ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Мне нравится мыслить в сослагательном наклонении!» Интервью с Ольгой Трифоновой

17-03-2023 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Иногда даже самые любимые музыканты возвращаются на сцену, и случаются самые удивительные реюнионы, но я всё равно не думал, что начинавший с таким размахом отечественный готик-метал-проект Dark Princess возродится в своём классическом варианте с той самой Ольгой на вокале, которая изначально занимала там место у микрофона. Раньше она была Ольгой Романовой, теперь она Ольга Трифонова, но перед нами всё та же самая тёмная принцесса, которую запомнили и полюбили многие почитатели готического металла в начале нулевых, а вся власть, все решения и весь сонграйтинг в Dark Princess отныне принадлежат только ей. О возвращении проекта, прошлом, настоящем, будущем и о том, что же такое всё-таки быть и оставаться тёмной принцессой читайте в нашем сегодняшнем интервью с вокалисткой и фронтвумен возродившихся, словно птица Феникс, Dark Princess.

- Здравствуйте, Ольга! Поздравляю с выходом нового долгожданного альбома! Как этот альбом нравится Вам самой? Всё сделано и реализовано как задумывалось?

Здравствуйте! Благодарю Вас! Мне кажется, это просто невозможно - сделать всё, как задумывалось, всё-таки альбом - это большая и сложная работа. Иногда в одном треке не получается сделать так, как изначально было запланировано. Но те изменения, которые были внесены в альбом в процессе создания, нисколько не испортили его. Так что да, я довольна результатом.

- А какими тремя словами Вы бы описали “Phoenix”? Какой он?

Зрелый. Уверенный. Воодушевляющий.

- Когда и при каких обстоятельствах Вы пришли к мысли, что нужен такой реюнион и такое возвращение? Как это было?

Муж как-то спросил меня почему я так неактивно записываю новый материал и почему все новые песни выходят под моим именем, а не под каким-то красивым названием. Я ответила, что никакое новое название меня не радует, а Dark Princess принадлежит человеку, который ни за что не отдаст мне права на бренд. Следующим был вопрос: «Зачем тебе называться именно Dark Princess, если можно придумать что-то новое?». Я тогда не знала ответа на этот вопрос. А сейчас понимаю: потому, что Dark Princess – это я и есть! Через какое-то время муж сделал мне подарок. Подключив целую команду профессионалов, он помог мне вернуть права на бренд. Сложности были, например, выяснилось, что бренд всегда принадлежал мне, пусть и не официально. Даже пришлось доказывать, что я и есть Ольга Романова, только с новой фамилией. А пока мы разбирались с системой (больше года), в студии уже во всю кипела работа над новыми треками. Возможность вернуть проект меня окрылила и я сочиняла и сочиняла новые мелодии. Остановить возрождение Dark Princess уже было невозможно.

- Насколько легко было воплотить задуманное и найти нужных людей? Вообще насколько работа над “Phoenix” была именно командной?

Я сохранила дружеские отношения с замечательным музыкантом и звукорежиссером Виталием Чулковым, который сделал все предыдущие альбомы Dark Princess. С ним и гитаристом Александром Щегловым мы записали несколько треков ещё до возвращения мне прав на бренд. Тем же составом и продолжили, только немного сменили стиль наших треков, вернув его в готическое русло старого Dark Princess. Первый трек (“Taste of Freedom”) вообще очень напоминает звучание и настроение первых альбомов. На второй трек я позвала Алёну Гиндину, мы начали наше с ней музыкальное путешествие в 11 песен с “Worth Waiting For” – кстати, моего бесспорного фаворита среди всех треков альбома. А уже в самом конце, когда Phoenix был практически полностью закончен, в нашей команде появился Степан Зуев (бывший клавишник и вокалист Dark Princess) и мы переписали половину альбома, добавив его голос. В последнем треке “Unburnt” принял участие ещё один талантливый музыкант, гитарист Роман Зотов. Вот и вся команда - дружная команда профессионалов, каждый из которых точно знает за что отвечает и делает своё дело на высочайшем уровне. Одна я тут любитель, но мне всё простительно, я же Принцесса.

- И сразу же пришла ассоциация с фениксом, возрождающимся из пепла?

Я на третьем треке знала, что альбом будет называться "Феникс", и что каждая песня будет рассказывать личные истории, через которые пришлось пройти, чтобы переродиться в сильную, уверенную мудрую женщину, восставшую из пепла, которую больше никто не сломает. За то время, что меня не было в мире музыки, столько всего произошло, на целую книгу хватит. И момент возвращения Dark Princess совпал с моим внутренним перерождением. Но мелодии, которые у меня рождались, не подходили для такой песни. И когда эта мелодия всё-таки появилась в голове, я точно знала, что это должна быть песня о Фениксе.

- А нет ли сейчас ощущения, что не нужно было останавливаться, что было бы лучше, если бы Вы так и оставались в Dark Princess, и никаких пауз и кадровых перестановок в коллективе бы не было? Насколько вообще Вам свойственно мыслить в сослагательном наклонении и просматривать альтернативные варианты развития разных ситуаций?

Я очень часто размышляю «а что, если бы я тогда приняла другое решение?». Мне нравится мыслить в сослагательном наклонении и, например, искать в серии событий, последующих после какого-то выбора, доказательства того, что я сделала всё правильно. Но это всё не касается моего ухода из проекта. 8 февраля 2008-го мне поставили ультиматум: или Dark Princess, или любимый человек. Вот не было у меня никаких других вариантов развития событий. В силу своей наивности и юридической неграмотности я думала, что нужно сделать выбор только из этих двух вариантов. И сделала его правильно, без сомнений! Но, к сожалению я поздно поняла, что был 3-й вариант: остаться в проекте и быть с любимым. Одно другому не помешало бы. Но тогда на моё решение повлияли угрозы. Давление было не детским, и несмотря на серьёзную защиту в лице моего мужчины, я была напугана. Тогда он попросил меня оставить проект в прошлом и начать новую жизнь. Я согласилась и оставила мысли о сохранении за собой прав на своё музыкальное детище.

- И если продолжить мыслить в сослагательном наклонении, как Вам кажется, был ли у Dark Princess тогда в начале нулевых реальный шанс встать на одну ступень и достичь одинакового уровня с Within Temptation, Xandria и другими подобными группами? Насколько это было в принципе реально и достижимо?

Я думаю, что нет, шансов таких у нас не было. Для того, чтобы подняться на уровень перечисленных команд, необходимо было, чтобы вся команда работала как единое целое. Для этого весь музыкальный материал должен быть написан теми, кто его исполняет, музыкантами группы, хотя бы частично. Чтобы эти песни были целиком и полностью прожиты-пережиты командой. Тогда со сцены они будут звучать иначе. А без крутых концертов, даже записывая классные песни, шансов стать настолько известными практически нет. У нас была больше попсовая история: сочиняют одни, исполняют выученные партии другие. И нет ощущения команды, нет уверенности в силе этой команды. Я это отчетливо поняла, когда играла с другими музыкантами, материал, который был создан ими самими, без привлечения сессионников, и когда сама взялась за написание вокализов к их аранжировкам. Мне больше не хотелось прятаться, я хотела рассказывать свои истории и с музыкальных дисков, и со сцены.

- Как по ощущениям, есть сейчас понимание, что слушатели помнят Dark Princess, что Dark Princess Olga Romanova ждали все эти годы?

Удивительно, но да. Многие приходят именно с таким посылом «я верил и ждал, что Dark Princess возродится». И ещё более приятно, когда большинство ждали именно моего возвращения (все мы знаем, что какое-то время трон занимала другая вокалистка).

- Ваш муж и дочь являются фанатами Dark Princess? Слушают и любят Ваши песни?

Поначалу они не очень-то фанатели, но всегда поддерживали меня. Просто у них немного иной музыкальный вкус. Сейчас всё изменилось: альбом слушают, с большим энтузиазмом принимают участие во всём. Например, оба снялись в моих клипах, в одном даже в главных ролях (“My Shadow Self”). Сопровождают меня на репетиции, в студию звукозаписи. Я показываю им новые треки покритиковать, правда критики из них так себе, чаще всего им всё нравится, но иногда говорят разумные вещи, которых я не заметила. А дочка у меня главный критик всех дизайнерских картинок, она художница.

- Отсутствие на обложке Вашего имени связано только с замужеством и сменой фамилии или тут есть ещё какие-то причины?

Это было бы так глупо и странно, если бы я сохранила в возрожденном проекте фамилию, обладатель которой в 2008-м лишил меня Dark Princess. Мне никогда не нравилась эта приставка, я считала, что достаточно было Dark Princess – красиво, ёмко, готично, всё в стиле. Но кое-кому тщеславному очень хотелось, чтобы его фамилия была вписана в историю. К счастью, этого человека больше нет в моей жизни, я посвятила ему песню «Жестокая» в альбоме «Жестокая игра» - и считаю, что это максимум, который он заслужил.

- Вопрос немного не в тему, но мне очень сложно удержаться, чтобы его не задать. Слово “dark” в непосредственной близости от слова “phoenix” практически не автомате вызывает ассоциации с эпопеей «Люди-икс» и напоминает о Джин Грей, а тут ещё Ваши рыжие волосы… Вы думали о возможности подобных аналогий и что сейчас думаете о них?

Да, когда началась эпопея создания обложки альбома, эта ассоциация первой появилась в моей голове. Первые эскизы обложки альбома были подсмотрены с фотографий Джин Грей. Но, после нескольких не очень удачных вариантов, было принято решение сделать всё иначе, не похоже на прошлые картинки, и я с обложки исчезла. Мне вообще очень нравится и актриса Софи Тёрнер, и яркая Джин Грей, с которой иногда очень приятно себя ассоциировать.

- А как вам удалось остаться в каталоге западного лейбла даже в такие смутные и непростые для всех времена? Есть ли тут какой-то особый секрет?

Сама очень удивлена. На лейбле из русских команд мы остались одни. Возможно, с нами выгоднее работать, чем не работать, ведь треки довольно много слушают на музыкальных площадках. Сейчас только на одной площадке Spotify у нас больше 55 тыс. слушателей, лидирует трек “My Shadow Self” из только что вышедшего альбома, его прослушали почти 260 тыс. раз. А песню “Cry” из альбома “Stop My Heart” послушали больше 1,2 млн. раз. Легко сделать выводы.

- Где вообще больше слушателей сейчас у Dark Princess: у нас или за рубежом? Можно ли по каким-то критериям оценить это?

Русским закрыли все иностранные музыкальные площадки (статистику оттуда мы получаем через иностранцев), а, например, ВКонтакте, стал недоступен для иностранцев. По количеству слушающих нас людей на этих площадках можно сделать выводы, что иностранцам мы интереснее. Разница очень большая, измеряется сотнями тысяч.

 - А что для вас работа с западным лейблом? Вы реально чувствуете преимущества присутствия в каталоге такого именитого значка?

Этот вопрос лучше задавать в мирное время. Сейчас работа с иностранным лейблом – это проблема для русского артиста и никаких плюсов. Мы выполнили все обязательства, данные лейблу при подписании контракта, а то, что они свои не выполнили, прикрывшись ситуацией в мире – на их совести.

- Как так вышло, что выход альбома задержался почти на год, и было ли каким-либо образом доработано звучание “Phoenix” за эти 11 месяцев?

Альбом задержали из-за специальной военной операции. Мы вообще удивлены, что он всё-таки увидел свет, хотя ситуация не улучшилась, а наоборот, ухудшилась. А пока релиз альбома откладывали и откладывали, а я переслушивала треки, появлялись какие-то новые мысли. Всё разумное было поддержано Виталием и внесено в звучание. А в самый последний момент в альбом попала песня “Not Enough”, вместо не менее красивой “The Fortress of Ice” (она станет крутым фитом с Натальей Пахаленко (Nytt Land, Kiberspassk), уже в работе).

- Как считаете, насколько январь 2023 это нужное, правильное и подходящее время для “Phoenix”? Всё произошло так как надо и когда надо?

Сначала я настаивала, чтобы альбом вышел в 2022-м. Мне казалось это таким важным. Я просила лейбл назначить дату - 22.12.22. А меня все отговаривали. И потом я поняла: выпустив альбом в конце 2022-го, я лишаю его актуальности. Идеальное время для выхода альбома – начало года! Можно участвовать во всех конкурсах и номинациях, альбом целый год будет свежим! А конец года – самое неудачное время для релиза, меньше чем через месяц альбом станет прошлогодним. Я успокоилась и согласилась на январь. Так что всё идеально.

- Насколько песни, вошедшие в “Phoenix”, действительно новые? Они были сочинены за последние два года или работа над ними шла все эти тринадцать лет?

Большинство песен были написаны в течении года с августа 2020-го. Но есть и другие, например, “My Chance” я написала её в 2009-м, а “Not Enough” родилась в 2022-м.

- А какой была Ваша жизнь в эти тринадцать лет? Где-то в глубине души Вы так и оставались тёмной принцессой, или вся эта тематика на время просто ушла из Вашей жизни?

У меня была интересная насыщенная яркая жизнь. Из готического в ней были только мои любимые цвета и фасоны в одежде, украшения и любимые музыканты. А что касаемо внутреннего состояния… люди не меняются, я в этом глубоко убеждена. Можно на время изменить внешние условия, поменять окружение, но внутри человек практически не меняется. Короче, какая была, такая и осталась. Одно изменилось – уверенность в себе. Больше нет той напуганной девочки, которой готическая корона была великовата. Теперь есть взрослая независимая женщина и всё по размерчику.

- И каково это сейчас, спустя столько времени снова стать тёмной принцессой и примерить на себя это амплуа? На что это похоже?

Здорово, но при этом очень утомительно, ответственно и дико затратно ))) Я не примеряю, это не роль для меня, а одна очень важная часть моей реальности, моя жизнь. Я словно в машине времени вернулась в прошлое, но с новыми мыслями, знаниями, чувствами, силами и возможностями. И снова делаю что-то очень интересное.

- Что такое принцесса и быть принцессой для Вас?

Принцесса - нежная утонченная благородная женственная чувственная образованная воспитанная девушка, с хорошим чувством юмора. А ещё многое умеющая, например, играть на музыкальных инструментах и знающая несколько видов рукоделия. Можно добавить к этому современное: водит автомобиль (вместо езды на лошади). А ещё принцессы, как мне кажется, не работают, они занимаются тем, что приносит им удовольствие и дарят окружающим радость своим присутствием, вниманием. Ну, и, пожалуй, это всё же молодая девушка.

- А как у Вас в плане отождествления себя с тёмной принцессой? Насколько этот образ естественен и органичен для Вас? Насколько в повседневной жизни Вы принцесса?

Если говорить о повседневной жизни, то я точно не принцесса. Слишком много работы, задач, которые могу решить и решаю только я. Но большинство из тех качеств и умений, которые я перечислила, отвечая на предыдущий вопрос, у меня имеются. Что касаемо Тёмной Принцессы в музыке - это немного иное, здесь так не работает. Ни возраст, ни какие-то умения тут, как мне кажется, не важны. Только то, что я несу своим образом, своими песнями. То, что я говорю людям через свои тексты и музыку. Планирую быть в этом статусе ещё достаточно долгое время, на сколько мне хватит запала.

- Утверждение про зрелость в самом начале этого как будто намекают, что принцесса уже стала или вот-вот станет королевой… Как Вам самой кажется, это уже произошло или произойдёт в ближайшее время?

Ну разве что принцесса просто постареет до статуса королевы, стыдно быть принцессой лет в 50+. Я вот отвечаю на крайние вопросы и словно не о себе говорю. Да не чувствую я себя ни принцессой, ни королевой. Во мне никогда не было этого пафоса, не считала себя особенной, каких-то голубых кровей, несмотря на то, что в роду у меня действительно есть аристократы. И меня поначалу ужасно раздражало это пафосное название проекта. Потом привыкла и стала раздражать лишь его вторая часть с именем и фамилией. Хорошо, что немцы отрубили эту часть, очень благодарна им за это! Я родилась в совершенно простой, можно сказать, деревенской семье. Обычная неяркая девочка, тощая, маленькая, но в гимназии и музыкальной школе была чуточку лучше большинства вокруг. Немножко умнее, немножко талантливее…не более того. Но если кому-то всё изначально было дано свыше, при рождении, то я всего добивалась усидчивостью и трудолюбием. И сейчас всё, что я имею - не с неба упало, а потому что я впахиваю совсем не по-королевски.

- Может быть, даже когда-нибудь мы услышим под вывеской Dark Princess альбом “Dark Queen”?

Только если сложится по тематике, но не специально ради громкого названия.

- Если сравнивать “Phoenix” и первые альбомы Dark Princess, то можно ли теперь сказать, что это новый уровень, шаг вперёд и эволюция по всем статьям?

Можно! Во всех предыдущих альбомах основным композитором был Михаил Гуз – человек, который не имел никакого отношения к группе, он был сессионным музыкантом, сессионным композитором (если есть такое понятие). В альбоме “Phoenix” вся музыка написана мной. Это большой шаг на новый уровень прежде всего для меня.

- Какой из клипов в поддержку “Phoenix” Вам самой больше по душе и почему?

Больше всех я люблю клип на песню “Falling to Fly”, потому что он был первый. В нём много недочетов, особенно что касаемо всех кусков с музыкантами, где не хватает динамичной съёмки, но всё равно я его очень люблю и ничего не хочу изменить! А лучшие клипы у нас впереди. Вот следующий будет – пушка, на трек «Нас нет».

- А как вообще проходила работа над клипами? Было ли это веселым и интересным опытом, свободным от рутины и тяжёлых рабочих моментов?

Съёмки клипов – это, пожалуй, самые интересные моменты нашей музыкальной жизни. Я очень люблю сам процесс от начала (обдумывания идеи) до показа первого черновика. Вот этот момент для меня всегда самый сложный. Я первый черновик всегда смотрю с прищуренными глазами, мне страшно, что там всё не так, как я себе в голове нарисовала. Хорошо, что мы работаем с профессионалами и я всё реже переживаю и всё меньше прищуриваюсь. Сами съёмки всегда очень утомительные, но такие классные, что всегда грустно, когда они заканчиваются.

- Кому принадлежали идеи клипов, и всё ли из задуманного удалось воплотить в итоге на экране?

У каждого клипа свой режиссер. У нас их уже 3 сменилось: Влада Мишина, Артём Кириченко и Людмила Angel. С Людмилой мы сняли 4 видео и есть планы на новые. Я много встреваю в режиссуру, но не всегда мои идеи нравятся режиссерам. Часто их  обоснованно отвергают. Но я не в обиде. Каждый должен заниматься своим делом, а дел у меня хватает.

- У вас в сообществе уже проскакивают фраза «следующий альбом», он на самом деле уже не за горами? Работа над альбомом начата?

Да, русский альбом практически готов (9 песен из 11 запланированных). Но торопиться с его выходом мы не будем. Сделаем всё грамотно, используя  опыт работы с немецким лейблом. Сначала выпустим 3 сингла с тремя клипами и только потом выйдет альбом.

- И теперь можно уже однозначно сказать, что “Phoenix” не будет разовой акцией, а Dark Princess вернулись всерьёз и надолго? Как думаете, на сколько альбомов у Вас хватит вдохновения, терпения, куража, воодушевления и тому подобных чувств?

Я очень надеюсь, что вернулась надолго. Следующим выйдет русский альбом (рабочее название «Пламя под дождём»). Далее англоязычный. Уже есть несколько готовых треков в него. Альбом я планирую разбавить крутыми фитами. И далее в планах акустический альбом. Пока так, а время покажет что нам удалось сделать, а что нет. Надеюсь всё удастся в лучших традициях жанра.

- Будет ли отличаться готовящийся альбом от “Phoenix”, и если да, то в чём будут эти отличия?

Альбом “Phoenix” состоит из 13 абсолютно новых треков. В русском альбоме запланировано 4 трека, исполненных на русском языке из “Phoenix”, 2 трека из альбома “Without You”  и 5 совершенно новых песен. Но в общем и целом этот альбом будет похож на “Phoenix”, только на русском.

- А как насчёт концепций и концептуальности? В готовящемся альбоме будет какая-то общая, объединяющая все композиции воедино идея?

Идея пока никуда не делась, альбом так же, как и предыдущий, рассказывает пережитые истории и раскрывает сильную женщину. Основной посыл через все песни альбома: ”Нас бьют – мы летаем”.

- Насколько вероятно, что рано или поздно Dark Princess отойдёт от традиционного готик-металла и перейдёт к каким-то более модным и нестандартным для коллектива экспериментам? Насколько Вы вообще оставляете за собой право меняться и менять изначальный замысел коллектива на будущих альбомах?

А мы уже вышли за рамки классического звучания. Новый альбом не похож на предыдущие. В нём не все песни - традиционная готика. И уже есть песни, которые для нас в новинку. Например, фиты с другими группами и исполнителями. Это что-то совершенно новое для нас, интересное. Мы с радостью экспериментируем. Скоро вы услышите результаты наших экспериментов.

- А на каком языке на данный момент Вам интереснее и комфортнее петь: на русском или на английском? Что органичнее и естественнее?

В студии звукозаписи предпочитаю петь на русском. Потому что на родном языке песни звучат пронзительнее, я их проживаю заново во всех красках при каждом исполнении, так как все тексты по большей части написаны мной и обо мне, о пережитом, не до конца пережитом и т.д. А когда пою на английском мне очень мешает учительница фонетики в моей голове, которая контролирует произношение и не даёт мне выразить эмоции более ярко, обнажить душу. И всё равно идеального произношения у меня нет, я это знаю. Раньше переживала, сейчас нет. Немцы говорят, что у меня немецкий английский и им это нравится, да и в целом заграницей никому нет до этого никакого дела, это только русскоговорящих беспокоит. И несмотря на акцент, если сравнивать полученный результат - одну и ту же песню на разных языках, песни на английском звучат «фирмовее». Если же говорить о живом исполнении, то я люблю одинаково все песни, т.к. не задумываюсь о четкости произношения и могу себе позволить подарить слушателям весь спектр эмоций.

- Что в самых ближайших планах?

На сегодняшний день в работе 2 интересных фита и в ближайших планах доделать эти треки. Всегда думала, что их создать гораздо проще, так как работает большее количество людей. Но я жестко ошибалась. Интересная работа, непростая. Работа людей, которые не являются командой, каждый со своим вИдением. Надеюсь у нас всё получится круто!

- Будет ли у “Phoenix” презентация или тур в его поддержку?

Материал отрепетирован, к концертам мы готовы. Только у каждого музыканта группы есть основная работа, которая кормит его и его семью. Я с трудом нахожу время на репетиции и работу в студии, на съёмки, фотосессии. Основная работа занимает огромное количество времени, а так как я преподаватель, она в университете не заканчивается, а продолжается дома, в подготовке к следующему учебному дню. И так практически у каждого моего музыканта. Музыка для нас лишь хобби. А потому концертная деятельность не является основной целью.

- Какого вопроса Вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

Услышала больше, чем планировала. Спасибо!

- Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас читал?

Если кто-то осилил данное интервью и дошёл до этого пункта, вы просто герои! Такого большого интервью я ещё ни разу не давала и так много ни разу не откровенничала. Всем спасибо за уделённое время!

Хочется пожелать всем больше позитива в жизни! Отличной музыки в ваших наушниках и в душе! Всем добра! Ваша Принцесса.

- Спасибо за интервью!