ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

«Объединяться ради общего блага, а не "дробиться" и устраивать междоусобицы!» Интервью с Reagent

07-09-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Бердянский индустриальный дуэт Reagent, участники которого наверняка давно известны вам по дэт-метал-коллективу HellCraft, долго работал над своим вторым полноформатником, оттачивая буквально каждую деталь, и сегодня результат их кропотливых трудов перед нами. Тяжеловесный и разнообразный альбом под названием “Casus Belli” выглядит как философский манифест против всё более набирающей обороты жизненной концепции «человек человеку волк», и это действительно очень жёсткая, воинственная и хлёсткая работа, обязательная для ознакомлению каждому, кто считает, что индастриал это только Rammstein,а оперная академичность в индастриале была возможна только у Stahlhammer. Подробное интервью с Филиппом и Романом наверняка прояснит все вопросы в связи с деятельностью Reagent и с их новейшим лонгплеем, а также расставит все точки над “ё” в том, что касается мировоззрения авторов. Читаем про справедливость, поводы для войны, музыкальные многоходовочки, шахматы и запись альбома под звуки ПВО в нашем сегодняшнем интервью с участниками Reagent.

 – Доброго вечера, Reagent! Поздравляю с выходом вашего нового альбома! Как сами оцениваете проделанную работу и финальный результат?

Филипп: Приветствую, благодарим за поздравление! Прежде всего хочу отметить, что для меня это самая лучшая и в то же время сложная работа на данный момент за все годы музыкального дела! Работа над ним длилась 3 года, а складывалось ощущение, что целую вечность! Мы прорабатывали по максимуму каждую мелочь, от музыкальной и лирической составляющей до оформления самого альбома! Когда же закончилась стадия сведения и мастеринга, мы были безумно рады тому, что мучения (в хорошем смысле этого слова) закончились. Данной работой мы более чем довольны. Что же касается публики, то пока что слышим так же лишь положительные отзывы, но поскольку альбом только 3 недели как вышел в свет, думаю окончательные выводы делать еще рано!

Роман: Относительно работы - лично для меня это было во многом поучительно. Скажем так узнал для себя много нового, непосредственно связанного с созданием аранжировок, работой с различными электронными инструментами (вернее их vst-версиями), немножко со сведением, благо мы с нашим звукорежиссёром плотно поддерживали связь на всех этапах сведения и мастеринга. Правда в итоге это сыграло со мной злую шутку. Всё дело в том, что альбом был фактически готов уже в начале лета, и я как-то взял паузу на пару месяцев, то есть вообще ни единого трека с него не включал. А потом включил и.…ну в общем финальной работой я доволен, но есть некоторые нюансы, поэтому для меня очевидно, что это не лучшая наша работа, лучшая - у нас впереди.

– В какой момент стало понятно, что альбом будет называться именно “Casus Belli” и что вдохновило вас на такое название?

Филипп: Сперва сделаю небольшую ремарку для тех, кто возможно не знает. Casus Belli – это политический термин времен римского права, означающий формальный повод объявления войны.  Многие конечно же подумают, что такое название альбом получил в связи с последними событиями и от части это правда. Однако в это название я вложил не только один смысл, связанный с геополитикой. С момента начала боевых действий я неоднократно наблюдал за изменением людей как личностей и их отношении друг к другу! Казалось бы, тяжелые и смутные времена объединяют людей, но это далеко не всегда! Они делают более злыми, коварными, алчными, корыстными, готовыми убить, предать, подставить и так далее. Исходя из этого я сделал вывод, что Casus Belli это не только политический термин, но и бытовой. Повод всегда найдется!

– И нет совсем никакой возможности убедить людей искать поводы не для войны, а для мира и дружбы, как считаете?

Роман: Убедить вероятно нет, может быть заставить, но это не будет верным решением проблемы: как только тот, кто заставляет исчезнет - всё опять вернётся к изначальному состоянию.

– А почему на создание альбома у вас ушло целых три года, что так затянуло этот процесс и можно ли было всё закончить раньше?

Роман: Для начала стоит оговориться, что активная работа пошла уже ближе к середине 2022 года. До этого были в основном общие фразы и намерения. Относительно затянутости - возможно она в некоторой степени и присутствует, но её нельзя объяснить какой-то одной причиной, здесь присутствует комплекс причин. Например, отсутствие серьёзной материально-технической базы – весь материал мы накопили на домашней студии Филиппа, а для записи гитар в пониженном строе я обновил инструмент, так как мой не подходил без переделок. Так же не будем забывать, что нас всего двое. Если допустим в полноформатной группе мы бы могли поручить придумать басовую партию и записать её басисту, ударные придумать и записать ударнику, и таким образом ускорить общий процесс то в нашем случае таких возможностей не было, всё делалось последовательно. И конечно же объективная причина - скажем так, политическое переустройство в наших местностях, тоже немного затормозило процесс. С другой стороны, второй-третий квартал 2022 года был с просадкой по работе и у нас было больше свободного времени, которое мы естественно использовали для создания этого альбома. Так что с последней причиной - 50 на 50. 

– Ваше географическое положение как-то повлияло на атмосферу и тематику “Casus Belli”?

Филипп: Если ты имеешь в виду тот факт, что в нашем регионе ведутся боевые действия и фактически вершится перезагрузка нынешнего мироустройства, то, безусловно, да! Этот альбом по атмосфере более мрачный, нежели предыдущий

– Что за здание изображено на обложке “Casus Belli”, и почему вы решили поставить перед ним древнегреческую богиню справедливости Фемиду? И вообще какую-то связь с Древней Грецией на альбоме стоит искать или тут богиня просто как символ справедливости?

Филипп: Обложка довольно хорошо отображает как само название альбома, так и то, что я описал выше! Что касается Фемиды, то здесь аллегория заключается в следующем: на одной чаше весов расположена оливковая ветвь - символ мира и примирения в христианстве. На другой же чаше, которая перевешивает ветвь, окровавленные деньги, символизирующие хаос и войну! Сама же статуя, если присмотреться мироточит кровью. Все вместе это олицетворяет падение справедливости и торжество всех что ни на есть смертных грехов и пороков. За основу горящего здания был взят знаменитый художественный музей Лувр! Пожирающий его огонь символизирует наплевательское отношение к истории человечества, что некоторые представители homo sapiens готовы пожертвовать многими ценностями и даже достижениями благ цивилизации во имя своего эгоизма, жадности и алчности!

– Ого, вы даже делаете отсылку к христианству! Не стоит ли думать, что Вы сами в какой-то степени обратились к христианству и Вам стали близки принципы учения Христа?

Филипп: Я в целом стараюсь просто вести себя порядочно. Если максимально упростить: относитесь к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам. Вторую щёку мы не подставляем, нет, спасибо. Более того, хорошо бы предвидеть и первую (улыбается).

– Как вы понимаете справедливость и что для вас справедливость?

Филипп: Сложный вопрос, поскольку на протяжении всей жизни наблюдаю одну простую тенденцию. Справедливость у каждого своя. Проблема «справедливости» в том, что люди вспоминают о ней как правило лишь в определенных ситуациях и в основном это конфликты — когда каждый смотрит на «справедливость» со своей точки зрения.

Роман: Это точно не экзамен по философии?) Чтобы не уходить в эти философские дебри я использую цитату классика   "От каждого по способностям, каждому по потребностям" - можно сказать, что это универсальная формула справедливости.

– А вообще, про что “Casus Belli” – про войну, справедливость, возмездие, воздаяние, переломные моменты истории или про что-то ещё? Как бы вы сами определили основную направленность альбома?

Филипп: Почти все эти термины и являются основной составляющей альбома, некоторые из них просто имеют место быть. Основная художественная мысль проста – «Человек человеку волк». Но уверен, каждый найдет в нём для себя что-то близкое по духу.

– И альбом совершенно беспросветен? Вы не находите выхода из этого категорического закона “homo homini lupus est”?...

Филипп: Выход есть: начните с себя. Доверяй, но проверяй. Один человек способен поднять камень. Вместе с соратниками можно свернуть горы. Нужно объединяться ради единой цели, общего блага, а не "дробиться" и устраивать междоусобицы.

– Как думаете, что было бы справедливым в нашем современном мире? Какой исход всех мировых катаклизмов вы могли бы назвать желательным и справедливым?

Роман: Вероятнее всего справедливого исхода нет и не предвидится. В "задаче трёх тел" так и не смогли найти справедливый и желательный исход из постоянных катаклизмов терзавших Трисолярис, что уж говорить о нашем мире, с куда как большим количеством неизвестных? Конкретно в наших реалиях мировые катаклизмы являются в том числе и результатом деятельности существующего политэкономического строя, который несмотря на свою прежде прогрессивную природу, всё более и более заводит человечество в тупик неразрешённых проблем. И я думаю, что в общих чертах выходов из этого тупика примерно два: мировая война, киберпанк и тотальная власть корпораций либо мировая война, техническая деградация, частичное вымирание планеты и создание коммун из выживших. По правде говоря, сложно назвать оба этих варианта приемлемыми либо желательными. Тут можно спорить только о справедливости - её наличие/отсутствие будет зависеть исключительно от того с какой стороны смотреть.

– А вообще вы по жизни скорее оптимисты, пессимисты или реалисты? И каким в итоге стал ваш альбом “Casus Belli”?

Филипп: Стараемся быть реалистами, хотя и не всегда получается. А по поводу каким стал альбом, Casus Belli - мрачное наследие того, что ждет человечество не просто в обозримом будущем - а является свидетельством уже запустившихся процессов. Здесь нашлось место широкому спектру тем и эмоций: саморазрушение, лицемерие, эгоизм, одержимость, отчаяние. Но светлым чувствам все еще есть место, не забыты надежда и страсть (улыбается).

– Насколько легко вам работалось над этим альбомом, и было ли ощущение, что всё получится самым лучшим образом?

Роман: Ну, если не учитывать периодическую работу ПВО на фоне – то достаточно легко. Ощущение на тот момент, а это была вторая половина 22-го года - время неопределённости, было примерно таким: «надо побыстрее доделать, а то мало ли чего».

– Каково вам быть в группе вдвоём и нет ли ощущения, что состав было бы желательно расширить?

Филипп: Ощущение безусловно такое есть, однако в Бердянске музыканты в огромном дефиците. А те единицы, что есть, попросту не горят желанием заниматься музыкой всерьез, либо просто у них другие музыкальные вкусы и предпочтения! До 2022 года у нас был полноценный состав, даже успели отыграть дебютный концерт, однако всем известные события внесли свои корректировки.

– Отсылку к каким-то реальным событиям и реальным людям/местам стоит искать в текстах?

Филипп: Есть весьма очевидная отсылка к одному старому советскому мультфильму, а так же ещё одна отсылка к соседнему городу. Правда сейчас она уже не такая и очевидная. Всё дело в том, что на момент создания трека он был в руинах, собственно эти картины разрушений и легли в основу текста. Хотя в целом, данная песня подходит по смыслу к любому городу, который постигла, или когда-то постигала такая ужасная участь.

– Ориентировались ли вы на какие-то группы при работе над “Casus Belli” и какого саунда вам хотелось бы достичь на этом диске??

Роман: Мы не стремились подражать и не брали ориентиров при написании материала, но безусловно музыка, которую мы любим отражается в том, что мы создаем. А относительно звучания - тут мы полностью доверились товарищу Игорю (Gary St). Он буквально с первых демок предложил нам такой стиль звука - нам он понравился, потом ещё немного докрутил и вуаля, продукт готов.

– Что думаете о вечных и кажется бесконечных аналогиях с Rammstein, которые всегда преследуют индустриальные группы в наше время? Считаете ли вы сами, что следуете в одном направлении с Rammstein и создаёте схожую музыку?

Филипп: В основном такие выводы я слышу от людей, которые не особо хорошо знакомы с индастриалом, а поскольку Rammstein это ярчайший представитель этого жанра, то все сравнения, разумеется, идут именно с ними. Но что самое интересное, касательно Reagent таких аналогий я слышал крайне мало. Безусловно, Rammstein это был главный источник вдохновения, когда я создавал Reagent, но все же, прям 100% идентичности между нашими песнями я не вижу!

– А как так вышло, что вы решили назваться Reagent? С годами название не потеряло актуальности и по-прежнему соответствует вашей музыке, как считаете?

Филипп: Это довольно примитивная история! Дело было зимой, я ехал рано утром на работу, на дорогах стоял дикий гололед и в этот момент мой коллега обратил внимание и произнес вслух что-то в духе «другую сторону шоссе посыпают уже реагентом». И тут внезапно я взбодрился куда быстрее, чем от утреннего кофе, когда услышал это слово и сам себе сказал: «Черт, да это то, что надо». На тот момент, дать название проекту была моей едва ли не самой большой головной болью и вот так внезапно тем прекрасным утром все решилось. А название с годами не только не потеряло актуальности, но наоборот обрело еще больший смысл, поскольку основная метафора в названии и заключается как в реакции на те или иные события и ситуации, так и перепады настроения, трансформация мышления, переоценка ценностей и т.д

– А чего больше у вас на альбоме: прямолинейной мощи, драйва или всё-таки изящного индастриала-прогрессива? И на какую из этих составляющих вам хотелось бы сделать упор?

Филипп: Здесь есть боевики, в которых маршевый барабан звучит словно кибердемон кувалдой долбит по рельсам, есть и лирика. Больше первого, но при этом альбом достаточно сдержанный, как и полагается жанру. Материал взвешенный и имеет общий концепт, порядок треков также не случайный. Рекомендую слушать CD целиком в предложенном нами порядке.

Роман: Согласен, тут скорее взвешенный подход – немного одного, немного другого. Лично мне в этом проекте хотелось бы больше экспериментов с электронным и смешанным звучанием.

– Когда я слушал “Casus Belli”, у меня было ощущение, что это очень выверенный и математический релиз, а само прослушивание альбома было во многом на игру в шахматы. Как вам такая аналогия и что думаете о шахматах?

Филипп: Примерно, так и есть! При первом прослушивании не ожидаешь какие музыкальные многоходовочки ждут тебя впереди. К шахматам отношусь строго положительно! В детстве очень часто играл с дедушкой, который, собственно говоря, и научил меня играть! Сейчас же по истечению времени, шахматная мудрость практически испарилась и наверное любой более менее грамотный игрок в первой же партии влепит мне детский мат (улыбается).

Роман: С шахматами у меня разговор короткий – я в них играю, то есть могу играть, но не играю, потому что не с кем, но умею играть (улыбается).

Если без шуток, то в глубоком детстве родители отдали меня в шахматный кружок. Это было так давно что я почти и не помню тех времён, в классе первом или втором, наверное. Но, по-видимому, долго я туда не проходил, так что дальше меня тренировал мой отец. Он очень неплохо играл и часто, подавляюще часто загонял мои фигуры в угол шахматной доски. Собственно, по большей части он и научил меня этой игре. Но, повторюсь, сейчас играть не с кем, всякие онлайн-шахматы я и близко не рассматриваю, здесь я неисправимый ретроград, поэтому остаётся только одно - сочинять новые треки.

– Если сравнивать нынешний лонгплей и ваш дебютный полноформатник, то в чём основное отличие между ними?

Роман: Думаю в звучании. По звучанию они кардинально разные. И это как раз то, чего мы добивались. В остальном это все так же добротный industrial Metal

– А какими тремя словами вы могли бы описать “Casus Belli”? Какой он?

Филипп: Напористый, атмосферный, индустриальный!

– С каким лейблом вы сейчас сотрудничаете, и кто выпускает ваш альбом на CD?

Филипп: На данный момент мы сами себе лейбл! Добиться с какими-то серьезными конторами, хоть каких-то коммуникаций практически нереально! Времена энтузиазма у лейблов давно прошли. Они не ищут молодых исполнителей, как это было ранее, им нужны уже более-менее раскрученные группы или проекты, с которых потом можно получать прибыль, коем Reagent на данный момент не является. Поэтому было принято решение не ждать с моря погоды и заниматься продвижением самостоятельно. CD мы так же напечатали и продвигаем своими силами!

– Мне понравилось заявление у вас в сообществе, что физические носители не утратили своей актуальности. А как считаете, в чём безусловное преимущество прослушивания музыки на физических носителях?

Филипп: Они имеют свой особый вайб и звучание. Это скажем так особый ритуал в употреблении музыкального контента. Обложки, буклеты с текстами, фото и другая полиграфия радует глаз во время прослушивания. Плюс — это другой подход к восприятию музыки. Многие помнят, как все раньше радостно слушали новый альбом любимой группы несколько недель, а то и месяцев. И даже если при первом прослушивании он казался какой-то фигней, то через пять-десять прослушиваний это уже был чуть ли не любимый альбом. А варианта не слушать по кругу не было — ведь за новой музыкой нужно ехать в магазин и отдавать свои кровные, которые еще попробуй накопи.

– Станете призывать своих слушателей обязательно приобрести CD-диск и послушать альбом именно на диске? И сами вы продолжаете коллекционировать CD и слушать музыку на них?

Филипп: Призывать сейчас кого-то к чему-то либо как минимум нелепо, либо и вовсе опасно! СD-диски, как и винил и кассеты — это исключительно для коллекционеров и ценителей заполучить свои любимые альбомы на физических носителях. Именно для таких людей мы и печатаем CD-диски.
Мы же все так же продолжаем по мере возможностей пополнять свои коллекции отличными релизами. В моем случае это особенно сейчас касается винила!

– На кассетах и на виниле “Casus Belli” стоит ждать в каком-то обозримом будущем? Вам в принципе интересны эти форматы?

Филипп: Винил это конечно удовольствие добротное, но не дешёвое. Да и тираж минимальный тоже не мал. Вряд ли у нас найдется столько желающих купить альбом на виниле. Но в будущем не исключаю такой возможности!  А вот кассеты как по мне, то это реально уже прошлый век. Хоть они так же последние годы и стали пользоваться спросом, но думаю это в большинстве случаев не для прослушки, а для небольшого украшения стеллажа с коллекцией дисков или винила и что бы просто радовали ваш взор и нагоняли ностальгию о тех временах, когда кассеты для нас были едва не единственным носителем музыки.

– Как думаете, сколько вам времени потребуется для создания третьего полноформатника Reagent и есть ли уже какие-то задумки по его поводу?

Филипп: Задумки есть и появляются практически каждый день! А вот реализовать это все, действительно вопрос времени. Вряд ли смогу ответить однозначно на этот вопрос, но надеюсь, что 10 лет ждать не придется!

– Воинственная тематика Reagent будет продолжена на следующем полноформатнике?

Филипп: Кто его знает, что меня будет вдохновлять через полгода и далее. Но все может быть поживем увидим!

– Как обстоят дела с HellCraft и ждать ли от группы новый материал?

Филипп: HellCraft находиться в состоянии студийного проекта, последний альбом «Apotheosis Of War» вышел в 2017 году. Если вдруг кому будет интересно, чем мы занимались до Reagent, рекомендую к прослушиванию. Однако материал для нового альбома готов, за исключением текстов! Думаю, в ближайшем будущем представим новый материал!

– Что в самых ближайших планах? Работаете ли сейчас над какими-то новыми треками?

Филипп: Первое и оно же главное, это распространение Casus Belli во все уголки земного шара, насколько это в наших силах. Ну и небольшой спойлер. В октябре мы представим вашему вниманию альбом ремиксов на наши треки от разных исполнителей в жанре, Dark Electro, Electro-Industrial и все в таком духе. Плюс, как и писали выше, новый полноформатник HellСraft, уж соскучились мы по Death Metal-у и адской сотоне)))

– Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?

Филипп: Выделите 43 минуты и послушайте наш альбом, там поднимаются действительно важные вопросы.

Повторите прослушивание найдутся ответы.

– А можете дать свой собственный ответ на вопросы альбома? Если все вокруг живут по принципу «человек человеку – волк», то….? Как следует поступать и что будет самым правильным?

Роман: Да чёрт его знает, мы очевидцы событий, а не великие пророки, и у нас нет готовых рецептов на тему "как помочь человечеству не поднимая зад с дивана". Мы просто фиксируем происходящее, не более.

– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас сегодня читал?

Филипп: Слушайте хорошую музыку, поддерживайте музыкантов, посещайте локальные концерты и просто наслаждайтесь жизнью.

– Спасибо за интервью!