ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Ничего Общего "Прочь От Всех"

Ничего Общего, Прочь От Всех

21-02-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

НИЧЕГО ОБЩЕГО – 2016
Pop rock / Alternative rock
"ПРОЧЬ ОТ ВСЕХ"
LIFESOUNDPRODUCTION
Россия, Москва

Я полагаю, что любой, кто впервые видит словосочетание “Ничего общего”, сразу же вспоминает фильм середины 80-х, в котором в главной роли снимался тогда ещё совсем юный Том Хэнкс. Премьера этой драматической комедии режиссёра Гарри Маршалла состоялась 30 июля 1986 года, а примерно 30 лет спустя в Москве появилась группа, которая взяла себе в качестве названия именно это киношное наименование. Конечно, я не уверен, что московские альтернативщики руководствовались именно такими исторически-кинематографическими соображениями, когда подбирали вывеску для своей музыкальной деятельности, но то, насколько их музыка кинематична, действительно позволяет предполагать, что между той кинолентой и группой Ничего Общего что-то общее всё-таки есть.

Держу пари, что если это ваше первое знакомство с этим коллективом, то, взглянув на теги “pop-rock” и “alternative rock” вы ожидаете услышать на диске что-то в духе Muse, Green Day или Skillet. Представляю ваше удивление, едва вашего слуха достигнут уже первые ноты открывающей альбом вещи “7 Дней Спустя”. Композиция, длительность которой составляет почти семь минут, сходу поражает зрелым, чуть ли не готик-металлическим стоном гитар и харизматичным мужским вокалом, который по количеству передаваемых эмоций и чувств мог бы посостязаться даже с самим Ильёй Лагутенко, однако ничуть не впадая в свойственную ему эпатажность и нарочитость. Песня воспринимается как настоящий фильм в звуке – маленькая история, которая по глубине и по рельефности своих персонажей ничуть не уступает полноценной 3D истории.

Ничего Общего вполне могли бы создавать саундтреки к вашим любимым фильмам и дать сто очков вперёд тем звукам, которые уже в них присутствуют. Атмосферные клавишные, драматические гитары и расслабленный, вкрадчивый и абсолютно доверительный мужской голос шаг за шагом погружают слушателя в мир своих необычных, но всегда на удивление превосходно срежиссированных рассказов. Кто-то скажет, что истории – это по большей части амплуа группы Король и Шут, но те рассказы, которые вы услышите в песнях Ничего Общего не имеют с ними действительно ничего общего, при том, что глубина их строк и музыкального сопровождения выглядит куда более солиднее, чем коротенькие и простоватые пьески Короля и Шута, ну а в плане стилистической ниши Ничего Общего скорее соратники Смысловых Галлюцинаций и группы Ундервуд. Такой вот лишённый каких-либо рамок инди-рок.

“Всегда вперёд - куда, без разницы -
Шагает он, а солнце дразнится,
Что за день? Пятница,
нужно успеть...
Дела его совсем не хитрые,
Не один, всеми забытый он,
Облик скрыт его - рядом никого
В последний день...
Завтра тайна станет явью, ненормально быть нормальным, видя вас,
Этот парень всё заранее свёл, играет, будто с вами молча,
В танце летает, себе напевает, кричит, улыбается, вы и не знали,
И люди боятся, и все убегают-
Погнали, погнали, погнали, погнали...
Под поезд кинулся внезапно он,
И люди злые стали милыми, все вокруг говорили про него, на следующий день
7 дней спустя забыли все его, но в сети, под фотографией - кто-то скинул: друг, приятель, может, его стихи...
Эта тайна стала явью, все признали: он был лучшим из всех нас...”

Немного развязные, поп-панковые гитарные проигрыши открывают второй трек “Я Помню”, который действительно напоминает фильмы с Томом Хэнксом и, кстати, культовый “Форест Гамп”. Трек словно стремится показать, что коллектив умеет сочинять и исполнять не только мрачные песни, но и хитовый, вполне танцевальный и зажигательный поп-рок с простыми и понятными мелодиями. В то же время название и оформление компакта не даёт команде далеко уходить от самими же собой заданного для себя вектора: “Прочь От Всех”. Именно этот лозунг неоромантиков как будто выражает собой третий акт их пьесы - “Как Хотел Ты Быть Один”, ещё одна душещипательная почти семиминутная история разочарований и желания уйти в собственный мир. И голосу вокалиста в этой песне вторит не менее вкрадчивый и душевный женский вокал.

Группа с лёгкостью совмещает в своём творчестве лёгкое, доступное и понятное всем с глубокими идеями, которые наверняка будут понятны и близки не только максималистски настроенным тинейджерам, но и не ушедшим ещё безвозвратно от своей юности и её идеалов состоявшимся гражданам. Альбом продолжает ещё одна позитивная и слушабельная композиция, в которой при некоторой доли внимательности, однако, без труда можно рассмотреть всю ту же романтическую интенцию Ничего Общего – стремление в свой собственный мир, “где нет злобы и печали, где мы рады были изначально, где мы никогда не скучали, где свести сумели наши параллели с тобой….” Команда как будто показывает разные стороны и грани своей мечты: свой идеал, о котором как раз и говорит “Слайд Шоу”, и то, что часто и неотвратимо, к сожалению, происходит с мечтателями в нашем неидеальном мире.

И снова полубалладный трек о неразделённой любви, в которой снова появляется уже знакомый нам по композиции “Как Хотел Ты Быть Один”. Это титульная композиция, которая по идее должна быть самым сильным и впечатляющим номером на пластинке. Так и есть. После плавного запоминающегося припева следует драйвовое утяжеление, на фоне которого продолжается повествование и повторяется всё тот же хитовый припев: “И если ты об этом, я возьму ракету: улечу на небо прочь от всех. И чтобы там не плакать, я возьму собаку: место, где смогу я без тебя, начну искать!”. И всё-таки кульминацией и высшей точкой развития альбома является следующий трек – более, чем девятиминутный “За То, Что Знаете Меня” – ещё одна проникновенная баллада с красивым и печальным текстом и удивительными, вызывающими ассоциации с неоклассикой инструментальными фрагментами.

“ Я оставлю дверь: пускай решают сами, стоит ли теперь сюда идти,
А кто зайдёт, тот на столе пусть прочитает то, что щас читаешь ты, моя записка вам: "Мой друг, что не помог тебе, прости, пусть я не прав, закрой окно и не пытайся ты спасти меня...
Пусть первым, кто сдастся им, буду не я.
Забывая города, их оставить где-то навсегда,
Всё, что не сказано, не боясь фраз, громких слов, чужих обид
Или крик: "Остановись" - оставить.
Первым, кто сдастся им, буду не я.
Пусть сгорают в пламени огня все поступки, взгляды, жизнь моя.
Всех, кто был дорог мне, потерять,
Передай мои слова, всем родным, и всем друзьям: простите, что знали вы меня, простите, что знали вы меня, простите, что знали вы меня, простите, что знали вы меня..."

(c) “За То, Что Знаете Меня”

Продолжает альбом неожиданно контрастная этим отчаянным признаниям трёхминутная “Стук Сердец”, стартующая с неспешных партий виолончелей и постепенно раскачивающаяся в некое послесловие – своеобразный эпилог пяти историй, рассказанных на первой половине альбома, а в середине трека слушателей ждёт ещё один сюрприз – жизнеутверждающее соло всё на той же виолончели. Таким образом мы переходим на “вторую сторону” этой пластинки, где нас ждут ещё шесть треков. “Верный Путь” – типичная романтическая песня, в которой от былой безысходности не остаётся и следа, а вокалисту вторит женский голос. Пожалуй, эта песня самая светлая и позитивная на всём альбоме, а главное – она идеально подойдёт для исполнения на акустической гитаре где-нибудь во дворе или на кухне, что определённо сделает её настоящим хитом.

А вот мой фаворит на альбоме - глубокомысленная, словно обволакивающая сознание баллада “Телефонный Звонок”, где вновь за мужским вокалом следует женский. Плавный, как будто раскачивающийся ритм и вкрадчивые голоса с прекрасным текстом, а в середине трека шикарный саксофон, дополняющий общую и без того впечатляюще зрелую картину. “Всё как обычно” – ещё одна светлая, достаточно прямолинейная вещь, где уже почти с первых аккордов для нас снова играет саксофон. Кинематическая и глубокая “Будет Частью Истории” уже не воспринимается трагично и безысходно, как это было с песнями на первой стороне диска, а звучит очень открыто, легко и патетически. Кстати, даже длительность треков, приближаясь к концу диска, становится меньше, а сами они воспринимаются более легко и естественно.

Ещё одна воздушная баллада с академическим фортепиано, отлично поставленным вокалом и как всегда печальной историей в тексте – “Эти Ленты”. Эту вещь можно с уверенностью назвать одной из самых атмосферных треков на пластинке, и она вполне могла бы преподать хороший урок не только отечественным, но и забугорным готик/лав-металлистам. Композиция немного выбивается из солнечного настроения второй части альбома и местами звучит даже откровенно мрачно и трагично. Следом за ней идёт финальный штрих этой музыкальной драмы – очередной безусловный хит “Среди Суеты”, где на фоне бодрых гитарных риффов и атмосферных клавиш мы слышим флейту. И диск, забитый под завязку эмоциями, на самом деле получился очень живым, ярким и по-настоящему интересным, действительно приближаясь по силе воздействия на сознания слушателя к шедеврам кинематографа.

Такое впечатление, что альбом состоит из двух частей – более тёмная и концептуальная первая часть с первыми шестью треками и светлая, радужная вторая часть с последующими шестью логичнее воспринимать альбом как двойной и использовать две его стороны по настроению: первую для тёмных времён депрессии, а вторую – для лирической светлой радости. А оценивая этот релиз, мне хотелось бы воздержаться от каких-то восторженных или просто однозначных утверждений – сказано было и так очень много, а по-настоящему составить хоть сколько-то верное представление об этой группе и об этом их альбоме можно только, прослушав его самостоятельно. “Лучше один раз услышать, чем сто раз об этом прочитать” – как никогда подходит здесь знакомый нам всем афоризм.