18-10-2018 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Когда я впервые познакомился с проектом Вадима Харитонова Lost Frames, первая ассоциация с его музыкой у меня была совершенно определённая – Крис Ри! О том, что данное сравнение небезосновательно указывало практически всё: меланхолично-флегматичная атмосфера взрослого рока, вовсю царствующая в треках, отличная продюсерская и инструментальная работа, и наконец “дорожный” клип, тематика которого сходу вызвала у меня ассоциацию с знаковой и культовой “The Road To Hell”.
Погружаясь в песни проекта основательнее и глубже, я заметил достаточное количество других нюансов, а также явные параллели к Radiohead, поздней Anathema и даже к Pink Floyd и прог-року, а вдумчивое, по-настоящему взвешенное и взрослое интервью с Вадимом в очередной раз подкрепило моё ощущение, что всё в случае с данным проектом совсем не случайно и не просто так. Автор проекта не верит в лонгплей как формат и не ценит его, не считая адекватным решением для современного музыкального сообщества, а потому сейчас представляет свой четырёхтрековый EP, о романтично-межличностной концепции которого он вскользь заметил ещё в упомянутом выше прошлогоднем интервью.
Уже название намекает на то, что альбом будет скорее ироничным (ну а как иначе оценивать позицию, когда любовь и романтика получают стикер “иллюзии”), но я по чистому и случайному совпадению прежде чем засесть за прослушивания данного релиза слушал альбом Ланы Лейн “Love Is An Illusion”, и “Иллюзии и сны” на автомате воспринял как продолжение данного подхода, что в итоге оказалось очень верно и адекватно, ведь иронии на рецензируемом компакте я не нашёл вовсе, а нашёл только лёгкую грусть, светлую задумчивость, мысли о вечном и важном, что в общем и целом очень напомнило мне классику Константина Никольского и его немного грустные, размеренно-философские песенные откровения.
И уж не знаю, в чём тут дело, Лана Лейн ли так мастерски настроила на нужную волну или сыграли свою позитивную роль мои давние симпатии к Никольскому, но “Иллюзии и сны” “зашёл” мне очень быстро, легко, естественно и в итоге оставил намного более сильное и благоприятное впечатление, чем предыдущие работы проекта. Как говорит сам автор, диск получился в отличие от первого совсем не мрачным и не тяжёлым, и так оно и есть, однако данный EP в то же самое время обладает куда большей долей какого-то размеренного, очень располагающего к себе и расслабляющего света и по-прежнему содержит массу интересных лирических находок и неспешных околороковых зарисовок, не ограничивающихся ограниченностью рок-квадрата.
Уже первая вещь “Спокойных снов” обладает великолепным джазовым проигрышем клавишных и содержит отличное блюзовое соло, а голос Вадима здесь звучит ещё более мягко, атмосферно и доверительно, чем раньше. “Ветер ночной” – это как раз тот самый трек в традициях Никольского; глубокомысленная, целиком состоящая из разговорных фрагментов “Странный сон” напомнила мне альбом Anathema “Alternative 4”, а завершающая пластинку “Любовь” неожиданно вызвала стойкую ассоциацию с творчеством Аквариума. Композиции с EP получились достаточно разнородными и непохожими друг на друга, но одинаково сильными, размеренными и как бы вытекающими одна из другой, а вот аллюзий к Крису Ри теперь в музыке группы минимум.
Кульминацией альбома лично для меня стала вторая вещь “Ветер Ночной”. Это самая гармоничная, зрелая и взвешенная песня на альбоме, где голос Вадима звучит максимально разнообразно, доверительно и проникновенно. Вкрадчивые повествовательные куплеты и размашистый припев отлично дополняют друг друга, и в итоге трек воспринимается как абсолютный апофеоз рефлексирующей релаксации и взрослого рока, а шум дождя в финале только усиливает все эти ощущения. “Странный сон” – это словно звуковая иллюстрация из мира грёз, переход, а финальную “Любовь” можно расценивать как философская притчу – неспешный и не обременяющий диалог со своим внутренним голосом на тему предельных смыслов.
Сам автор категорически не согласен с мнением, что его песни – это материал только для взрослых людей, ну а я по мере прослушивания “Иллюзий и снов” в очередной раз поймал себя на мысли, что просто не могу даже умозрительно-теоретически представить себе человека возраста teen, который смог бы адекватно воспринять и полюбить такие вещи. И это не недостаток Lost Frames – наоборот. Я всего лишь констатирую факт, что на роль музыкальной жвачки рецензируемый мини-альбом не подходит – нужно уделить время, настроиться, остановить хотя бы на несколько мгновений внутренний шум, откупорить бутылочку Шардоне и приготовиться к путешествию по волнам своей памяти – в таком случае Lost Frames пойдёт на “ура”, и причина, по которой рецензируемый EP получил высший балл, станет очевидна.