09-02-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Оформление дебютного полноформатника этой группы приковывает к себе внимание своим минимализмом, и поневоле начинаешь задумываться: а где же жизнь на самом деле, где это самое “там”? И что такое жизнь? Не знаю, что же там загадали музыканты, и какой ответ на этот вопрос будет правильным, но сдаётся мне, что за красной дверью ждёт нас что-то совсем неожиданное и обескураживающее. Слишком уж часто в жизни бывает так, что находишь в конце концов совсем не то что искал и совсем не там, где думал и ожидал, а оказывается оно совсем не таким, как думалось, предполагалось и должно было бы быть по прогнозам и догадкам.
Начинается альбом очень таинственно и претенциозно – открывающая диск “Глаза змеи” звучит не просто indie-видуально, а почти кибернетически: технотронный ритм ударных, стальные позвякивания на заднем плане и таинственный фон синтезаторов в совокупности с отстранённо-бархатным вокалом напоминают классику London After Midnight или кого-то из их ближайших сподвижников, а закольцованное “я узнаю тебя, ты узнаёшь меня” довершает эту сюрреально-психоделическую музыкальную картину, и я сразу же хочу отметить великолепное звучание коллектива и отличное сведение, позволяющее отчётливо слышать все инструментальные линии.
Второй трек “На Юг” неожиданно кренится в воздушно-стремительную сторону, а вокал тут же меняется под стать этому музыкальному катарсису и тоже становится более высоким, эфирным и полётным, в то время, как титульная вещь представляет собой дремотную балладу с текстом, который не только не проясняет смысл названия, но и ещё более всё запутывает, умножая загадки и ребусы в геометрической прогрессии. “Снится мне океана одеяло, снится мне осень слева, лето справа. Забери мою грусть, если я не вернусь”. Хотя поспорить с авторами по поводу данного подхода нелегко: если и есть где-то настоящая жизнь, то действительно только во снах и мечтах.
Летаргическая тематика продолжается в “Понедельнике”, но здесь в припеве присутствует буквально шквал тяжёлых гитар, которые создают интересный контраст с медитативным зачином и вкрадчиво-заговорческими куплетами. Если сравнивать эту вещь с классикой кинематографа, то это будет нечто среднее между “Днём сурка” и фильмом “Мой папа псих” с Майклом Дугласом, а в припеве Keipa вновь используют свой излюбленный приём многократных повторений и с видимым удовольствием скандируют: “Каждый день понедельник, каждый день понедельник, в череде недель бесцельных каждый день понедельник”. Магия? Нет, скорее гипноз.
Ещё одна ритмичная психобитовая шаманская вещь “Выход” переходит в инструментальный “Антракт”, который звучит как триумфальное шествие вечнозелёной меланхолии, а затем нас ждёт самая традиционная на альбоме с точки зрения рок-стандартов “Меня здесь нет”, где расслабленные гитары и напористая вокальная линия не прибегают к каким-либо изыскам, а просто гнут своё - предельно однозначно и прямолинейно, но эффектно. В подобном же ключе следует и сменяющая её “Птаха”, а вот “Я чувствую тебя” вновь возвращается на абстрактные рельсы гипнотического инди-транс-рока, который, к слову сказать, получается у Keipa лучше всего.
Туманный мистицизм в текстах, загадочный голос и спейсроковые синтезаторы – это как раз те три составляющие, на которых зиждется уникальность и сила нынешних Keipa, но время от времени они как будто устают скрещивать Pink Floyd со Star One и вот тогда появляются на свет такие сюиты как “Меня здесь нет” и “Птаха”, однако к финалу пластинки ребята собрались с силами и мыслями, сконцентрировались и выдали первоклассный номер в своих лучших традициях – “Круг” действительно неимоверно хорош как музыкально, так и лирически, а его нестандартная структура (три куплета без припевов) и пространное завершение отлично дополняют текст:
“Я писал роман, получилась строчка,
Шёл к горе, гора оказалась кочкой,
Бежал на север и приходил на юг,
Рисовал квадрат, получался круг.
Не люблю людей и не люблю, когда их нет,
Слова все стали дымом сигарет,
Кругом дороги и некуда бежать,
Когда есть всё, мне нечего терять.
Плохие мысли приходят на рассвете,
Когда уйдёшь, оставь мне пулю в пистолете,
Так много слов и нечего сказать,
Противно жить и рано умирать”
(с) Keipa – “Круг”
Альбом гипнотический. Мне всегда казалось и сейчас кажется даже сильнее, что гуру психологии и психиатрии у себя в кабинетах, когда нет клиентов, слушают нечто подобное. Как бы там ни было, если у вас были неудачные попытки самогипноза, имеет смысл повторить их под аккомпанемент альбома “Там, где жизнь” – шансы, что на этот раз всё получится, весьма высоки. Стильно, интересно и с особым огоньком грустной маниакально-психоделической харизмы Keipa будет играть с вашим подсознанием и дёргать за ниточки свободных ассоциаций, ввергая в пары сладкой дремотной меланхолии. Если вы интроверт и мечтатель, то долгое залипание на данный CD просто гарантированно, в иных же случаях попробовать на вкус компакт всё равно стоит.