ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом проекта Hiholl "Four. From Obscure To Light"

25-07-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
HIHOLL
Релиз
“FOUR. FROM OBSCURE TO LIGHT”
Год
2021
Стиль
Neoclassical / ambient
Лейбл
NITRO ATMOSFERICUM RECORDS
Страна, город
Россия, Санкт-Петербург

Очень интересный релиз я получил на днях от NitroAtmosfericum Records. Новейший альбом Hiholl практически не имеет ничего общего с тяжёлой музыкой, эстетикой этой музыкой и вкусами традиционной аудитории тяжмета. На “Four. From Obscure To Light” нет ни мрачных гимнов во славу тьмы, ни железного крошева стальных цветов нескончаемого самоубийства, ни хоть чего-то отдалённо напоминающего бунт или напряжённый поиск. Перед нами светлая и невероятно лёгкая музыка в традициях «Одинокого пастуха», «Шервудских зонтиков» и других, столь же любимых романтичными дамами произведений со сборников «музыка души» и иже с ними.

И это отнюдь не плохо! Стоит заметить, что у данного проекта Александра, чья фамилия и дала название его музыкальному one-man-кораблю, долгая история, на страницах которой нашлось в своё время пространство и для атмосферного дума, и для пост-рока, и для дарквейва, но сейчас каких-то следов хоть кого-то из них уже совсем не отыскать в звуковой палитре “Four. From Obscure To Light”, и этот, как уже видно из названия, четвёртый по счёту альбом, стал для лидера и единственного участника коллектива самым решительным и результативным шагом по направлению к чистой и ничем не замутнённой магии звука, которая по-настоящему трогает душу.

И ведь действительно, факт остаётся фактом: даже по сравнению с такими группами, как Ophelia’s Dream или Arcana, нынешнее творение Hiholl звучит уж очень умиротворяюще. Такая музыка способна иллюстрировать только одно: мирное, спокойное и безоблачное существование на лоне природы, когда с любимым человеком давным-давно найдена идеальная гармония, а ваша вселенная, настолько свободна от драм и потрясений, что там не просто не происходит ничего плохого, но и в принципе не может произойти, поскольку всё злое, сумрачное или хоть отчасти антагонистичное издавна упразднено, забыто и потеряло всяческие каналы для связи с бытием.

Немного клавишных и медитативной, умиротворяющей лёгкости, и вот результат: материал “Four. From Obscure To Light” невероятно далёк от всего земного и человеческого, и уже само его звучание как будто возносит душу куда-то к далёким небесным берегам, где только мечты, звёзды и эфир. Слушаешь подобное и словно тонешь в облаках призрачного, иррационального релакса, а в памяти сами собой всплывают слова Лермонтова: «и песен небес заменить не могли ей скучные песни земные…». И вот удивление: через призму такой невесомой атараксии все самые повседневные и суетные дела тут же предстают словно в совершенно ином свете огромного и безусловного принятия.

Единственное, что вызывает некоторые сомнения и вопросы – это обложка и изображения в буклете, в остальном же восемь инструментальных треков этого ментального путешествия будут лишь ласкать, убаюкивать и исцелять раны и волнения, укоренившиеся в вашей душе. Это релакс, который граничит с самоисцелением посредством обращения к скрытым психическим ресурсам организма, и бесконечная цепь образов-ассоциаций, которые поведут вас за собой туда, где вам будет хорошо, спокойно и комфортно. И звучит это настолько прекрасно и нежно, насколько только бывает и может быть. Самый максимум умиротворения и расслабленности в звуке.

Издатель в своём пресс-релизе говорит о сквозной концепции релиза, о четырёх циклах и о планомерном движении от тьмы к свету, а также о загадках и пасхалках, которые любит и с удовольствием практикует исполнитель, но я бы не стал сейчас акцентироваться на этом. Как мне кажется, “Four. From Obscure To Light” это скорее релиз, который понимают сердцем и душой, нежели логикой и разумом, и воспринимать его нужно, в первую очередь, на уровне ощущений и личных ассоциаций (а вот в этом как раз и помогут изображения в буклете и на обложке), а не с помощью каких-то схем и тенденций.

На этом альбоме нет текстов и вокала, поэтому о том, что вдохновляло автора на создание его композиций можно только догадываться, и я понимаю, что мои слишком категоричные ассоциации с мировоззрением a la Ральф Дебрикассар в данном случае вряд ли оправданны, а источники инспирации для треков с рецензируемого лонгплея вполне могли быть самыми повседневными и обыденными (на что, кстати, отчасти намекают нам и иллюстрации в буклете), но одно другого не исключает, и даже отец Ральф из “Поющих в терновнике” не был так уж чужд страстей человеческих и таких же земных волнений, а уж пряную терпкость ностальгии он поистине изведал до дна!

И в итоге мы имеем интересный опыт на грани с мистикой и очень необычный для NitroAtmosfericum релиз. Мне сложно объективно оценивать Hiholl образца 2021 года, но послушать такое хотя бы для общего развития стоило бы каждому, а рекомендовать диск можно самому широкому кругу меломанов. Перед нами музыка, которая действительно наводит на мысли о вечном и высоком, и это по-настоящему ценно. И бунт, и искания, и борьба с социальной несправедливостью когда-нибудь отгорят и потеряют смысл, и вот тогда-то мы и окажемся лицом к лицу с теми великими и важными вещами, о которых сейчас пытается говорить с нами Hiholl.

Недостатки? Они могут быть только на уровне субъективного восприятия, и лично на мой вкус, “Four. From Obscure To Light” уж слишком холоден, отстранён и неотмирен, а упругого и конкретного в нём не только самый минимум, но и почти none (сравните, скажем, “St.Petersburg” с “Amica Mei” или “Ladonna Wosh” авторства Ophelia’s Dream, и вы поймёте, о чём я говорю). Выше только Энья и духовные песнопения. И воспринимать подобное может быть совсем не просто, если у тебя до сих пор не так много подобного слушательского опыта и соответствующих переживаний, однако прикоснуться к подобным вещам, тем не менее, приятно и интересно. Очень сильный и колоритный альбом.