ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Nefas Terra "На Дне"

nefas terra на дне

08-10-2016 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

NEFAS TERRA – 2016
Melodic black metal/death metal
"НА ДНЕ"
MORE HATE PRODUCTIONS
Россия, Подольск

Эта группа с прокламационным латинским названием, которое в переводе на язык Пушкина, Лермонтова и Горького означает “Грешная Земля” является одним из основных бастионов мелодичного дэт-блэка в Подольске. История коллектива уходит своими корнями в дремучий 2005 год, он имеет в своём активе дебютный мини-альбом под названием “Жизнь в Темноте” (2011), который был выпущен стараниями прославленного российского лейбла More Hate Productions, а сейчас представляет нашему с вами вниманию второй, на этот раз уже полноформатный альбом “На дне”.

На данный момент Nefas Terra эволюционировали в трио, а в записи лонгплея приняли участие Klem (бас-гитара, скрим, музыка), Beglar (гроул, гитара) и Benzapila (барабаны). Сотрудничество с More Hate Productions было продолжено, что позволяет говорить о коллективе как об образце постоянства и верности своей изначально выбранной стезе, двигаясь по которой, состав вот уже 11 лет является заложником и служителем черноты, первозданного хаоса, бластбитов и режущих, обоюдоострых риффов вкупе со своеобразной внерелигиозной, но традиционно мрачной философией.

“Данный материал повествует о событиях этого и прошлого века, сотрясая и поднимая пыль с забытых злоключений, которые движут человеческими стервятниками, восседающими на древе тёрна, чьи корни уходят глубоко в недра страдающей земли” – говорят сами авторы о содержимом свежевыкованного компакта, не делая, впрочем, никаких реверансов и отсылок в сторону Максима Горького, который, совершенно точно, имел своё, сугубо личное понимание того, что должно скрываться за таким ёмким и вакуумно-безысходным словосочетанием, каким представляется “На дне”. И имел он это мнение, кстати говоря, как раз на заре прошлого века, то есть вполне себе уложился в декларируемые музыкантами из Nefas Terra временные рамки.

Жесточайший, крошащийся, моментально вызывающий ассоциации с трэшем, звук гитар и специфически прописанные a la Over Kill времён “Horrorscope” ударные с самого начала моментально множащимся и разрастающимся эбола-вирусом проникает в сознание слушателя. “Эбола” – так и называется шикарная открывающая альбом вещь, что рассыпается превосходным искрящимся ожерельем бластбитов и затейливых соло. Так и хочется сказать, “чем тебе не украшенье, не рубиновый браслет”. Но не бластбитами едиными! На фоне скоростного смертельного риффинга и эпизодических басовых взрыкиваний-побрякиваний то и дело расцветают красивейшие, почти неоклассические мелодик-фрагменты, поражающие воображение своей пробирающей до костей атмосферой и виртуозностью. И это, я вам скажу, не Dimmu Borgir! Никакой излишней помпезности и псевдо-оперности!

Неторопливые задумчивые риффы второго трека “Унабомбер” срываются во всё тот же в меру олдскульный трэш-блэк, богато и щедро сдобренный гармоническими и мелодическими соло, красивейшими переходами и просто потрясающей инструментальной работой. Кстати, именно в том, что касается технической составляющей этого CD, я бы дерзнул сравнить его с гениальным каркассовским “Heartwork”, где возможности музыкантов казались просто безграничными. Похожее ощущение действительно возникает и по мере прослушивания нового творения подольских чернушников, которые играют настолько выверено и первоклассно, что временами я реально не мог поверить своим ушам: полноте, блэк ли это? Блэк! И блэк самого высокого качества и уровня реализации.

Я надеюсь, что ещё очень долго никому, кто живёт в этой странной стране под названием Россия, не нужно будет объяснять, чем и почему значим для нас 1941 год. Ну а если кто-то вдруг не знал или, не приведи бельфегор, стал подзабывать, тому непременно стоит послушать третий трек с альбома “На дне”, который так и называется – “1941” и посвящён ужасам Великой Отечественной Войны. Более чем достойная и несколько нетрадиционная для блэка тема, но вот чисто музыкально эта вещь звучит намного более традиционно, стремительно и как будто чуть смазанно по сравнению с первыми двумя великолепными треками. Конечно, и в ней присутствуют отличные соло и неплохие мелодии, но в целом она следует скорее в духе материала, транслируемого в середине 90-х такими командами, как Emperor и Catamenia, ничем особо от них не отличаясь и делая основной упор на лирическую составляющую.

Каждый, кто однажды перечеркнул свою жизнь высшим образованием, знает, что такое экватор. В случае с альбомом “На дне” в качестве такого экватора – своеобразного водораздела, разделяющего пластинку на две части – выступает трек с загадочным названием “Nefas Patientia”. Серебристые акустические переборы, атмосферный, почти эмбиентный шум далёких волн, а ближе к завершению композиции даже нечто напоминающее фламенко. По-видимому, всё это великолепие имеет целью показать простолюдинам и сторонникам команды, что потенция у Nefas Terra на самом деле ого-го! Ну а между делом (за этим делом…) и слегка расслабиться не грех, чтобы затем уж с новыми силами, как подобает приступать ко второй части роскошного музыкального пиршества, виновников которого мы как раз и чествуем сейчас в этой рецензии.

Неожиданно. Но тем неожиданнее после такого одухотворённого перерыва слышать шквальный ураган бластбитов и сверхзвуковых риффов, которые изощрённо и искусно переплетаются со среднетемповыми дарк-фрагментами в духе Samael времён “Ceremony Of Opposites” в следующем треке “Голод”. Все мы знаем, что Samael был всегда неимоверно крут, но сейчас у нас появилась возможность услышать, как бы он звучал в обрамлении традиционного чёрного тремоло и русскоязычных пронзительных лириксов. Увы, в этой композиции уже нет того инструментального великолепия, которое так порадовало меня в начале диска, но аллюзии к швейцарским сатанистам-космонавтам и отличные тексты “Голода” отнюдь не кажутся шагом назад, а лишь подтверждают тот факт, что Nefas Terra не относятся к числу музыкантов, которые бесконечно эксплуатируют одну и ту же фишку.

Ритмичная, драйвовая, невероятно хитовая вещь “Норд-Ост” наверняка прольётся целительным бальзамом на старые раны видавших виды в блэк-арте метал-ветеранов. Упоительный, чуть ли не захлёбывающийся собственной же яростью, убеждённостью и злобой вокал парит над уверенным, почти “мэноворовским” чёсом ритм-гитары, чередующимся с как будто немного отвлечёнными, слегка задумчивыми проигрышами, от которых так и веет апокалиптической заДУМчивой тоской. Эта вещь – настоящий эпик и одна из вершин альбом “На дне”, но она лишь предваряет то, что приготовили нам музыканты на финальном титульном треке. А приготовили они ещё более мелодичный и меланхоличный стафф с чередованием самых разных неожиданных фрагментов, которые как в калейдоскопе сменяют друг друга, но неизменно озаглавливаются рвущимся из перекрывающих друг друга и сливающихся в единый стон скрима и гроула: “Спасите, спасите, спасите наши души….”

При всей разнородности представленного на долгожданном полноформатнике Nefas Terra материала, даже мимолётного ознакомления с этой записью будет достаточно для того, чтобы понять, что мы имеем дело с настоящим шедевром. Пусть ребята всё ещё играют не совсем ровно, и об их лонгплее кто-то вполне может сказать, “начали за здравие, кончили за упокой”, это лишь один небольшой нюанс, который совершенно не делает в данном случае погоды. Все без исключения треки, представленные на новом диске этой интересной команды, заслуживают самого внимательного и пристального к себе отношения, а пластинка на самом деле как будто состоит из двух частей – более агрессивной и изобретательной, заключающейся в первых трёх композициях, и более отстранённо-задумчиво-холодной, представленной в последних трёх треках.

Коллективу явно не откажешь в отсутствии концептуальности и продуманности, что делает их творение ещё более увесистым, солидным и монументальным. Это, однозначно и вне всяких сомнений, одна из лучших пластинок в жанре мелодичного трэш-дэт-блэка в нынешнем 2016 году. Своего рода респект и своеобразный привет от современников давно почившему Алексею Максимовичу Пешкову, более известному, как Максим Горький, автор таких произведений, как “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “В людях”, “Макар Чудра”, “Детство” и “На дне”. Этому гениальному человеку, так изрядно повлиявшему на современный металлический андеграунд, что видно уже из названий его произведений, не хватило всего 80 лет, чтобы дожить до дня релиза альбома рецензируемой ныне подольской блэк-банды Nefas Terra с одноимённым его произведению названием “На дне”. Так не будем же терять драгоценное время и приступим к прослушиванию этого замечательного компакта!