ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Paulina Steel Project "Не Рок"

Paulina Steel Project "Не Рок"

27-02-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
PAULINA STEEL PROJECT
Релиз
“НЕ РОК”
Год
2019
Стиль
Pop rock
Лейбл
PROMOTNEY
Страна, город
Россия, Москва

Люди знающие говорят, что если ты хочешь кого-то в чём-то убедить, нужно это отрицать. Скажите другу Васе “не думай про белых обезьян”, и друг Вася сломает себе мозг (а заодно и вам), думая про них и днём и ночью. Наше сознание воспринимает запрет как подсознательную команду и получив такой сигнал, тут же бросается его исполнять. Но исполнять наоборот. Вероятно, знают обо всей этой “кухне” и москвичи, которые объединились вокруг вокалистки Паулины “Steel” в её проекте и представляют нам сейчас свой дебютный альбом с песнями, “вдохновлёнными любовью” и жанрово провозглашёнными как “не-рок”.

Интро с подназванием “Видишь меня насквозь” начинается как атмосферная соул-баллада, но очень скоро сворачивает в нечто достаточно бодрое и имеющее ярко-характерные нотки поп-джаза и ленинградского рок-н-ролла. Как будто ранняя Жанна Агузарова окунулась с головой в джазовый нуар, но от рок-н-ролла отходить полностью не захотела да и не смогла. Трипхоповые мотивы слышатся в треке “Что такое счастье”, а солирующий кларнет определённо играет в музыкальной палитре коллектива более важную и определяющую роль, чем гитары и ритм-секция. Или, по крайней мере, внимания к себе привлекает куда больше.

Не рок? Действительно не рок, музыканты не соврали. Нечто подобное исполняли в наших широтах Девушкин Сон, Инна Желанная и Белая Гвардия, а Paulina Steel Project добавляют к их русскоязычной искренности и обволакивающей, пружиняще-вязкой медитативности влияния хип-хопа и хорошей европейской поп-музыки. Абстрактная мантра-молитва “Свидетели” эффектно демонстрирует вокальные данные Паулины, а рок-дисторшн скорее угадывается время от времени где-то на периферии, прикрывая тылы и делая трек чуть более строгим, профильным и напористым, но не выпячивается и не загромождает собой первый план.

И всё-таки это не рок. У песен Paulina Steel Project нет этой столь характерной для рока однозначности, категоричной самоидентичности и бунта-вызова. Намного более по душе певице лёгкие, воздушные, порой танцевальные ритмы, которые её музыканты так щедро сдабривают знойно-релаксирующими мелодиями в “Гравитации”. Наверное, альтернативный инди-поп в миксе с рок-н-роллом, джазом, блюзом, соул и регги и должен звучать именно так, однако на пластинке всё-таки не обошлось без традиционных рок-клише, и именно об этом спешит сообщить нам песня “Вновь”, напомнившая мне, как Пэт Бэнатар на своём седьмом альбоме “Seven Is The Hard Way” пробовала раздвигать узкие рамки рок-музыки точно такими же приёмами.

Конечно, нет ничего случайного в том, что столь многие рок-дивы и метал-принцессы со временем окунались в более компромиссные жанры (все помнят про Lee Aaron?), ну а Paulina Steel Project с самого начала своего творческого пути попробовали войти в ту же самую реку и нарулить эдакий пост-рок, мутировавший в поп-радио-формат. На пластинке удивительным образом соседствуют такие простые номера, как “Надежда” и блистательно стилизованные под винтажный кабаре-артхаус вещицы навроде “Быть или не быть”, в то время как впечатляющие песенные и музыкальные традиции 50-х-60-х годов очень естественно и легко уживаются с ядрёной современностью и стандартами a la Евровидение.

Если Ольга Дзусова небезуспешно занималась экспериментами в духе being Edith Piaf, Паулина и её соратники, кажется, вознамерились популяризировать и сделать общедоступным наследие Эми Уайнхаус. На альбоме аж пятнадцать композиций, и среди них есть и такие жёсткие, почти хардроковые вещи, как “Сохрани мою тень”, и дерзкие провокации в духе “Переживи”, и расслабленные баллады a la “Там, где ты”, “Снег” и “Может мы повстречаемся снова”. Собственно, ближе к концу диска баллад и среднетемпово рефлексирующих в стиле Sade композиций становится больше, я бы даже сказал, они встают сплошным частоколом, хотя завершается всё уже хорошо знакомой нам “Гравитацией” и не менее знакомой “Что такое счастье”, представленными в альтернативных версиях.

Уже упоминавшиеся выше Дзусова и Девушкин Сон, а также куда более именитые и полновесные Portishead и Garbage давно приучили отечественных рок-любителей к такого рода музыкальным формам, поэтому ничего сильно удивительного или тем более невиданного на альбоме “Не рок” не содержится, а название компакта должно по идее заинтриговать целевую рок-аудиторию и смотивировать её чтобы заинтересоваться, ознакомиться и расширить собственные музыкальные горизонты. Помнится, в 1998 году именно так подействовали на меня альбомы Тори Эймос и Ванессы Паради, ну а для современных слушателей, уже испорченных творчеством IOWA, рецензируемый альбом должен, как мне кажется, показаться очень естественным и даже логичным приветом из мира серьёзной и солидной музыки. Послушайте, попробуйте, оно того стоит.