ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Vorokh "Ворох"

31-01-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
VOROKH
Релиз
“ВОРОХ”
Год
2022
Стиль
Thrash metal / heavy metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Саранск

Так сложилось, что я не очень люблю ту модификацию трэша, которая была в ходу в 90-х (всё-таки засилье гранжа, пора упадка жанра, а тем, кто помнил вкус золотых 80-х всё это было уже не то) и совершенно не перевариваю достаточно известную и ходовую ныне брянскую группу Схоластика, и каково же было моё удивление, когда наткнувшись на просторах интернета на очередной коллектив, исполняющий практически в точности ту же самое экспериментальшину 90-х на основе трэша, я получил от прослушивания их опуса совершенно другие эмоции и впечатления.

А ведь с самого начала в моём восприятии буквально всё было против этих ребят: название, практически идентичное уже знакомым мне трэш-дэтовым Voroth, странный и практически нечитаемый логотип, какие-то уж слишком незатейливые названия треков, вроде “Стенка на стенку” и “Грязная любовь” - собственно, я и включил-то послушать их альбом, только чтобы убедиться, что интуиция и врождённое чутьё меня не обманывают, а перед нами действительно третьесортный клон Схоластики, совершенно непригодный для прослушивания.

И был очень удивлён тем, что услышал. Нет, перед нами действительно трэш 90-х, достаточно прямолинейные риффы, грубая беззастенчивая лирика и грозный, пивной, но не выделяющийся чем-то особенным вокал, однако на выходе мы имеем нечто с совершенно иного поля, нежели Схоластика, и вот почему. Ребята вспомнили, что трэш последней декады XX века - это не только страдающие от кризиса идей Sacred Reich, заигрывающие с грувом Overkill или потерявшиеся в глубинах трайбл-металла Sepultura, но и такой честный, родной и понятный нам Чёрный Обелиск.

Собственно, вот вам рецепт создания того, что мы слышим на дебютном альбоме этого провинциального состава: берём Схоластику и поздний Sacred Reich (или любые другие две середнячковые трэш-группы 90-х - не принципиально), добавляем к ним изобретательность и литературную подкованность Толика Крупнова, а изнутри взрываем всё это ядерной харизмой, которой прожигают атмосферу уже туеву хучу лет группы вроде олдовых бразильских коммандос MX (возможно, вы не в курсе этой группы, но это реально крутой и культовый коллектив, послушайте хотя бы их последний диск “A Circus Called Brazil”).

Они играют трэш таким раздольным и народным способом, который подвластен только нашим российским героям вроде Чёрного Обелиска, Тяжёлого Дня и Крюгера, и данное обстоятельство напрямую указывает на их поэтическую преемственность по отношению к хорошим и образным текстам, которыми всегда славились эти группы. Кстати, сходство с упоминавшимися уже сегодня Voroth у наших новых знакомых из Vorokh тоже касается по большей части именно символизма и бьющей наповал вербальной колористики произрастающей на альбоме лирики.

Vorokh - это практически Андрей Белый, Валерий Брюсов и Шарль Бодлер в трэше. Когда-то рупором Ремарка, “проклятого француза” и символистов на нашей метал-сцене практически единолично был Анатолий Крупнов, а теперь его последователи и преемники делают серьёзную заявку на то, чтобы напомнить слушателю об этих славных традициях и в какой-то мере их воскресить. Ну что ж, вполне себе достойное дело и хороший повод для выпуска альбома, а подобные желания у начинающей группы действительно можно только приветствовать.

В том же что касается музыки у Vorokh тоже полный порядок. Это уже не Схоластика и пусть ещё не MX и не классика Чёрного Обелиска, но нечто очень сильно желающее туда добраться и на тех же самых рубежах обосноваться. Уже открывающий альбом трек “Гнев” стартует с весьма виртуозного и скоростного риффа, а дальше интересные вставки и изобретательные проигрыши будут встречаться практически в каждой из композиций, то заливаясь мечтательными забегами в треке “Стенка на стенку”, то игриво меняя темп в “Отверженных”.

Хороший, в меру олдскульный и в нужной степени выхолощенный под современные стандарты, звук, отсутствие перекрывающих друг друга шаблонов и показной стереотипности в плане композиции, смачно вибрирующий на манер скороговорки на букве “р” вокал - слушать дебютник Vorokh приятно и нескучно, а учитывая вокальное сходство их фронтмена одновременно с Боровом и Крупновым, всё становится ещё интереснее и курьёзнее. И нет, это совсем не камеди-метал и не трэш-шапито, эти ребята вполне серьёзны и серьёзнее многих современных групп.

Кстати, “Грязная любовь” - это сентиментальная полуакустическая баллада со вполне себе неплохим инструменталом и соло-гитарами в стиле лучших медляков Д.И.В. и Metallica. И да, определённое сходство с “Русским морозом” на рецензируемом альбоме тоже прослеживается, но никаких идеологических вывертов и прочих дутых концепций здесь, к счастью, нет. Однако в целом диск обладает характером хамелеона и, перевалив за середину, начинает грустнеть, серьёзнеть и сворачивать на ещё более апокалиптические темы, чем было до этого.

А ещё пока я слушал “Ворох” мне вспомнилось, как вокалист замечательных отечественных трэшеров Bonecracker Алекс Дьяк читал стихи Крупнова. С театрализацией, с пантомимой, с чувством, с толком, с расстановкой и вообще - хорошо. Так вот Vorokh - это фрукт с той же самой грядки и группа, которая способна достичь очень больших и весьма интересных результатов, если не будет себя ограничивать и загонять в прокрустово ложе искусственных ограничений. Не шапито и не камеди-метал, но нечто с размахом и с мхатовским надрывом полноценного кабаре.

Огненному Шторму, Кроносу, Де Саду, Гробовой Доске, Схоластике и другим современным ностальгирующим трэшерам придётся потесниться - сюда идёт Vorokh, и у этих ребят целый ворох интересных идей и каверзных задумок. Пожалуй, это лучший современный вариант на тему крупновского “Апокалипсиса”, который мне доводилось слышать. Не блестящий, но конкретный, мелодичный и не лишённый души и особого творческого дерзновения. Лучше очень и очень многих даже из числа вернувшихся на арену звёзд прошлого вроде Hellraiser. Твёрдая 4 из 5.