27-02-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Люди знающие говорят, что если ты хочешь кого-то в чём-то убедить, нужно это отрицать. Скажите другу Васе “не думай про белых обезьян”, и друг Вася сломает себе мозг (а заодно и вам), думая про них и днём и ночью. Наше сознание воспринимает запрет как подсознательную команду и получив такой сигнал, тут же бросается его исполнять. Но исполнять наоборот. Вероятно, знают обо всей этой “кухне” и москвичи, которые объединились вокруг вокалистки Паулины “Steel” в её проекте и представляют нам сейчас свой дебютный альбом с песнями, “вдохновлёнными любовью” и жанрово провозглашёнными как “не-рок”.
Интро с подназванием “Видишь меня насквозь” начинается как атмосферная соул-баллада, но очень скоро сворачивает в нечто достаточно бодрое и имеющее ярко-характерные нотки поп-джаза и ленинградского рок-н-ролла. Как будто ранняя Жанна Агузарова окунулась с головой в джазовый нуар, но от рок-н-ролла отходить полностью не захотела да и не смогла. Трипхоповые мотивы слышатся в треке “Что такое счастье”, а солирующий кларнет определённо играет в музыкальной палитре коллектива более важную и определяющую роль, чем гитары и ритм-секция. Или, по крайней мере, внимания к себе привлекает куда больше.
Не рок? Действительно не рок, музыканты не соврали. Нечто подобное исполняли в наших широтах Девушкин Сон, Инна Желанная и Белая Гвардия, а Paulina Steel Project добавляют к их русскоязычной искренности и обволакивающей, пружиняще-вязкой медитативности влияния хип-хопа и хорошей европейской поп-музыки. Абстрактная мантра-молитва “Свидетели” эффектно демонстрирует вокальные данные Паулины, а рок-дисторшн скорее угадывается время от времени где-то на периферии, прикрывая тылы и делая трек чуть более строгим, профильным и напористым, но не выпячивается и не загромождает собой первый план.
И всё-таки это не рок. У песен Paulina Steel Project нет этой столь характерной для рока однозначности, категоричной самоидентичности и бунта-вызова. Намного более по душе певице лёгкие, воздушные, порой танцевальные ритмы, которые её музыканты так щедро сдабривают знойно-релаксирующими мелодиями в “Гравитации”. Наверное, альтернативный инди-поп в миксе с рок-н-роллом, джазом, блюзом, соул и регги и должен звучать именно так, однако на пластинке всё-таки не обошлось без традиционных рок-клише, и именно об этом спешит сообщить нам песня “Вновь”, напомнившая мне, как Пэт Бэнатар на своём седьмом альбоме “Seven Is The Hard Way” пробовала раздвигать узкие рамки рок-музыки точно такими же приёмами.
Конечно, нет ничего случайного в том, что столь многие рок-дивы и метал-принцессы со временем окунались в более компромиссные жанры (все помнят про Lee Aaron?), ну а Paulina Steel Project с самого начала своего творческого пути попробовали войти в ту же самую реку и нарулить эдакий пост-рок, мутировавший в поп-радио-формат. На пластинке удивительным образом соседствуют такие простые номера, как “Надежда” и блистательно стилизованные под винтажный кабаре-артхаус вещицы навроде “Быть или не быть”, в то время как впечатляющие песенные и музыкальные традиции 50-х-60-х годов очень естественно и легко уживаются с ядрёной современностью и стандартами a la Евровидение.
Если Ольга Дзусова небезуспешно занималась экспериментами в духе being Edith Piaf, Паулина и её соратники, кажется, вознамерились популяризировать и сделать общедоступным наследие Эми Уайнхаус. На альбоме аж пятнадцать композиций, и среди них есть и такие жёсткие, почти хардроковые вещи, как “Сохрани мою тень”, и дерзкие провокации в духе “Переживи”, и расслабленные баллады a la “Там, где ты”, “Снег” и “Может мы повстречаемся снова”. Собственно, ближе к концу диска баллад и среднетемпово рефлексирующих в стиле Sade композиций становится больше, я бы даже сказал, они встают сплошным частоколом, хотя завершается всё уже хорошо знакомой нам “Гравитацией” и не менее знакомой “Что такое счастье”, представленными в альтернативных версиях.
Уже упоминавшиеся выше Дзусова и Девушкин Сон, а также куда более именитые и полновесные Portishead и Garbage давно приучили отечественных рок-любителей к такого рода музыкальным формам, поэтому ничего сильно удивительного или тем более невиданного на альбоме “Не рок” не содержится, а название компакта должно по идее заинтриговать целевую рок-аудиторию и смотивировать её чтобы заинтересоваться, ознакомиться и расширить собственные музыкальные горизонты. Помнится, в 1998 году именно так подействовали на меня альбомы Тори Эймос и Ванессы Паради, ну а для современных слушателей, уже испорченных творчеством IOWA, рецензируемый альбом должен, как мне кажется, показаться очень естественным и даже логичным приветом из мира серьёзной и солидной музыки. Послушайте, попробуйте, оно того стоит.