ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Pagan Altar "The Room Of Shadows"

Pagan Altar, The Room Of Shadows

26-10-2017 Дмитрий Фомин

Исполнитель
PAGAN ALTAR
Релиз
"THE ROOM OF SHADOWS"
Год
2017
Стиль
Doom metal / heavy metal
Лейбл
TEMPLE OF MYSTERY RECORDS
Страна, город
Великобритания, Лондон

Подобные работы от полулегендарных и частично преданных забвению команд возникают словно бы из ниоткуда и всегда разительно выделяются на фоне изделий современной тяжелой сцены. Твердая приверженность своим корням и нежелание идти навстречу модным музыкальным течениям в данном случае не есть скудость кругозора, а всего-навсего стремление творить любимую музыку. И не только тогда, когда желание и вдохновение сходятся воедино, и не на потребу публике, но и когда по-настоящему есть что сказать. Как говорил один почтенный энт, если разговор того не стоит, лучше вовсе помолчать.

В этом году мы имеем еще одну редкую возможность прикоснуться к самой настоящей классике, классике тяжелого метала, ни больше, ни меньше. Одни из первопроходцев истинно английского традиционного дума, квартет Pagan Altar представили свой новый студийный альбом ''The Room Of Shadows''. Несмотря на то, что группа ведет свою историю аж с 1978-го г., данный лонгплей является всего лишь пятым в дискографии британцев. Оно и понятно, творческий путь Pagan Altar начался в эпоху становления NWOBHM, однако основатели группы, вокалист Терри Джонс и его сын Алан, взявший на себя обязанности гитариста, предпочли следовать примеру ранних Black Sabbath и, таким образом, ушли в полный андерграунд. На своем веку им удалось повидать и времена успеха, вызванные первыми демо-записями, и полный игнор музыкальной прессы, и бесконечные смены состава, и периоды забвения.  Но музыканты всегда находили в себе силы вернуться и взяться "за старое", каждый раз возрождая интерес к металу старой школы, ибо для эстетов традиционного дума они стали настоящей иконой этого жанра.

''The Room Of Shadows'' по праву можно назвать одной из самых важных и ключевых глав в биографии этой команды. Начнем с того, что этот альбом должен был появиться на два года раньше, если бы не вмешательство Ее Величия Смерти. В 2015 г. в возрасте 69 лет после продолжительной борьбы с раком умирает назаменимый голос Pagan Altar Терри Джонс. Таким образом, новая пластинка стала своего рода эпитафией этому талантливому, бесконечно преданному своему делу человеку.

В музыкальном плане "Комната теней" вполне предсказуемо продолжает тему предыдущих работ британцев. Но на этот раз  ставка была сделана не на тяжесть и мрачность (хотя с этим тоже все в порядке), а на мелодичность и чувственность. Таинственный, тягучий, в должной мере элегантный и по-английски утонченный дум, облаченный в со вкусом сшитые покровы литературного мистицизма викторианской эпохи. Вступительный номер ''Rising Of The Dead'' наглядно демонстрирует нам наследие одиозных Black Sabbath: экзальтированный вокал, таинственная атмосфера, плотные отрывистые риффы, искусные плавные переходы и превосходные блюзовые соло Алана Джонса. Сюжет ''Portreit Of Dorian Gray'' развивается в том же направлении, однако обнаруживает большую склонность к классическому хард-року, проникнутым легким готическим флером.

Вклад ныне почившего Терри Джонса заслуживает отдельных комментариев. Пусть вокал его местами звучит несколько старчески, гнусаво и монотонно, нельзя не поддаться обаянию его повествовательной манеры, заставляющей слушать затаив дыхание и ожидать, что голос вот-вот задрожит от переполняющих его чувств… При желании в пении Терри можно уловить так хорошо знакомые нотки Брюса Дикинсона и даже трагические "исповеди" Аарона Стейнторпа. А это уже в очередной раз свидетельствует о неразрывном родстве Pagan Altar с представителями NWOBHM и одновременно об их непосредственном влиянии на My Dying Bride и им подобные коллективы. Вот уж действительно момент истины.

В мрачной композиции ''Dance Macabre'' упомянутая связь с традиционным хеви-металом проявляет себя особенно ярко: характерные гитарные гармонии, щемящие соло, рельефные басовые выпады, чеканный ритм ударных. Как апогей,  трек ''Dance Of The Vampires''  в свой черед предстает идеальным образцом каноничного дума в духе 70-х гг. в фирменной мистической интерпретации Языческого Алтаря. Заглавная пьеса альбома, помимо неотступного влияния хэви, завораживает своей атмосферой горечи и некоего магического таинства, идеальным отражением которой выступает поистине филигранная  обложка альбома. Меланхоличные партии акустики здесь играют роль пролога и эпилога, пока весь прочий инструментарий выводит перед нами драматично-эпичное повествование в почти менестрельской манере.

Почетное место наиболее сильного и насыщенного произведения  уверенно занимает десятиминутный опус ''The Ripper'' – чисто английская страшная история, поданная с превосходным драматизмом и заставляющая сопереживать всем сердцем. Минорная акустическая сюита ''After Forever'' завершает этот альбом, и мы можем насладиться прочувствованным и таким живым голосом Терри Алана в "последний раз"… до тех пор, пока пластинка не отправится на повтор.

При всей своей ортодоксальности ''The Room Of Shadows'' очаровывает своей надежностью, уверенностью и здравым чувством собственного достоинства, которыми зачастую обладают подобные произведения почетных старожилов музыкальной сцены. Это не просто еще одна крепкая работа от классиков жанра. Это прежде всего настоящий памятник традиционному металу, прародителю более популярных и инновационных музыкальных течений. Многие из Отцов в свое время ушли в тень, чтобы дать дорогу более молодым дарованиям. Но благоразумно ли предавать забвению те заветы, что оставили нам мудрые друиды из Pagan Altar и их братья по крови?