20-09-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Не так часто мы пишем про музыку в стиле neoclassical и ещё реже альбомы в данном жанре становятся у нас релизами месяца, но, тем не менее, иногда это всё-таки случается. Новейший, четвёртый по счёту диск сумрачного one-man-проекта Hiholl оказался настолько хорош, что уверенно обошёл все другие представленные в нашем опросе пластинки и в итоге сорвал у нас номинацию лучшего релиза июля 2022 года. Нежный, проникновенный, прозрачный, практически ничего не имеющий общего с роком, металлом и вообще любыми жанрами, хоть сколько-нибудь относящимися к тяжёлой музыке, играющий на рефлексии, ностальгии и ассоциациях – этот альбом оказывает поистине гипнотическое и удивительное воздействие на сознание, а таинственность личности создателя всего этого великолепия лишь подливает масла в огонь. И в итоге Александр Хихол оказался очень даже красноречивым и откровенным собеседником и был совсем не прочь раскрыть массу интереснейших аспектов, связанных со своей музыкой и творчеством в целом. Образно, искренне и без лишних мудрствований он отвечал на все наши самые неожиданные вопросы и вот теперь результат нашей с ним беседы перед вами, и это действительно увлекательный и неординарный материал. Собственно, как и музыка Hiholl, как и ставший у нас альбомом месяца диск “Four. From Obscure To Light”, всё логично и закономерно.
Доброго времени суток, Александр! Поздравляю с победой в нашем опросе. Как Вам победить в голосовании с такой специфической и несколько неформатной музыкой? Насколько для Вас самого это было сюрпризом?
- Здравствуйте! Спасибо за возможность принять участие в конкурсе, для меня это было несколько неожиданно. И тот факт, что мой нестандартный проект оказался на вашем портале и впоследствии оказался в голосовании, меня, несомненно, очень порадовал. А также я бы хотел поблагодарить тех, кто отдал за меня свой голос.
А кто из групп и исполнителей, представленных в голосовании, Вам показался наиболее интересным и сильным конкурентом?
- Из всех представленных в голосовании проектов я знаком только с творчеством Wendigo, собственно, за него и отдал свой голос. Ближе же по музыкальным пристрастиям, как металхеду с более чем 30-летним стажем, мне отлично зашел Dissector.
А как же Necro Stellar? Признаться, я голосовал именно за него, хотя выбрать между Hiholl и ими реально было непросто. На мой взгляд, из всех представленных в этот раз на голосование релизов ближе всего к ”Four” именно альбом Юрия Звёздного, и он тоже целиком инструментальный.
- Что ж, прислушаюсь к Вашим словам, послушаю более детально Necro Stellar. Но, то что на момент голосования было острое желание услышать что-то «мясное» трэшевое - это факт.
А уверенность в победе была с самого начала, настрой на победу имел место быть?
- Изначально у меня было четкое осознание, что моя музыка несколько выпадает из формата вашего ресурса, поэтому говорить о каком-либо настрое было преждевременно. БОльшую часть голосов, я думаю, мне обеспечивала женская аудитория, которой я, несомненно, благодарен. Женщины, как правило, более активны, открыто делятся друг с другом тем, что произвело на них впечатление, и это не секрет.
То есть можно охарактеризовать нынешний Hiholl как музыку для женщин, а Вас назвать эдаким Янушем Вишневским, Пауло Коэльо или Эльчиным Сафарли из мира музыки?
- Совершенно точно - нет. Изначально стратегических целей завладеть вниманием, женскими сердцами/ушами у меня, конечно, не было. А тот факт, что основная целевая аудитория является женской и составляет около 70% выборки, стало понятно из официальной статистики. При этом, и мужская часть аудитории достаточно охотно дает обратную связь, поэтому роль искусителя женских сердец я бы на себя примерять не стал.
А насколько Вы ориентируетесь на женщин когда создаете свои композиции и готовите альбомы? В какой степени присутствует это понимание своей главной целевой аудитории и ее ожиданий?
- Не скажу, что создаю альбомы, целенаправленно ориентируясь на женскую аудиторию. Но прекрасно понимаю, как это работает. По сути, основная часть композиций для альбома рассчитана на то, чтобы вывести слушателя на живые эмоции. Женщины более склонны к эмоциональным откликам, мужчины же более прагматичны и сдержаны. Конечно, мужчины в состоянии воспринимать весь спектр эмоций, но предпочитают не рефлексировать и не гонять на репите. Это исключительно субъективное мнение.
А как у Вас вообще обстоит дело с уверенностью в себе, в своей харизме, в своих силах и своем очаровании? Можете сказать, что подобное присутствует?
- Мм.. ну тут скорее взвешивать по 100 раз это прямо мое! Перфекционист и эстет хре́нов)
Но это даёт мне люфт в музыке, возможность довести до идеального, по моему мнению, звучания. Поэтому, когда решение принято, я в нём уверен совершенно.
А что касается остального. Наверное, странно быть очаровательным в уже не молодом возрасте, а вот харизма в такие годы прекрасный бонус. Есть даже в английском языке такое слово “mojo”. Оно про мужскую харизму, уверенность в себе, и, кстати, аналогов в женском варианте не имеет.
Вспоминается шутка:
- Как вы поняли, что вы брутальный мужчина ?
- Мама сказала!)
А как Вам кажется, вы скорее романтический, трагический или ностальгический герой? На чём базируется харизма и что важнее в палитре эмоций и чувств Hiholl?
- Я реалист, хотя по моей музыке этого и не скажешь. Но для меня важно не создавать мифический образ героя, а оставаться собой. Собственно, искренность подачи и есть фирменная черта моего проекта.
Давайте поговорим о вашем четвёртом альбоме. Как так вышло, что он оказался настолько неоклассическим и атмосферным?
- По большому счету, каждый мой альбом имеет собственную атмосферу и некоторую кинематографичность. Я бы отметил только то, что в сравнении с предыдущими было задействовано заметно меньше фоновых звуков и разноплановых эффектов. Благодаря этому создается ощущение, что он в плане звучания придерживается более классического стиля.
А как вам кажется, в чём его кинематографичность? В том, что композиции сильнее чем когда-либо подразумевают некие истории, сюжет, повествовательность и зовут в эти истории или в чём-то другом?
- Да, все верно. Сама подача, удержание сюжетной линии во многих композициях, усиленное различными интермедиями и интерлюдиями, а так же шумовыми эффектами, как раз, и создают, на мой взгляд, эффект насыщенной эмоциональной зрелищности и некой кинематографичности. Некоторые детали обыграны более четко, они рисуют определенные образы, картины и персонажей. Совокупно, это передает объем, и ощущение такого художественного приема.
А если снять фильм по мотивам “Four. From Obscure To Light”, то что это будет за фильм? В каком жанре, с какими актёрами? Мне почему-то сразу представляется что-то классическое, французское, в меру артхаусное… Серж Гинсбур, Джейн Биркин, Джульет Бинош… может быть, даже постаревший Луи Гаррель… и страсти, сомнения, блуждания, поиски и всё словно в дыму и в тумане как в польском «Три цвета. Синий»…
- Это была бы, скорее, новелла из четырёх частей. Мне по душе атмосферные ретро-образы Алена Делона. Еще в молодости мне часто указывали на внешнее сходство с ним, типаж. И если говорить о полнометражном фильме по мотивам «Four», то это однозначно лента с хеппи-эндом. Своего рода Делоновский «Самурай», где за весь фильм герой произносит пару фраз, а за него в кадре работают фоновый звук, удачный план, органичные жесты, мимика.
А вот эти указания на сходство с Делоном как-то повлияли на Вашу судьбу и мировосприятие? Каково это жить с внешностью сердцееда-секс-символа?
- Эх, к сожалению, нет) Меня, как говорится, «забрали ещё щеночком», и я не успел в полной мере вкусить все прелести внешности сердцееда. ))
Как раз сегодня видел на Blabbermouth откровения Брюса Диккинсона о том, как это бывает, когда ты харизматичный и привлекательный мужчина, создающий трогающую сердце музыку… Случалось ли подобно Диккинсону злоупотреблять своей привлекательностью и использовать её, так сказать, в личных целях?
- Надо признаться, если что-то и происходило, то с музыкой это никак не было связано. Более серьезно заниматься музыкой я стал в уже более зрелом возрасте, и к тому моменту заметно подрастерял свое «преступное» сходство с артистом. Возможно, когда стану таким же популярным как Диккинсон, ещё успею воспользоваться остатками былой роскоши. )
Этот диск с самого начала работы над ним планировался именно таким, каким получился, или что-то менялось и видоизменялось в ходе работы над ним?
- Общая идея возникла в процессе создания и трансформировалась под воздействием внешних факторов моей жизни. Нередко на начальном этапе создания альбома мне помогает ощущение некой эмоциональной опустошенности и стремление эту пустоту заполнить. Это как раз и служит своего рода катализатором вдохновения.
А как Вам кажется, в каком процентном соотношении на альбоме присутствует тьма и свет? Чего там больше и что в приоритетном положении?
- Ок, рецепт моего альбома:
берём 25% тьмы, смешиваем с 25% грусти, добавляем 30% светлой меланхолии и присыпаем все это 20% надежды…
То есть…. Именно света и счастья, умиротворения и гармонии тут вообще не планировалось изначально?
- Почему же? Два трека «She» и «Follow the Child’s Laugh» вполне можно отнести к светлым и умиротворенным. Но я бы охарактеризовал свой свет иначе. Предпочитаю слово - надежда.
Это, наверное, Ваше любимое женское имя? Может быть, тут даже какая-то интересная история есть на эту тему… Много ли у Вас знакомых Надежд в реальной жизни?
- Так исторически сложилось, что в моем окружении не было ни одного человека по имени Надежда, как, впрочем, и Вера.
А вот Любовь окружает меня всегда.
Так зовут мою Маму.
А можно ли Вас назвать гармоничным человеком, который счастлив в любви или Вы вечный странник и искатель?
- Свою внутреннюю гармонию я обрел еще 26 лет назад, когда примкнул к институту брака. Там меня Hiholl-ят и лелеют. )
А верите ли Вы в какую-то объективную гармонию и в то что её возможно достичь в этом мире? Что для Вас гармония, мир, умиротворение, идиллия, счастье и покой?
- За меня давно высказались философы прошлого. Это они конструировали идеальное общество с мифической идиллией. Мы живем в живом мире, который подвержен трансформациям.
Моя гармония это - все хорошо прямо сейчас. Умение зафиксировать благоприятный момент.
Что вдохновляло на создание этого альбома и насколько он личный и связан с какими то интимными и болезненными воспоминаниями?
- Мое творчество зачастую автобиографично. Особенно это касается моих первых альбомов. Данный же альбом автобиографичен лишь отчасти. В большей степени это отражается во второй половине альбома, она имеет более светлое и меланхоличное звучание.
В жизни порой сложно подобрать слова, чтобы выразить какое-то настроение или эмоцию. Мне лично куда как проще делать это через музыку. Во всяком случае, это выходит искренне..
Многие слушатели отмечают тот факт, что при прослушивании «Four. From Obscure To Light», они оказываются так глубоко в своих давних и сокровенных воспоминаниях, что это действительно становится достаточно горьким и грустным. Как думаете, почему альбом оказывает такой эффект?
- В этом основная идея проекта - позволить слушателю окунуться в искренние, живые эмоции, которые я транслирую. Это личный диалог с каждым. Мне в личных сообщениях слушатели часто пишут, что моя музыка является саундтреком каких-то особых событий и состояний их жизни. Это всегда очень ценно! Для этого я и пишу музыку. Кстати, никогда не думал о ней в таком ключе, но недавно получил предложение от одного психолога по использованию моих треков во время сеансов психотерапии. А почему бы и нет? То, что музыка имеет терапевтический эффект, давно доказано учеными.
А какими тремя словами можно было бы описать «Four. From Obscure To Light»? Какой он?
- Эмоциональность
- Искренность
- Сюжетность
Если сравнивать этот полноформатник с другими релизами Hiholl, то в чем будет его главное отличие?
- Как я уже подчеркивал, в этом альбоме в наименьшей степени вплетены звуковые эффекты, которые, на мой взгляд, и позволяют слушателю наиболее полно погрузиться в рассказанные мной истории. В данном альбоме я выражаю эмоции преимущественно через саму музыку.
А что означают вынесенные на обложку изображения и образы в буклете? Как они связаны с треками? Сдаётся мне, цифра «4» в названии релиза это не только порядковый номер альбома в дискографии проекта, но и нечто еще, я прав?
- Да, что касается обложки. Я условно разделил этот альбом на четыре части. Как по настроению и атмосфере, так, собственно, и по звучанию. Обратите внимание - на картинке идет градиент от светлого к темному, и каждый элемент отражает свою стихию, которых, конечно, тоже четыре. И это всё ради основной идеи - перехода от темного к светлому. Я старался скомпоновать треки так, чтобы они полностью отображали эту динамику.
Правильно ли я понимаю, что этот альбом концептуален и по своему замыслу должен провести слушателя за собой через боль, страдания и преодоление к свету?
- Да общая концепция верна. Но я бы хотел уйти от полярностей и четкой оси боль-свет. У каждого свои полюса. Я лишь позволяю слушателю примерить истории на себя. К тому же сами треки - это 8 разных историй. Это структура нарративов, на которые накладывается общий сюжет, содержание. Знаете, правильнее всего было бы провести аналогию с книгой. Книга одна, в ней 8 разных рассказов. Можно прочитать как общее произведение, но если вы будете читать каждый рассказ по отдельности, удовольствие от чтения не потеряете. Как и не будет утрачен смысл самого издания.
А как у Вас с писательством? Не было желания самому написать книгу или хотя бы какое-то вербальное сопровождение к “Four. From Obscure To Light”?
- Как говорится, “Плохой танцор - хороший папа”.
Писательство на данный момент мне не интересно. В основном я сконцентрирован на музыке и графике. Пишу портреты в технике гиперреализма, причем использую исключительно винтажные карандаши 80-х годов, в этом есть своя магия.
И любой желающий (или желающая…) может получить от Вас свой портрет? Что для этого нужно?
- 47 банок варёной сгущёнки и влиться ко мне в доверие. )
А Вы сами переслушиваете этот альбом? Возникает желание слушать и переслушивать эти треки?
- У меня нет такой практики. Но случается желание переслушать, переосмыслить, когда получаю обратную связь. Это заставляет меня включить трек и пережить описанные слушателем эмоции. Очень интересный опыт.
А можете провести какие-то музыкальные, эстетические, или жанровые параллели между нынешним альбомом Hiholl и кем то из Ваших любимых исполнителей и групп? Есть такие параллели?
- Да, пожалуй, можно. В данном альбоме, впрочем, как и опять же на предыдущих, за мрачную эстетику отвечает влияние французов Elend.
В остальном же я слушаю преимущественно тяжелую музыку, разбавляя ее пост-роком и музыкой советских композиторов.
Точно, Elend. Сходство есть, и оно достаточно явное, но я почему-то совсем не вспомнил про эту группу, когда слушал “Four. From Obscure To Light”. А могут ли какие то группы, альбомы, фильмы, книги и тд. облегчить вхождение в проблемное поле «Four. From Obscure To Light» и настроить на нужный лад?
- Умение видеть ценность каждого прожитого момента и есть мой способ рассказать об увиденном через музыку.
[пауза]
Наверное, следует отметить, что мой личный опыт пережитых состояний во время службы в горячей точке имеет своё влияние на многие моменты, но это как раз то, что я не рекомендую.
Как вы оцениваете сотрудничество с NitroAtmosfericum Records и будет ли Ваш следующий релиз издан на этом же самом лейбле?
- Исключительно положительно. Мы сотрудничаем уже более 10 лет. У нас сложились хорошие, доверительные отношения. Надеюсь, что мы еще выпустим новые совместные релизы, несмотря на все внешние политические и экономические факторы.
Мне всегда казалось, что когда исполняешь такую музыку, нужно соответствовать некоему идеальному образу и тоже быть идеальным. Ощущаете нечто подобное?
- Хороший вопрос) я думаю, если в альбоме исключительно все треки были бы светлыми и умиротворяющими, то мне удалось бы для незнакомых со мной лично людей создать впечатление, что идеальные люди существуют. И один из них живет в Питере.
Но, поскольку я пишу честно, мне нет необходимости поддерживать образ идеальности. К тому же, творчество как субъективно, так и идеально одновременно.
Но если вы вдруг встретите идеального человека, дайте мне знать) я хочу на него взглянуть.
А бывало ли такое, что альбом захватывал людей, совершенно не знакомых с тяжелой сценой, и Вам писали свои восторги и благодарности домохозяйки бальзаковского возраста, разочарованные в жизни строители, одинокие пенсионеры и прочие, не самые традиционные для рок-музыки люди?
- Какой интересный подбор слушателей. Все мы немного одинокие пенсионеры, особенно по четвергам. На самом деле, да, на мои композиции откликаются в основном более молодая аудитория меломанов. Как известно, чем мы моложе, тем мы гибче к новому и необычному, поэтому, наверное, так. Или они просто чаще дают обратную связь. А что касается пенсионеров, думаю, в ближайшее время я вряд ли попаду на радио «Маяк». Прекрасные же дамы с цветами и иконами на аватарках предпочитают сдержанно ставить лайки.
«В таких случаях я всегда открываю список лайкнувших, чтобы посмотреть на этих красивых, умных и восхитительных людей». Шучу.
Есть ли уже какие то наработки и планы по поводу следующего релиза Hiholl? Это будет ещё более эфирная и неземная музыка, окончательно оторвавшаяся от всего связанного с роком, дарквейвом, металлом и другими пограничными жанрами?
- Уже активно ведется работа над новым материалом для будущего EP. Он будет выдержан преимущественно в стиле dark ambient. И уже сразу скажу, что он пропитан безысходностью и пронизан мраком, мистикой и необратимостью. Будем снова выводить слушателей из зоны комфорта. И меня из образа идеального. Сокрушающая музыка.
Какого вопроса Вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?
- Наверное о названии проекта - Hiholl.
Но это ведь часть Вашего имени, точнее, фамилии, разве не так?
- По большей части, да. Мне не хотелось, чтобы название имело какой-то конкретный перевод. Поэтому я решил обыграть свою, и без того достаточно нетипичную и хитрую фамилию. Вместо оригинального написания «Khikhol» - «Hiholl»
А почему всё-таки было изменено написание? Для упрощения восприятия и запоминания?
- Да, для более легкого визуального восприятия.
Что в самых ближайших планах?
- В самых ближайших, пожалуй, открыть бутылочку рома и отметить первое за последние 46 лет интервью.
Вот как! И что же это будет за ром, если не секрет, какой предпочитаете? У нас в Astarta фаворит индийский выдержанный Old Monk, кстати.
- Дело в том, что у меня в коллекции оказалось два Венесуэльских «Pampero», его и приговорю. ) Предпочитаю же Доминиканский, самый любимый «Contra-Bando». Есть у меня кстати одна бутылочка индийского рома Madira «XXX» Запрещенный к продаже. Строго для местных военных. Пока не решаюсь открывать, кто знает, что они туда намешали для своих индийских «берсерков»).
К «Old Monk» отношусь кстати тоже хорошо, прикольный ром, традиционно со специями, как видимо и все индийское))
Ром практикуете в чистом виде или на западный манер с колой или чем-то подобным?
- Ром средней ценовой категории предпочитаю исключительно в коктейлях, любимый Куба Либре. В чистом же виде пью только более дорогой и выдержанный ром. Ибо смешивать его даже со льдом - моветон. Впрочем…))
Ваши финальные слова и напутствие для тех, кто нам сегодня внимал?
- Занимайтесь любимым делом, совершенствуйтесь и берегите близких…
Спасибо за интервью!
- И Вам спасибо за интересные вопросы!
Алексей “Astarte Eel” Иринеев