот текст стоит выучить наизусть каждому уважающему себя почитателю тяжёлой музыки и сделать его для себя настольным!
- Здравствуйте, Ян! Примите мои самые горячие и искренние поздравления с выходом нового альбома Вашей группы The Lust. Признаюсь, я очень полюбил два первых альбома этой команды в начале нулевых, а сейчас с нетерпением жду Ваше новое творение. Как Вам пришла идея реанимировать этот проект, который, казалось бы, почил уже безвозвратно?
Пациент последние годы казался мёртвым, согласен. Но, видимо, не все ещё манипуляции были с ним совершены, чтобы окончательно отвезти его в морг.
- Давайте немного коснёмся истории The Lust. “Lust” переводится как “похоть” или “страсть”. Что вы хотели сказать этим названием?
Сначала группа называлась Lust Embrace, под этим же названием мы записали своё первое демо в 2003 году. Получалась скромная фонетическая игра слов. Это и Lust/Last, это и несколько разных значений, это и разница в значениях Lust в немецком и английском языках. В общем, немного лингвистики. Чуть позже, уже на стадии обсуждения выпуска дебютного альбома на лейбле ФОНО, название сократилось и стало The Lust. Было решено отказаться и от первоначального варианта обложки в пользу работа Паши Антонова, который тогда как раз сотрудничал с ФОНО. Короче говоря, выбрали более компактный и зрелищный вариант того и другого. В обложке, конечно, присутствует кое-какая эротика, но никакого серьёзного “месседжа” на эту тему ни в наших текстах, ни в нашем творчестве в целом я не улавливаю. Чаще всего, похоть, эротизм и им подобное ограничивается только оформлением, иногда довольно вызывающим.
- Эротичность группы была своего рода коммерческим ходом или в тот период оказалась близка Вам как автору проекта?
Сейчас я уже не могу сказать однозначно, что нами тогда в 2003 году двигало. Наверняка мы во многом опирались на какие-то существовавшие вокруг клише, поскольку мне, например, втискивание в узкий жанр гот-металла было непривычным. Но, конечно, как и многим другим молодым коллективам, нам хотелось всё-таки урвать немного славы и коммерческого успеха. Окологотические симфо-метал группы с оперными вокалами плодились в те годы так стремительно, что трудно было не поддаться искушению. Титьки, задницы, а также смесь секса, религии и кладбищенства всегда продавались хорошо, так что все участники были “за”.
- В самом начале своего творческого пути в составе The Lust Вы сделали ставку на сочетание готик-металла и пауэра. Это была дань набравшей тогда силу и мощь Nightwish-мании или Вы хотели предложить своё видение мелодичного металла с женским вокалом?
Как я уже сказал, ажиотаж, раздутый вокруг оркестрованных метал-групп с женским вокалом, не мог пройти мимо нас. Да мне и самому нравились некоторые вещи Theatre Of Tragedy и Lacuna Coil, хотя они-то как раз занимали другую нишу. Но идея создания The Lust не подразумевала даже попытку конкуренции со всеми этими высокобюджетными проектами и тренированными певицами. Проект сформировался спонтанно, без каких-либо далеко идущих планов. Музыка у нас была попроще, условия существования минимальные, вокальная составляющая не имела ничего общего с классическим вокалом или хотя бы с намёком на его продюсирование. Для меня лично это была несколько неожиданная ситуация, требовавшая перестройки: и мелодика для песен потребовалась другая, и несовершеннолетняя гражданка оказалась в коллективе, и вообще, после переезда из Магадана в Санкт-Петербург в 2002 году я вдруг оказался заведующим совершенно новой группой. Потому как группа Inside, в которой я играл с осени 2002 года, трансформировался в Tartharia, а в состав Tartharia я вошёл уже позднее.
- Какой из альбомов TheLust для вас наиболее близок и приятен? И почему?
В принципе, практически с каждым релизом The Lust связаны какие-то воспоминания или какой-то заметный период жизни. Каждый из них давался непросто, по-разному и, по сути, являлся паззлом из разных ситуаций, людей, мест и действий. Поэтому они мне близки все; застывшие куски моего времени. Да, первые два альбома, благодаря имевшейся тогда поддержке лейблов и некоторой промо-работе, включая большое количество рецензий в Европе на “My Dear Emptiness”, привлекли наибольшее внимание, наверное, они из-за этого вспоминаются чаще. Запись последующего материала с организационной точки зрения давалась на порядок сложнее. Другое дело, в том, что касается музыки, я совершенно не цепляюсь за прошлое и уделяю больше внимания новым песням. Конечно, люблю, когда в архивах много неизданного материала, разных демо-записей, чего-то, что при случае можно обновить и поностальгировать, но кайфа от создания новых песен больше.
- Часто ли переслушиваете те релизы?
Если честно, не заслушиваюсь старыми альбомами с упоением, но иногда переслушиваю. Если бы были средства, предпочёл бы пересвести весь материал с более современным звучанием. На студии Music Factory мы уже делали пробное пересведение треков с “Tangled”, “My Dear Emptiness”, а также самых ранних демо, и я могу сказать, что результат оказался достойным внимания. Например, в случае с “My Dear Emptiness”, где в финальный микс альбома 2005 года не попало много вокальных и клавишных аранжировок. На “Membrane” вообще стоило бы перезаписать барабаны, не говоря уже про пересведение. В идеале хочется выпустить бокс с ремиксом и ремастерингом всех альбомов, где пела прежняя вокалистка, а то история 2003-2013 получилась довольно разношёрстной по качеству и воплощению, и лучше всего её собрать в одном месте и привести к некоему единому звучанию.
- Если проводить параллели между классическим The Lust нулевых и тем, что будет представлено на “Black Dahlia Poem”, то каковы будут основные отличия? Насколько оправданно вообще отождествлять прежний The Lust и сегодняшний?
Отличия будут, несомненно, но видимо стоит высказываться на эту тему осторожно, чтобы не отпугнуть тех, кому нравился налёт невинной романтики наших первых альбомов. Будут как динамичные треки, так и медленные, что бывало и раньше на наших альбомах. Будут гостевые соло, качественный звук и максимально качественная запись, ну, и вокал Анны. Наверное, это самое большое отличие. Кстати, наш недавно опубликованный первый сингл “My Pieces” даже при всём нашем желании не характеризует весь альбом. Все песни достаточно разные по настроению и динамике.
- Нередко самые разные группы говорят о каждом своём альбоме как о лучшем. Вы тоже считаете, что “Black Dahlia Poem” станет самой яркой и успешной пластинкой The Lust? Всё-таки опыта Вам теперь не занимать, а это весьма немаловажно в подобных делах.
Музыканты, разумеется, лучше всех знают, сделали ли они своим новым детищем шаг вперёд, топчутся на месте или выдавили из себя кое-как нечто по контракту или по привычке. Позволю себе ремарку - они время от времени лукавят, говоря о новом альбоме, как о лучшем. Чаще всего делают это по необходимости, иногда делают это убедительно и креативно. Потому что, с одной стороны, альбом надо как-то продавать, с другой стороны, никто в здравом уме не признается, что сам считает свой продукт слабым подобием левой руки. Ну, может, много лет спустя. Таких примеров великое множество. Только вот слушатели, а особенно сегодняшние, нетерпеливые, да ещё и честно голосующие рублём, могут этот пиар не оценить, получив на руки унылый альбом. Слушатели как раз зачастую думают по-своему и нередко не солидарны с музыкантами. И именно с их мнением музыканту чаще всего приходится считаться, даже если он всякий раз подчёркивает, что записал это для себя, и убеждает всех вокруг, что его творческая свобода и удовлетворение - прежде всего, и на мнение окружающих ему чихать. Есть объективные признаки роста – техническое мастерство, качественный саунд, музыкальная грамотность, но вот эта энергетика, драйв, энтузиазм, напор, полёт мысли, назовите как угодно, и угар от прослушивания трека - всегда спорно. Конечно, свой вклад в формирование мнения делают и рецензенты, по сотне разных причин дающие серенькому альбому путёвку в жизнь или незаслуженно смешивающие с дерьмом крепкую работу. В случае с “Black Dahlia Poem” мы в каком-то смысле начинаем заново – это касается и нового голоса, и нового материала, сочинённого после длительного перерыва специально для The Lust и обладающего, на мой взгляд, уже другими характеристиками и другим настроением, нежели ранний материал. Так что не берусь прогнозировать степень успеха и качество песен. Скажу только, что мы всегда старались сделать максимум из складывавшихся на момент создания альбома условий. На сегодняшний день, “Black Dahlia Poem” - объективно альбом с самым массивным и тщательным производством. Он записывался параллельно с альбомом Dissector “Planetary Cancer” и во многом обладает теми же качествами. Конечно, хочется, чтобы пластинка была яркой и успешной, но не будем себя обманывать по поводу того, как сегодня выглядит успех в шоу-бизнесе. Про Россию с её воровским сознанием вертикали и горизонтали, разрастающейся религиозной и политизированной оголтелостью, искусственно созданным беспросветным невежеством и жаждой халявы я распространяться не хочу. Для меня, как для студийного, скажем так, деятеля, успех заключается в том, чтобы продажи альбома с лихвой покрыли расходы на его создание. И эти деньги можно было бы пустить на комфортные условия записи новых песен, то есть того, что приносит неподдельную радость самому музыканту и удовольствие тому самому слушателю. Теоретически для этого от студийного музыканта требуются максимально качественные песни, грубо говоря, хиты. Но сегодня с коммерческой точки зрения эта простейшая взаимосвязь не работает вообще. Людям нравится, они слушают, скачивают, но почему-то заплатить за это даже стоимость банки пива у них рука не поднимается. Ладно, в России, где одна ублюдочная история с РАО служит отличным примером происходящего. Тут музыкант всё равно ничего не получит, - на серьёзном уровне отожмёт бандитская система, а на любительском уровне и так будешь сам за всё и всем платить. Я уверен, что этот воровской воз будет стоять там же и в будущем, и каждый будет выкручиваться сам. Зарабатывать будут кто угодно – промо и концертные агенты, производители мёрча, концертные площадки, заводы по печати дисков и винилов, разномастные рекламщики, СМИ и прочие. Но не музыканты. Ведь даже когда у слушателя есть возможность поддержать музыканта напрямую, это почему-то западло. Украсть – не западло. Сто тысяч просмотров твоего клипа, в который ты вбухал свой годовой бюджет, тебя даже завтраком не накормят, и ноль гарантии, что кто-то вдруг смилостивится и возжелает купить твой альбом. Мне не нужно, чтобы название коллектива было написано на каждом заборе, - в России это не принесёт метал-музыканту ни копейки. Нужно, чтобы труд оплачивался сообразно качеству продукта. Но, опять же, кто его оценивает? Короче, замкнутый круг.
- Почему в итоге The Lust в своё время прекратил свою деятельность?
В тот момент по-другому и быть не могло. С конца 2005 года я мог заниматься музыкой крайне ограниченно. До 2011 года был урывками записан и выпущен альбом “Decomposition Deluxe”, напечатан сборник “One Life Ago”, а также записан кое-какой демо-материал для Dissector, но это было либо доделывание уже записанного материала, либо переиздания, либо какие-то компромиссные решения. В 2011 году появилось желание завершить историю The Lust, поскольку заниматься дальше самиздатом и финансировать полноценную запись мне одному было не по карману, да и в тех условиях слабо представлялось. Остальных участников The Lust финансовая сторона не интересовала вообще, видимо, было уже совсем не интересно этим заниматься по разным причинам. Тебе надо – ты и делай. Первоначальная идея заключалась в выпуске эпитафии The Lust - двойного сборника с новыми, пересведёнными песнями и старыми демо, с красивым оформлением и прочими пирогами и чучелами. Ну, и закончить на этом. Запись новых песен в целом проходила весьма хаотично и сложно. И хотя треки сводил в немецкой студии Music-Factory небезызвестный Кристиан Шмид, выжавший из песен максимум качества, я до сих пор не доволен результатом самой записи. В итоге не получилось ни сборника, ни альбома, а получившиеся песни опубликованы только в сети. В средствах я был крайне ограничен, жил в полубомжовом состоянии, занимался записями практически один. В этом нет абсолютно никакой драмы, но прекращение деятельности The Lust имело свои существенные причины. Может, когда-нибудь дойдёт дело и до этого сборника старых записей, о котором я уже упоминал выше. Идея оформления пока так и не реализована. Но, опять же, это дополнительные и немаленькие инвестиции, и к текущим приоритетам эта тема не относится. В любом случае, мне интереснее делать что-то новое.
- Не было никакой возможности вернуть прежнюю вокалистку, или вы решительно и целенаправленно решили искать новую фронт-леди?
В какой-то момент такой возможности просто не стало. Всё-таки было упущено слишком много времени. После моего отъезда из Санкт-Петербурга в 2005 году коллектив как таковой прекратил существование, каждый участник жил своей жизнью, музыкой в разных ипостасях продолжили заниматься только клавишник Макс и барабанщик Влад, проживающий ныне в Светогорске. Но все строили семьи, и музыкальная деятельность стала одним из последних приоритетов. Поэтому, когда я всех собрал в 2007 году для записи “Decomposition Deluxe” (всех, кроме Влада), это уже было большое дело. Жаль, что тогда удалось записать мало вокального материала; увы, слишком много сил и средств ушло на запись инструментальной части, включая запись гитар в финской студии Astia Studios у Ансси Киппо. Много времени ушло на быт и прочие не относящиеся к музыке вещи. Поэтому реализация альбома затянулась. Позднее, в 2011 году, когда ситуация кое-как стала складываться в пользу нового студийного материала, у Мирлы по семейным обстоятельствам уже не было достаточно времени. Она согласилась только на считанные часы в студии. Так что и в тот раз удалось записать слишком мало материала для полноформатного альбома, и ничего полноценного из той затеи не вышло. Потом я пару раз предлагал ей записать что-нибудь ещё, но она отказалась по причине того, что такая музыка её уже не интересует, и вообще у неё теперь другая жизнь. Решительно я замену Мирлы не искал, поскольку хватало забот с Dissector, да и просто не видел в этом острой необходимости. Была пара других грустных, проходных фронтвумен-вариантов, только подчеркнувших особенности работы с женским полом в рамках творческого проекта. Зря потраченное время и столь необходимые ресурсы. Желания продолжать The Lust после этого стало ещё меньше.
- Не жалеете, что пришлось искать новую фронтвумен, и у The Lust теперь другой голос?
Нет, совершенно не жалею. Конечно, смена вокала - это всегда щекотливый момент, особенно для слушателей, которым нравились первые релизы группы. Я сам за стабильность и не люблю, когда группа вдруг подкидывает сюрпризы с тотальной сменой саунда, стиля или ключевых участников. Но в нашем случае необходимость обновления назрела категорически. Либо так – либо вообще никак.
- Почему Вы решили пригласить на роль новой вокалистки The Lust именно Анну из Decadence Dust? У Вас был список кандидаток, или было сразу очевидно, что петь в новом The Lust должна именно она?
Как я уже сказал выше, специально отбором кандидатур на место вокалистки в The Lust я не занимался, и в какой-то момент я уже свыкся с мыслью об окончательной заморозке проекта. После Мирлы я записывал несколько демок с двумя кандидатами, но, как я уже говорил, дальше этого дело не пошло. Потом предлагал сотрудничество другим российским и жутко высокомерным вокалисткам, не будем портить воздух их упоминанием. Королевы, бл*… Анне тоже до этого предлагал, но на тот момент у неё были другие приоритеты, учёба или работа – не могу сейчас точно сказать. Сложилось так, как сложилось, и это хорошо. Впрочем, судьба проекта и сейчас не очевидна. Что-то прогнозировать в нынешней экономической и социальной ситуации совершенно бессмысленно.
- Насколько Вас устраивает то, как Анна влилась в коллектив? Насколько её вокал на новом альбоме The Lust отвечает Вашим ожиданиям и представлениям?
Думаю, что сегодня The Lust – это в меньшей степени коллектив, и в большей степени фантомный проект, собирающий вокруг себя участников по мере формирования нового альбома. Поэтому Анне не пришлось вливаться в коллектив с кучей музыкантов, репетициями и прочими неудобствами; всё общение и студийная работа были, на мой взгляд, вполне комфортными, с минимумом отвлечений на вынужденные околомузыкальные необходимости. Ей лишь пришлось совмещать запись песен The Lust с работой над песнями своего основного проекта Decadence Dust. Вокал Анны в рамках нового материала меня вполне устраивает. По крайней мере, на мой взгляд, он вписывается в музыку гармонично. Если бы работа с вокалами шла быстрее, я бы записал гораздо больше песен.
- Что Вы думаете о таком мнении, что смена фронтвумен радикально отразится на общем облике команды, и это будет уже совершенно другой The Lust, очень мало что имеющий с той, группой, которая так гремела в начале нулевых?
В нашей конкретной ситуации меня это совершенно не смущает, поскольку я рассматриваю “Black Dahlia Poem” как вполне самостоятельный релиз, отдельно стоящий и не сильно привязанный к прошлому The Lust. Пускай будет другим, не думаю, что мне придётся за это отчитываться. Конечно, его будут сравнивать, и уже сравнивают, это неизбежно. Но поскольку я сам это всё финансирую, то имею привилегию делать то, что хочется, и пробовать что-то новое.
- Как думаете, как Ваша предыдущая вокалистка воспримет новый The Lust и вокальную работу Анны на новом альбоме?
Не думаю, что её это вообще интересует, если честно. Из любопытства, возможно, послушает что-нибудь в Сети.
- Почему вы решили взять за основу текстов историю Элизабет Шорт? Какое значение она имеет для вас? Кому принадлежит идея?
Использование истории Элизабет Шорт - это всё целиком и полностью на совести Анны. Я слышал об этой истории, знаком по фильму и группе Black Dahlia Murder, но до этого момента в подробностях не интересовался. Полагаю, таких кошмарных убийств в человеческой истории происходит немало и сейчас, только в наше время этим мало кого удивишь. Просто из Элизабет Шорт - любительницы красивой голливудской жизни из американской глубинки - посредством журналистики, кино и музыки сделали художественный образ, и в её убийство и последующее расследование привнесли мистики и некроромантики. Конечно, на уровне оформления мы тоже что-то добавили в этот неоднозначный образ. Скажем так, взглянули в глаза её убийцы. Когда вы получите на руки оформление альбома, то при достаточной степени любопытства обнаружите несколько дополнительных штрихов к этой истории.
- “The Lust” и “Black Dahlia Poem” – название группы и тематика альбома связаны или это случайность?
Наверное, этот вопрос лучше задать автору текстов. Мне кажется, что Анна, выбирая концепцию текстов, не опиралась на название группы. Да это и ни к чему. Хотя, если переводить The Lust как “желание”, то да, с историей Элизабет Шорт название перекликается. И половозрелая часть жизни героини, и фантазии её убийцы с тем или иным желанием наверняка связаны. Теоретически, скрытый или прямой сексуальный посыл можно прикрутить к любой теме, включая некрофилию и расчленёнку. Но по мне так пусть это никогда не воплощается в жизни. Финал ЭШ ничего романтического у меня не вызывает, и с названием The Lust он никак не связан. Думаю, если бы не соответствующая работа СМИ и медиа-сферы с самого начала расследования этой истории, то ничего романтичного и уж тем более “художественного” в этой истории не было бы, никакой готики, никакой мистики, никакого некроперформанса. Только истерзанная, обескровленная и измельчённая больным на голову шизоидом плоть садистски замученной молодой женщины. Я более чем уверен, что это убийство – лишь одно из множества не менее жестоких и леденящих душу, нераскрытых преступлений не только за океаном. Но кто-то же должен был стать объектом повышенного внимания. У нас вон, отморозок убивает, расчленяет и сортирует по пакетам шестерых своих детей, свою жену и ещё и свою мать в придачу. Что-то не слышно новостей о начале съёмок усатого российского блокбастера или триллера по этому поводу. Ведь это так романтично и креативно!
- Текстами для группы будет теперь заниматься только Анна?
Если у нашего сотрудничества будет продолжение, то, конечно, я предпочту, чтобы каждый занимался своим делом. Тем более, Анне удобнее работать со своими текстами. Я, в свою очередь, в этом смысле вообще не требовательный. Авторство текстов не принципиально. Главное, максимально гармоничный для слуха результат.
- В каком формате выйдет новый альбом? Будут ли какие-то эксклюзивные издания для коллекционеров и олдовых поклонников группы?
К сожалению, в данном контексте мои желания расходятся с моими возможностями. Даже если за издание альбома возьмётся какой-нибудь российский лейбл, то дигипак – это максимум на что можно рассчитывать. Для России это уже хорошо, но хочется, как говорится, праздника. Хочется сделать помимо стандартной версии бокс с диги-паком с бонусами, винилом и футболкой. Или, на худой конец, дигибук с двумя дисками и мощным буклетом.
- Артворками занимается тот же человек, что и раньше? Это снова будет что-то эротичное? И если “да”, но насколько эротичное: умеренно и немного, как на ранних альбомах или ещё более (или менее) откровенно и открыто?
Кто, как не Пабло Антонов лучше всех знаком со всеми нюансами артворков The Lust! Конечно же, я снова обратился к нему. В визуальном воплощении “Black Dahlia Poem” эротики нет вообще, не совсем она там уместна. Но традиционно присутствует немного мясного эпатажа. Оформление получилось кинематографичным и атмосферным, в соответствии с духом тех времён. К моей радости, Паше всякий раз удаётся превзойти самого себя, не повторяясь и сохраняя при этом узнаваемый почерк.
- Я знаю, что теперь The Lust исключительно студийный проект, и концертов не планируется. Клипов тоже не будет, или Вы готовы сделать в этом плане исключение?
В том качестве, в котором сегодня существует The Lust, клипы и концерты маловероятны. В России, на мой взгляд, подобные затраты неэффективны. А поскольку бюджет The Lust -это мой собственный карман, то я предпочту заниматься тем, что мне нравится больше всего, а именно сочинять и записывать новые песни и издавать их в оптимальном, на мой взгляд, виде. The Lust, Dissector или что-то ещё, не принципиально. Будет поддержка со стороны – обсудим, но я на это не рассчитываю.
- Когда ожидается выход нового альбома?
По этому поводу не могу ничего конкретного сказать. Запись каждого альбома, тем более самостоятельная и не зависящая от контрактов и дэдлайнов, это всегда балансирование между обстоятельствами, реальностью, желанием и возможностью. Пока занимаюсь сведением готового материала. Потом буду решать, в каком виде, и как его издавать.
- Как проходят студийные сессии? Быть может, Вы можете рассказать какой-нибудь интересный эпизод?
Всё довольно прозаично. Студийные работы в последние годы проходят в сжатые сроки и тщательно заранее спланированы, поскольку в них задействованы разные города, студии и люди. Не знаю, у кого как, но у нас ничего весёлого или из ряда вон выходящего на записях не происходит, вполне дружески-деловая обстановка. Чаще всего просто нет времени на угар.
- Новый альбом другой Вашей группы – Dissector вышел на лейбле Mazzar. Для издания “Black Dahlia Poem” Вы тоже будете обращаться к ним?
Разумеется, я бы не отказался от издания нового альбома The Lust в достойном виде на хорошем лейбле. Качество у Mazzar Records отличное, и, возможно, можно будет сделать нечто больше, чем диги-пак. Пока это тема для будущего обсуждения и поиска. Сначала дождёмся конечного результата из студии.
- Что бы вы хотели пожелать тем, кто слушал The Lust всегда или только сейчас хочет послушать новый альбом и пополнить ряды Ваших последователей?
И тем, кто уже знает, о чём речь, и тем, кто не в курсе, рекомендую в итоге послушать новый альбом “Black Dahlia Poem” целиком, не делать поспешных выводов и приобретать все альбомы The Lust на компакт-дисках или в цифре на официальных ресурсах. Это самое действенное и простое проявление уважения к труду музыкантов.
- Спасибо за интервью!
Спасибо за общение!