ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Герда "Бессмысленно и в никуда"

24-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ГЕРДА
Релиз
“БЕССМЫСЛЕННО И В НИКУДА”
Год
2022
Стиль
Heavy metal / thrash metal/ doom metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Самара

Герда – это не только героиня моей любимой сказки, теперь это ещё музыка в стиле советских реалий, ожившая ностальгия и всё самое лучшее от вдумчивого русского рока и от серьёзного западного хэви-металла, сплавленное воедино, органично сросшееся в одно и ставшее каким-то новым гибридным организмом. Первый альбом Герды привёл меня просто в восторг, я долго болел им, снова и снова переслушивал эти песни, с головой ныряя в их риффы и рифмы, и до сих пор считаю его очень крутой и заслуживающей внимания записью. И ведь в том альбоме действительно был целый вагон искренних чувств и переживаний, потрясающее воссоздание бьющего наповал максимализма 80-х и внушительный ворох потрясающих мелодий и стихов, от которых на душе становилось тепло, а в голове приятно шевелились порастающие мхом извилины!

Мне казалось, что “Дурака на войне” (так назывался дебют Герды) просто невозможно не полюбить, настолько всё там было навылет, с надрывом, сочно, искренне и по-настоящему, и тем удивительнее мне было встречать нейтральные или негативные комментарии по поводу релиза от своих знакомых. «Какой-то русский рок, барды, свитера, тексты, тексты и бла-бла-бла» - сказал мне кто-то, и я задумался. Да, у Герды есть много от бардов, от ночных посиделок на кухне и даже в голосе у лидера и вокалиста команды Романа Сергеева после этих слов мне стало чудиться как будто что-то схожее с тембром Шевчука. И хоть фанатом ДДТ или просто слишком большим ценителем русского поэтического рока я никогда не был и отношусь к нему по большей части с прохладцей, данное обстоятельство ничуть не отвратило меня от музыки самарской команды.

Герда – это не больше русский рок, чем «Ещё один день» Чёрного Обелиска или «В полёт» Тяжёлого Дня. Да, то, что делает эта группа и то, что пишет её идейный лидер Роман, не вписывается в какую-то однотипную долбёжку и плакатные бессмысленные прокламации – здесь нужно думать, чувствовать, вникать, переживать – но всё это не перечёркивает металлическую основу композиций этой группы и ничуть не вредит им. Даже наоборот. Я никогда не воспринимал метал как стиль, где смысл песни должен быть понятен в первые же пять секунд даже самому заядлому школьному прогульщику, и Герда показательно следует в русле думающего тяжёлого рока. По крайней мере, так было год назад, когда вышел “Дурак на войне”, ну а что же сейчас, когда в сети появился второй полноформатный релиз самарских правдорубов.

“Бессмысленно и в никуда” – более жёсткий, риффовый, шумный и трэшевый альбом, здесь больше металла и тяжести, но и характерные мелодии и идеи всё равно выдают в авторе всего этого замечательного и старомодного шума знакомого нам Романа Сергеева. Тем не менее, я должен сказать и предупредить сразу, что “Бессмысленно и в никуда” меня в первые моменты прослушивания скорее удивлял и обескураживал, и эти самые «первые моменты» в итоге растянулись на три недели. Перед нами уже не меланхолия ностальгического хэви-металла, а настоящий прогрессивный трэш не хуже Anacrusis, Last Descendants и Wrath, массивный, извилистый, непредсказуемый и немного диковатый. И важно всё-таки отметить, что перед нами не калька и не подражание западным титанам, а реально самобытная и авторская конструкция.

Второй альбом действительно получился у Романа по-настоящему жёстким, мрачным, навороченным и довлеющим. Слушать его тяжелее, чем «Дурака на войне», здесь ниже строй и злее риффы, меньше мелодий и запоминающихся куплетов, той самой кухонной бардовости и поэтичности, которой было так много у них ещё год назад. Меньше очевидного и рокерского, но ничуть не меньше смыслов и слов. У меня осталось ощущение, что альбом буквально распирает от выстраданного, наболевшего и невысказанного, и дело здесь даже не в «говорящих» названиях треков. Будь то жесточайшая “С высоты креста”, ритмичная “Я ненавижу выживать” или исповедальная “Однажды случится так”, это сухое и бескомпромиссное трэш-чистилище, в котором всё до предела экзистенциально, жизненно и реалистично, а строки являются документальным выражением каждодневных трагедий.

А ещё этот альбом как будто получился более сырым. Ещё очевиднее стали вокальные недоработки, ещё рельефнее выдвинулись вперёд грубоватые музыкальные спайки и алогичные переходы, сильнее напоминает об андеграунде 80-х хаотичный и рассредоточенный звук, но это всё та же Герда, которая так впечатлила меня своим дебютом, и всё тот же философствующий прото-трэш с думовым колоритом и техно-трэшевой эквилибристикой. Слушаешь альбом и как будто листаешь поцарапанные когтями времени страницы дневника юного, но уже изрядно хлебнувшего житейской горечи металхэда, а чем дальше продвигаешься, тем сильнее затягивается петля событий, а обречённости и раскаляющегося напряжения всё больше и больше. Альбом до мозга костей концептуален и экзистенциален, и это реально ощущаешь, это есть.

Эта дневниковость присутствовала уже у дебютного лонгплея Герды (там даже буклет был оформлен в виде рукописных тетрадных листочков), а сейчас Роман освоился на музыкальной стезе, освободился от годами копившегося и ждавшего своего часа материала, воплотив его в виде официального и даже выпушенного на физическом CD артефакта, да и взялся резать и рубить, уже не считаясь ни с какими условностями. И получился у него жёсткий и бескомпромиссный бурелом техно-трэша, в котором можно блуждать неделями, словно в лабиринте Минотавра, но так и не найти ни выхода, ни входа, ни себя самого. И хотя баллады на нынешнем альбоме ещё более душевны и душещипательны, воспринимается альбом исключительно как бетонная глыба и невероятный массив поисков и борений духа.

Слушать “Бессмысленно и в никуда” всё равно что читать Розанова, Достоевского или записные книжки Ницше, и беспросветность здесь делается не ручкой громкости и не тумблерами на микшерском пульте. Пусть по меркам сегодняшнего дня у этого альбома масса недостатков и он звучит как жуткий и дико взрывоопасный склад с допотопным оружием, где ржавчина и коррозия давным-давно всё подчинили себе, в этом тоже здесь своя особая фишка. Не плевались же мы от скрипучего звука Maineeaxe и Cities, не станем плеваться и сейчас, а лучше, не заморачиваясь потраченным временем, постараемся распробовать, расслушать и въехать в эти искренние, рваные и пропитанные годами отчуждения риффы. У альбома своя собственная атмосфера и даже почти целый мир, а потому чтобы понять его и проникнуться им, нужно не слушать эти песни, а проживать их – жить ими.

“Бессмысленно и в никуда” – очень честный, правдивый и натуралистичный релиз, который наводит на очень честные и глубокие размышления. Не просто ностальгия и ретро, а вечно живое и вечно актуальное «жить не по лжи». В этом смысле этот альбом можно назвать удивительным, уникальным и совершенно невиданным для сегодняшнего музыкального рынка, и я уже записал его себе в претенденты на вхождение в топ релизов по итогам года. В плане техники, звучания и исполнения здесь можно искать и находить изъяны, но если посмотреть на диск как на целое, всё предстанет уже в совершенно ином свете, и задумка пластинки станет по-настоящему понятной. От дневников прошлого, от лохматой юности рваных джинсов и от горячих битв и мучительных дилемм юности к дневникам сегодняшним, повседневным и до безумия реальным – вот вам и взаимосвязь “Дурака на войне” с нынешним диском, вот вам генеалогия Герды и философия альбома. Реально бьёт наповал и впечатляет не по-детски. До мурашек. Хотя въехать в это непросто.

Рецензия опубликована в журнале Rockcor N6 (2022). Заказать журнал:

https://www.rockcor.ru/index.php?do=feedback#zakaz