ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Не нужно понимать, нужно слушать!» Интервью с Мистером Кто!

30-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Музыкальные критики и музыковеды-аналитики не устают повторять, что всё рано или поздно возвращается на круги своя, а всё новое – это просто хорошо забытое старое, и (о чудо!) иногда всё действительно случается именно так! Как вы поняли, Мистер Кто! – это сценический псевдоним, а вплоть до сегодняшнего дня это сочетание слов было единственным способом обращаться к музыканту, который до сих пор за ним скрывается, а также первой и последней достоверной информацией о нём. Впрочем, нет, был ещё город. Тюмень. Свою музыку этот таинственный Мистер называет “тюменский бит”, а сейчас представляет свой первый полноформатный альбом, который уже отпечатал на виниле, разложил по конвертам и готов отправлять всем желающим и интересующимся. Задумав сделать это интервью, мы так непринуждённо болтали с Мистером обо всём на свете и так увлеклись, что когда мой диктофон вдруг жалобно запищал, давая понять, что места для записи больше нет, за окнами уже брезжил рассвет, а мы с музыкантом с трудом смогли поверить, что ночи как не бывало. В том тексте, что виднеется ниже, нет каких-то пространных рассуждений или слишком умных мыслей, это просто обычная беседа двух приятелей за банкой пива под любимую музыку и про любимую музыку, но именно в этом здесь и весь сок, вся особая документальная сила нашего интервью. Впрочем, судите сами.

– Приветствую, Мистер Кто! Поздравляю с выходом такого долгожданного и многострадального альбома! Как сейчас ощущения, когда релиз, наконец, состоялся? Это чувство радости, гордости или облегчения?

Если взять треугольник этих чувств, то да. Как будто в космос вышел!

– Какими тремя словами могли бы сейчас описать готовый альбом? Какой он?

Неожиданный, странный и дерзкий.

– А в чём основная дерзость альбома? Кому и каким образом он дерзит?

Прежде всего, современным тенденциям музыки.

– То есть вам целенаправленно захотелось сделать что-то несовременное и ностальгическое, чтобы немного поэпатировать массового слушателя и вызвать у него лёгкий когнитивный диссонанс?

Это было непреднамеренно. Просто зашло с самого начало так. Легко, свободно и олдово!

– Насколько сильно отличается от конечного результата то, каким виделся Вам “Гештальт” на стадии проекта и подготовки первого сингла?

Отличается совсем. Изначальное видение песен, объединенных в альбом, было очень простым. Теперь я понимаю, что это были бы просто акустические демо. Но уже на этапе выпуска первого сингла стало ясно, что это видение не совпадает с реальностью.

– И каким образом продолжала меняться концепция альбома после второго, третьего, четвёртого сингла и далее? Какие изменения были самыми удивительными и странными?

После выхода синглов, стало все более очевидно, что это не разрозненные песни. Альбом стал концептуальным рассказом, ищущего свой путь человека. Самым странным преобразованием стал трек «Мое имя забыто». При жестком экзистенциальном тексте вдруг захотелось петь и танцевать, что и было отображено в аранжировке.

– А песни на альбоме действительно все автобиграфичны? Совпадения неслучайны?

Песни отражают чувства. Пропуская через себя, они ведут к конкретным событиям. Эти чувства испытывал когда-либо каждый человек.

– Теперь с выходом альбома аристократ с логотипа стал реальным и шагнул с обложек синглов в наш материальный мир? Весь этот антураж в виде мантии, цилиндра, трости и т.д. ещё не стал вашей повседневной униформой? Как часто возникает желание примерить их?

Этот образ действительно создан и будет представлен в клипе на немецкий вариант сингла “Дым сигарет” (“Zigarettenrauch”). Пока что он там и останется.

– Но в будущем сможет снова вернуться? При каких обстоятельствах и при каком расположении звёзд это может быть возможно?

Скорее всего, нет.  Есть идея образ мрачного аристократа оставить как символ моего музыкального лейбла Miste Kto.

– А что же останется для музыкального проекта Мистер Кто? Просто рокер, который поёт о своём жизненном пути ностальгический рок-н-ролл и ритм-н-блюз?

Возможно и так. Но у меня уже была ассоциация с мрачным аристократом, а теперь с рокером. Логика подсказывает, что будет что-то еще.

– По характеру и основным повадкам вырисовывается что-то напоминающее хамелеона… Будут ли поспевать слушатели за такими головокружительными сменами концепции?

Тут нет мимикрии хамелеона. Есть искреннее желание творить то, что льется из души. Каждый сможет найти свой любимый трек на этом альбоме.

– Насколько реально Вас встретить в таком наряде где-нибудь на улицах Москвы или Тюмени? И не жаль ли расставаться с ореолом таинственности, который приносил проекту статус инкогнито?

Нереально от слова совсем, в этом наряде ходить планов нет. А вот трость из этого наряда понравилась, возможно с ней ходить буду. Статус таинственности точно возбудил интерес к проекту. Да, немножко жаль расставятся с инкогнито, что скрывать. Воспринимаю публичное раскрытие личности как новое испытание.

– Так может быть и стоит оставаться инкогнито дальше?

Мне скучно оставаться в одном положении. Интересно движение и развитие.

– В какой атмосфере проходила фотосессия Аристократа? Без форс-мажоров и рабочих нестыковок не обошлось?

Такой фотосессии не было. Был клип, где образ предстал в своем виде. Конечно, там без казусов не обошлось, многие вопросы решались прямо на съемочной площадке. Начиная от действия артистов в клипе, заканчивая элементарным отсутствием необходимого реквизита и массовки.

– Трудно ли было найти такой аутентичный и подходящий по виду цилиндр и остальные элементы образа?

Как оказалось, нет. Помогли хорошие друзья. Все практически было найдено в одном месте и под руководством моего художественного руководителя был создан образ мрачного аристократа.

– Поговорка “дело в шляпе” теперь наверняка обрела для вас особое звучание?

Нет, но я подумаю. Возможно, хорошая идея!

– На какую песню сейчас снимаете клип, и что там будет происходить? Это будет сюжетное видео?

Сейчас в планах два клипа по проекту Anna Samoxa. Клипы будут на ее синглы, где она уже выступает как автор музыки и текста.

– Про сюжет и задумку этих клипов уже можно говорить?

Они в разработке, уже предложено несколько концепций. Одно знаю точно, это будут качественные клипы.

– Если звучит слово “качество” применительно к музыкальной сцене нашей страны, тут же автоматом приходит слово “Москва”… Нет планов сменить место жительства?

Живу там, где мне хорошо. Сейчас это город Тюмень!

– В разных концах Интернета всё чаще можно услышать вопрос “что такое тюменский бит?” Мне почему-то кажется, что это расслабленное и весьма позитивное отношение к жизни, которое приняло музыкальную форму и стало особой жизненной философии. А как всё на самом деле?

Тюменский бит - это уже практически саундтрек для жизни в этом прекрасном городе!

– И много ли человек на данный момент решили жить в ритме такого саундтрека? Что вообще такое “жить в стиле тюменский бит”?

Тут просто. Включаешь музыку и делаешь то, что душа хочет.

– Абсолютно никаких ограничений? Хоть мороженное с пивом и бананы с устрицами?

Если выдержит желудок, то почему бы и нет! Это же незабываемые гастрономические впечатления!

– Какие треки с альбома вышли самыми удачными, на Ваш взгляд?

“Дым сигарет” и “Zigarettenrauch”. Ради первого трека весь альбом и писался. Аранжировку для него придумал Дядя Данил, мой хороший друг. Перевод же песни на немецкий язык принес вообще чудеса. Перевод не ложился в стандартные квадраты, поэтому мелодию надо было развивать. С этой задачей и справился звукорежиссер со студии 114 Дмитрий Лазарев.

– А что такого особенного в этой композиции? Почему именно она стала центральной и основной на альбоме?

Композицию “Дым сигарет” не нужно понимать, ее нужно слушать. Лучше во всех трех вариантах. Уловить что-то своё общее в разном.

– “Умом Россию не понять… в Россию нужно просто верить” – утверждал классик… Выходит, ваш рок-н-ролл очень русский и следует как раз в русле провозглашённых классиков принципов душевности и интуитивности?

Особенно в английской и немецкой версии! А как же!

– Как  повлияла на ваш “Гештальт” работа в студии 114? Если бы записывались в другом месте и с другими людьми, образ вышел бы другим?

11 марта 2020 года я зашел на студию 114 и показал свой материал. И с этой даты я веду отсчет работы над началом серьезной работы над альбомом “Гештальт”. До этого отношение было фактически на уровне баловства. Так что повлияла серьезным и глубоким образом.

– Сколько в среднем проводите времени каждый день в студии?

Ребятам не надоедаю, у них много работы. Дмитрий Куприянов и Дмитрий Лазарев, мои хорошие друзья. Знаю, что могу и просто так зайти поболтать о том о сем. Но стараюсь не злоупотреблять их гостеприимством. Захожу когда есть о чем поговорить по проектам, которые веду в настоящее время.

– Таких проектов, я так понимаю, два? Мистер Кто! и Anna Samoxa?

На данный момент да. Думаю, с опытом возьму еще несколько. Работа в этом направлении ведется.

– Маститые рокеры и великие герои тяжёлой музыки берут собой в студию стеклотару с разного рода жидкостями, а также любимые альбомы, а как было у вас?

Другую музыку слушаю в последнее время, только от тюменских исполнителей. Много здесь талантов, на другую просто времени не хватает. Стеклотары точно не было, но жидкости, конечно, присутствовали, как правило в жестяных банках.

– А в компании с какими напитками лучше всего слушать “Гештальт”? Тоже с теми, что в жестяных банках?

В любых по собственному выбору. Именно в этом вся соль! Ну и лимона можно тоже взять!

– Время и силы на шутки и подколы во время работы в студии остаются?

Конечно, без них куда? Люблю посмеяться, особенно поиронизировать над собой

– Какой-нибудь такой подкол или вариант самоиронии можете сейчас привести в качестве примера и иллюстрации?

Когда знакомые артисты в студии начинают сильно париться над своим вокалом, я люблю встать к микрофону и со всей дури проорать их трек. И тогда работа весело идет дальше. У меня «волшебный» вокал.

– Какие-то особые секреты и хитрости успеха есть? Что делали и чего ни в коем случае старались не делать, чтобы всё вышло так, как вышло?

Хитрость простая. Осознать свои желания и делать то, что реально хочется. Обычно эти желания вызывают лень или страх. Или и то, и другое вместе. Но там где есть конструкции мысли такие как “ вот я бы это сделал, но мне нужно то-то и то-то, и вообще я не признанный недооценённый гений”, то в эту сторону и можно развиваться. Только поменять эту мысль на конструкцию типа “а что я могу сделать сейчас с теми средствами и силами, что есть для того чтобы достигнуть желаемого?”

– Звук на виниле уже успели оценить? Всё звучит так, как надо?

Да, звучит великолепно! Даже лучше, чем я когда-либо мог представить!

– У Вас есть свой веский аргумент, чтобы убедить потенциального слушателя приобрести себе “Гештальт” именно на пластинке, а не в виде цифровой версии?

Об этом не думал. Для меня “Гештальт”  - это музыка, созданная в 90-ых на носителе, популярном в 90-х. Если слушатели хотят окунуться в атмосферу тех лет, пластинка точно будет в тему.

– Получается, основное настроение и основной посыл альбома ностальгия?

Закрепление мыслей о прошлом, чтобы уверено жить в настоящем. Основная мысль такая.

– Создаётся ощущение, что ваш продюсерский проект Anna Samoxa становится всё более автономным и самостоятельным, а временами даже выдаёт совершенно неожиданные вещи… И сложно ли продюсировать демонов, которые возомнили себя богами?

Это фактически было первое мое испытание как продюсера. Трек действительно выскочил как чертик из коробки. Когда я его услышал в первый раз, у меня мурашки пошли по коже. Не смог согласится с концепцией СТИВа (Дмитрий Лазарев), что это просто прикол на Хэллоуин. Поэтому в сжатые сроки реализовал в рамках проекта Anna Samoxa информационную поддержку. Даже концептуальный лив-сняли! Это было вообще полной неожиданностью. Так что нелегко - да, но очень интересно!

– Что самое трудное в такой продюсерской работе, а что наоборот идёт легко, естественно и только в радость?

Трудно работать с артистами, постоянно убеждая их в том, что они создают интересные вещи, которые найдут своего слушателя.

– Как сами музыканты и Вы как их продюсер оцениваете “Взлеетай”? Будете продолжать подобные эксперименты?

Надеюсь, что да. Подобные эксперименты - несомненно развивают музыку в целом, привнося что-то новое в этот мир. По сути, даже прожжённые критики сразу не смогли отнести “Взлеетай” к какому-то определенному жанру.  А уж рекламщики как парились.

– Когда-то Гвен Стефани играла вполне себе традиционный рок в No Doubt, а затем отправилась в сольное творчество и стала комбинировать там рок, поп, хип-хоп, r,n,b,, альтернативу и т.д. Как думаете, Anna Samoxa тоже может пойти по такому пути?

Анна уже идет по своему пути. Однозначно да.

– И как же в итоге определили этот трек? Куда и к чему отнесли?

Это альтернатива. Так определяют этот трек сейчас.

– Насколько вероятно, что проект Anna Samoxa переквалифицируется в электронику и хоррор на постоянной основе?

Это решать Ане, она в процессе творческого поиска своего стиля и направления. Мне интересно поддерживать ее в этом поиске. Вместе с вами посмотрим, что из этого выйдет.

– Может быть, стоит покорять Евровидение и теле-экраны? Настолько амбициозных планов у вас нет?

Такие планы отсутствуют. Но… если вспомнить то, что в марте 2020 я хотел записать просто демку под гитару, а теперь у меня на руках альбом напечатанный на виниле, создан лейбл Mister Kto, на котором осуществляю поддержку трех проектов…  Да чем черт не шутит!

– Трёх? А какой же третий проект?

Есть несколько вариантов. Но пока третий находится на стадии переговоров.

– Сколько песен уже есть в репертуаре у Анны и когда можно ждать её альбом?

Сейчас ведется работа над двумя треками. Альбом вполне можно ожидать к концу следующего года.

– А как обстоят дела с идеями для второго полноформатника Мистера Кто?

Второй альбом концептуально сформирован. Рабочее название “Вторая сиреневая”. Этот релиз также будет состоять из двенадцати треков. Будет и английский, и немецкий вариант главного трека альбома. И есть задумка на интересный эксперимент. В случае удачи это будет счастливый тринадцатый трек!

– Заглавие альбома звучит как название улицы…

Почему бы и нет. Может, там клип и снимем на этой улице!

– Так в Тюмени действительно есть такая улица? Это реальное географическое место?

Не имею ни малейшего понятия. Узнаю по связям. Может и появиться после выхода альбома.

– В какую сторону будет меняться ваш тюменский бит и чего от него ждать на следующем альбоме?

Сейчас не могу сказать точно. Проект Мистер Кто! уже поддерживают много интересных людей. Они влияют на мое творчество. Посмотрим все вместе, что из этого получится!

– Концерты с материалом Мистера Кто не планируются?

Да, планируются сначала онлайн-концерты, уже в середине декабря.

– Можно ли считать теперь проект полноценной группой?

Пока что нет. Но я к этому стремлюсь

– Какого вопроса Вы больше всего ждали сегодня от нас, но так в итоге и не услышали?

А как вас собственно зовут Мистер? Меня зовут Дмитрий Пронькин. По образованию инженер. Вся остальная социальная инфа будет выложена на странице проекта Мистер Кто!

– Приятно познакомиться, Дмитрий! Хотя, думаю, я ещё не скоро смогу переключиться со ставшего уже привычным “Мистера” на Ваше настоящее имя. Кстати, вот и наступил момент сказать самые главные слова, которые хотелось выпустить на волю всё время, пока длилось наше интервью!

Закрывайте свой гештальт, идите дальше! Впереди еще много интересного!

– Надеюсь, что так оно и будет! Спасибо за беседу!

Алексей “Astarte Eel” Иринеев

Интервью опубликовано в журнале Rockcor N8 (2020). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz