06-12-2024 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Не так часто в последние годы в дум-стилистике появляются по-настоящему впечатляющие релизы, но иногда это всё-таки происходит, и сегодня у нас именно такой случай. Столичный one-man-проект Talsur отмечает в нынешнем году своё девятилетие, и этот некруглый юбилей ознаменован настоящим бриллиантом в его дискографии – блистательным полноформатником “Lighthouse for a Charon’s Boat”. Учёба в РАМ им. Гнесиных не проходит бесследно, а врождённую эмпатию и интеллигентность и вовсе не скрыть и не спрятать, и вот перед нами великолепное тому аудио-подтверждение в сопровождении небольшой вопросно-ответной стенограммы. И я не случайно упомянул о юбилее – нынешний альбом Talsur со своим концептуальным рассказом про космическое одиночество смотрителя заброшенного маяка, который включает огни для Харона, переплывающего Стикс с душами усопших, действительно оказался особенным для проекта, а 15 декабря в его поддержку проект даже готовит первый в своей истории большой и сольный концерт. У нас на связи единственный постоянный участник и основатель Talsur Виталий Сурков, а я со своей стороны могу только посоветовать обязательно послушать “Lightgouse…”, прочитать это интервью и посетить 15 числа праздник утончённого дума в московском клубе Алиби. Поверьте, это обязательно стоит сделать… если вы любите doom, конечно.
– Доброго времени суток, Виталий! Поздравляю с выходом вашего новейшего альбома! Что это за ”Светлый дом” и можно ли назвать альбом концептуальным?
– Привет! Вообще название альбома родилось случайно, в обычной беседе с моим другом, художником Антоном Дудоровым. Он автор большинства обложек моих релизов. Уже и не вспомню, что мы обсуждали, но как-то разговор ушёл в мифологию, и мы задумались, а что, если бы лодке Харона все эти века светил маяк? Кто живёт на этом маяке и освещает путь обречённым душам? Эта мысль засела очень глубоко в душе, а за ней уже шёл целый калейдоскоп идей и образов. Надо было только собирать их и работать. Касаемо концепции – она, конечно, присутствует. Хоть и без сквозного сюжета и в целом выдержана не так строго, как в традиционном понимании. Есть основная идея – неизбывное одиночество. Есть также и арочная симметрия – альбом начинается и заканчивается одной музыкальной темой. Если воспринимать альбом как историю от лица смотрителя маяка, вполне получится цельная история. Хоть я специально этого и не планировал.
– А кто на альбоме всё-таки главный персонаж: Харон (для него ведь светит маяк всё-таки), Смотритель маяка, автор-повествователь или кто-то ещё?
– Основной упор сделан на чувства Смотрителя, с его песни альбом начинается и ей же заканчивается.
– А почему ваш Смотритель маяка так фатально одинок? Почему нельзя было сделать так, чтобы он жил на маяке вместе со своей возлюбленной? Такой сюжет ведь тоже можно было бы вписать в дум-стилистику.
– Можно было, конечно. Но тотальное одиночество, которому не видно конца, и которое в один момент начинает тебя пожирать, гораздо более острое и горестное чувство. Хотелось передать именно его.
– Прошу прощения за слишком личный вопрос, но как вообще так получается, что человек, который счастлив в браке с любимой и потрясающей женой, всё-таки пишет песни и альбомы о таком сумасшедшем и космическом одиночестве?
– Мне не чужда эмпатия. К тому же, мрачными и печальными темами и образами я проникаюсь легче, и вдохновляют они гораздо сильнее. Супруга к слову эту мою черту знает и всячески питает, подсказывает сюжеты и знакомит с такого рода искусством.
– На вашем новейшем альбоме так много одиночества и переживаний Смотрителя, что он как будто становится уже живым и реальным человеком. А нет ли соблазна написать продолжение эпопеи про маяки и его хозяина? Насколько вероятно, что у “Lighthouse” появится продолжение?
- В этом плане я не сторонник сиквелов, и продолжения этой истории вряд ли стоить ожидать.
– А не было ли у смотрителя какого-то прототипа? Откуда вообще взялся этот образ?
– Конкретного прототипа не было. Образ смотрителя больше собирательный, эмоциональный и метафорический. Мне очень понравилось название, которое вдруг из ниоткуда появилось, я много размышлял над этой историей. И потом, когда появилось вступление на лютне, эта фигура возникла сама собой.
– Стоит ли понимать музыкальный приём с арочной симметрией таким образом, что одиночество смотрителя вечное, и он обречён вновь и вновь возвращаться в этот цикл даже после смерти? (не случайно ведь он зажигает свой маяк не для кого-нибудь, а для самого Харона). Мне этот образ космического и вечного одиночества напомнил Понтия Пилата с его собакой, который сидит один на фоне пустой планеты, не в силах справиться со своей головной болью и терзающими его противоречиями.
– Да, можно воспринимать и так. Но опять же, специально я этого не планировал. Мне просто нравится наблюдать такое в альбомах моих любимых групп, и в целом такие приёмы дают ощущение целостности и законченности. Но здорово, что они также рождают разные интерпретации произведения.
– Нет ли у Вас как у автора желания избавить своего персонажа от этого вековечного гнёта одиночества и даровать ему покой?
– Точно нет, тогда не получится дум-метал. А если серьёзно, я ведь не мыслю его отдельным полноценным персонажем с глубинной историей, в нём больше эфемерного и собирательного. То, что мучает его, не куда не исчезло за все века, и едва ли исчезнет.
– Давайте немного углубимся в историю вашего проекта. Как всё начиналось, что было в самом начале и каким образом развивалось потом?
– Началось всё с того, что в восемь лет я увидел клип Paradise Lost и дико испугался. Причём не видео, а именно музыки. Мне показалось, это самое тяжёлое и страшное, что есть вообще в музыке. Годы шли, вкусы обогащались, и уже в шестнадцать мне попалась подборка лучших дум-метал песен последних лет. И с первых же минут прослушивания я понял, что это моё. Это то, что отзывается и резонирует с сердцем, иначе и не скажешь. Стал погружаться, переслушивать разные группы и разные поджанры, и со временем захотелось сделать что-то похожее самому. К осени 2015 года у меня собралось немало демо, и я начал осознанно работать над отдельным думовым проектом. Одна из этих демок как раз называлась “Talsur”, так нехитро я зашифровал в одно слово собственное имя.
Первые альбомы – конечно жуть. Барабаны я записывал вручную через дешёвый синтезатор Casio. Все гитары и вокал писались на один usb-микрофон, сводил я всё это тоже сам чуть ли не в первой Audition. Но это была моя первая законченная работа, первый собственный альбом. Слушается сейчас всё это с трудом, хотя сама музыка даже местами интересна. Огромный буст дал только четвёртый альбом “Slough of Despond” 2017 года. В первый же месяц он стал лидером продаж на бэндкемпе и позволил выйти на зарубежные независимые СМИ. Качество его, конечно, уже было лучше. В общем-то таким образом, строго в студийном формате, я улучшал свои навыки записи и сведения, исследуя разные поджанры дум-метала, и свои возможности. И вот сейчас вышел "Lighthouse", уже восьмой альбом. И могу сказать, этот релиз мне пока больше всего по душе.
– У вас всё-таки группа или one-man-проект?
– Однозначно one-man проект. Мне как-то спокойнее всё контролировать самому, хоть это и непросто. К тому же, мне это действительно нравится. Вся музыка, все тексты, запись всех инструментов и сведение – всё на мне. Иногда, конечно, привлекаю к записи других музыкантов, например для скрипки или лютни, на которых я сам не играю. На прошлом альбоме “Dark” пришлось задействовать отдельные вокальный и скрипичный квартеты. На "Lighthouse" партии баса исполнил мой давний друг и коллега Алексей Верченов. Мы с ним знакомы ещё с Гнесинки, и мне нравится его музыкальное видение, поэтому я решил поработать с ним в записи. Но основная суть Talsur – музыка одного человека.
– А учёба в Гнесинке как-то помогает в создании материала и даёт какое-то ощутимое преимущество? Вообще, что Вам как музыканту дало вот такое профессиональное музыкальное образование?
– Конечно. Музыкальное образование позволяет сэкономить кучу времени в студии. Мне не приходится подбирать часами нужные аккорды, сомневаться насчёт каких-то ходов, я уже из теории понимаю, как что работает. Учёба в академии привила дисциплину, снабдила багажом теоретических и практических знаний, которые очень помогают мне. За что бесконечно благодарен своим педагогам.
В отличие от многих коллег, я не считаю музыкальное образование ограничивающим фактором, который выстраивает какие-то рамки в творчестве. Наоборот, чем больше тебе известно, тем больше точек зрения возникает. Плюс, именно в Гнесинке я серьёзно проникся старинной музыкой, которая очень меня вдохновляет. До этого я просто любил её послушать, а со временем начал понимать и открывать малоизвестных интересных авторов. Это очень пригодилось во времена альбома “Dark”, да и на свежем релизе лютня появилось не случайно.
– Каким образом набирался состав музыкантов для концертов и насколько вы все единомышленники, готовые продвигать идеи Talsur в массы и жить этими смыслами?
– Состав собирался случайно. Судьба сама сводила с этими людьми, за что я ей благодарен. Про Алексея я уже упомянул, мы вместе учились. С гитаристом Михаилом Семковым мы вместе работали в музыкальном магазине и лишь позже я узнал, какой это потрясающий музыкант. В том же магазине мы познакомились с Олегом Селивановым, первым барабанщиком. Важнейшим фактором послужило наше повседневное общение и их характер. Мы очень хорошо сдружились. Это и придало мне смелости познакомить их с моей музыкой, и мне очень лестно было, что она им понравилась.
Касаемо идейности, не скажу, что все прямо уж такие радикальные "талсуряне". Это в первую очередь профессиональные дисциплинированные музыканты, которые уважают своё время и своё дело. Это и формирует их отношение к творчеству, к коллегам. Хочется выжать максимум из своих возможностей, работая как можно лучше. Особенно, если музыка по душе.
– В какой атмосфере проходила работа над “Lighthouse for a Charon’s Boat” и где затем записывали этот альбом?
– В целом, во время работы над каждым альбомом возникает примерно одна и та же атмосфера – крайне сосредоточенная, не лишённая самокопаний, самокритики и творческих ступоров. Это связано с желанием развиваться, улучшать качество сонграйтинга и записи. "Маяк" был сочинён почти полностью, когда я решил, что всё звучит не так, как я хотел изначально. Без лишней жалости я просто удалил с концами 90 процентов сделанного и начал с новыми мыслями. На это ушло полтора года. Затем ещё полгода на запись и сведение. В современных реалиях музыкальной индустрии это чудовищно долгие сроки, но иначе не вышло.
Это первый альбом с живыми барабанами, и по ряду причин, их я тоже записал сам. Работал на студии Solid Sound, отличное помещение с прекрасным оборудованием. Все остальные инструменты записаны в домашних условиях. В том числе и лютня, записанная Константином Щениковым-Архаровым.
– Я слышал, что планировалось даже сделать титульную вещь фитом с Ником Холмсом, и даже сам он был не против, а можно поподробнее про это? Как связывались с Ником, как шло общение, что он сказал по поводу вашей музыки?
– Ещё на этапе демо в этой песне мне слышался именно голос Ника. К моменту записи чисто ради шутки решил написать менеджменту Paradise Lost, и очень удивился, когда получил ответ. В целом общались недолго, меня заверили, что Ник не против поработать. Но озвученная сумма не укладывалась в мой бюджет, поэтому я решил оставить это для другого раза.
– Как думаете, насколько выиграл бы трек, поучаствуй в нём Ник со своим вокалом? Насколько бы изменилась эта вещь и насколько сильнее бы она стала?
– Выиграл бы сам проект Talsur. Именитость Ника и его вклад в мировую экстремальную сцену сделали бы своё дело, это однозначно. Плюс, мне было бы приятно слышать свои мелодии и тексты, исполненные кумиром детства. В конце концов, не так важно, какая именно это была бы песня. Так уж вышло, что в своей голове с его голосом я слышал именно "Lighthouse".
– Идея такого фита с Холмсом по-прежнему актуальна для вас и стоит надеяться, что когда-нибудь в будущем такой фит всё-таки состоится?
– Хотелось бы надеяться. Я был бы этому очень рад.
– Каким образом распространяется релиз и ждать ли его издания на физических носителях?
– Не думаю, что сейчас есть смысл в физических носителях. Как сувенир разве что или часть мерча. Однако производство дисков и тем более пластинок мне одному не вытянуть и не окупить. Это и не главное. Я рад, если мои песни кому-то помогают и могут найти своего слушателя в любой части мира. Все мои альбомы доступны в свободном доступе в сети, основные ресурсы – группа в ВК, Яндекс Музыка и официальный бэндкемп.
– Кто был автором арта и почему он вышел в итоге настолько мрачным и тёмным?
– Автором арта является художник Mosaeye. Я увидел эту работу в его портфолио, и сразу понял – это то, что нужно. Очень хотелось видеть на обложке нечто расплывчатое, грязное, будто бы из тревожного полусна. Обложка была готова даже раньше музыки, но другой мне и не представлялось.
– И… именно так, на Ваш взгляд, выглядит беспросветное кромешное одиночество?
– Возможно, это последнее, что видят увядающие в былом души. Возможно это то, что творится в душе смотрителя. Возможно это вечный и неизменный маршрут Харона. Интерпретации у каждого свои, и это здорово.
– А что для Вас одиночество как автора такого монолитного альбома об одиночестве? Как можно описать этот феномен и в чём смысл одиночества в нашей жизни, на Ваш взгляд?
– Если оно тотальное и бесконечное – это конечно страх. Человек, что ни говори, существо социальное, и чья-то поддержка очень важна, даже мысленно. Но если думать в меньших масштабах, мне нравится некое уединение. Всем творческим людям обязательно нужно время наедине с мыслями, обособленное от суеты и посторонних. Конечно, есть опасность закопаться в это чувство настолько, что сам себя не вытащишь. Но в целом, такая небольшая доза одиночества даже полезна.
– Должен ли беспросветный арт намекнуть слушателю, что на альбоме его ждёт настолько же беспросветная музыка? Вам хотелось, чтобы этот символ работал таким образом?
– Конечно, хочется, чтобы арт работал на атмосферу всего альбома. И в этом случае, как мне кажется, это удалось. Хаотичные мазки хорошо рифмуются с грубым и агрессивным уклоном в дэт-дум, а звезда напоминает о затухающих надеждах на лучшее. Мне нравится, как визуальное и музыкальное переплетается друг с другом.
– А как бы вы охарактеризовали основное настроение альбома и его посыл?
– Усталая агрессия, непобедимое одиночество, бесконечная борьба, бессмысленность которой становится смыслом.
– Одни из ваших кумиров Anathema скорбно восклицали на альбоме “Eternity” «Do you think we are forever?!.», а у вас как будто альбом под девизом «Ты думаешь, мы свободны?!.» Откуда у вас такой фатализм, и как так сложилось, что предрешённость всего и вся вам кажется настолько очевидной и довлеющей?
– Так сложилось, что я изначально смотрю на вещи пессимистично. Не то, чтобы ною из-за всего вокруг, но всегда готов к худшему. И всегда замечаю худшее. К тому же, давно известно, что история человечества написана кровью и слезами. Над каждым поколением веками нависал вопрос, как жить эту жизнь, как принимать её тяготы и несправедливость. Так что в глобальном плане этот общемировой пессимизм никуда не делся и не денется, и фон его всё время ощущается. Особенно остро его ощущают все творческие люди. Всё, что мы можем поделать с этой несправедливостью, с этими горестями - делиться ими, говорить о них, искать в них основу для чего-то нового. В тёмном хаосе находить созидательный порядок.
– В нашей повседневной жизни, по вашему мнению, всё в точности так же предрешено, как и в глобальном и космическом масштабе?
– Повседневное – часть глобального, поэтому, думаю, да.
– Есть ли какой-то способ как-то преодолеть эту предрешённость и выйти из-под её колпака или тут только смиряться, привыкать и экзистенциальное “мужество быть”, созвучное пушкинскому «на свете счастья нет, но есть покой и воля»?
– Преодолеть её нам не суждено, но мы должны пытаться. В масштабе человечества попытки эти сродни песчинкам, но они помогают человеку расти над собой и созидать.
– Стоит ли искать какие-то автобиографические мотивы в “Lighthouse for a Charon’s Boat” и вообще насколько ваша лирика личностно окрашена?
– Автобиографичного в лирике мало. Основой для текстов служат не истории из моей жизни, а мои мысли и переживания о вечных вопросах. Иногда хочется по-другому взглянуть на какую-то историю, иногда важно просто передать атмосферу. На самом деле, я осознанно уделяю тексту не самое кропотливое внимание. Музыка для меня гораздо важнее и гораздо глубже. Её язык мне понятнее, он для меня богаче и универсальнее.
– То есть песни, альбомы и творчество для Вас – это не способ выразить свой повседневный жизненный опыт и выговориться, а, в первую очередь, понять себя и осмыслить? То есть здесь творчество как акт философствования и самопознания, попытка окружающую бессмысленность и беспросветность, сделать её человечнее, достойнее и осмысленнее?
– Да, и именно на эти темы мне и хочется выговориться.
– Если вспоминать русскую классику, то на ум в связи с вашим альбомом сразу же приходит “Луч света в тёмном царстве”, издавна коррелирующее со знаковой драмой Островского “Гроза”. Как вам такая параллель, и что думаете о произведении Александра Николаевича?
– Конечно, сильнейшее произведение, одна из жемчужин нашей литературы. Идея вселенского горя, нестерпимого настолько, что не хочется жить, безусловно, является ключевой для дум-метала. Но моё мнение – несмотря ни на что, жизнь стоит того, чтобы её терпеть. Гораздо больший трагизм заключён в вечной борьбе с судьбой, и если ты всё ещё жив – ты уже победил. Если ты извлёк из этого мрака некий фундамент для построения нового себя, более сильного – это и есть "луч света в тёмном царстве". Это сугубо моё личное мнение.
– Присутствует ли на вашем альбоме какой-то “луч света”, с которым сравнивал Добролюбов Екатерину у Островского?
– Мой личный "луч света" – моя супруга. Её помощь и поддержка для меня бесценна, а на этом альбоме она ещё и участвует в качестве гостя. Так что да, присутствует.
– А какую функцию несут женские персонажи в текстах альбома и насколько метафоричны появляющиеся у вас ближе к финалу сирены?
– Блуждая по морским темам, рано или поздно придёшь к сиренам. Это прекрасный образ, вдохновляющий на россыпь различных сюжетов. Песня “Longing Siren” как раз один из тех случаев, когда мне захотелось пересмотреть привычную историю с другой стороны. Лирика раскрывает другую сторону этих существ – "ты одинока, так же как я, в этой агонии длиной в целую жизнь". В альбоме фигура сирены ничуть не угрожающая. Это лишь ещё одно страдающее измученное создание, осознавшее свою безрадостную участь, и свою неспособность изменить судьбу.
– Получается, сирены у вас – это друзья и коллеги по несчастью, такие же потерянные и одинокие, вызывающие эмпатию и сочувствие… А как вам работалось в этот раз с Елизаветой, сразу ли удалось достичь нужного звучания её вокала и записать всё с первого дубля, и нет ли планов ввести её вокал в звуковую палитру Talsur на постоянной основе и уделять женскому вокалу чуть больше места и внимания, как это было у Paradise Lost, Lake Of Tears и у той же Anathema, где появлялись целые треки, исполненные целиком женским голосом?
– Работалось прекрасно. Елизавета – подарок судьбы. По поводу более плотного участия – всё возможно. Хоть мне пока песни Talsur слышатся исключительно с мужским вокалом, не исключено, что однажды захочется поэкспериментировать. В конце концов, о живых выступлениях я тоже сначала не думал. Как она сама говорит – будем жить, будем видеть.
– А насколько вероятно, что однажды вы обратитесь к излюбленному вокальному приёму готик-метал-групп именуемому “Красавица и чудовище”?
– Если история того потребует – непременно!
– Если сравнить “Lighthouse for a Charon’s Boat” с каким-то классическим произведением, то с какой книгой какого автора вы бы его сравнили?
– "На реке" Ги де Мопассана. Страшно, вязко, грустно.
– А насколько “Lighthouse for a Charon’s Boat” мифологичен и метафоричен? Вообще насколько верно будет говорить про Talsur как про мифологический дум?
– Судя по Харону и Сирене, связь с мифологией отчётлива. Но я не назвал бы мифологизм ключевым аспектом Talsur. Мифология для меня – отличное поле размышлений и прекрасный инструмент, помогающий переосмыслять и анализировать реальную жизнь. Я и прежде обращался к известным сюжетам, например про графиню Батори, или миф о Прометее. Но никогда не ставил цели просто хрестоматийно пересказать эти легенды. Всегда хотелось пропустить их через иную призму.
– Титульная вещь была придумана аж десять лет назад, некоторые другие треки, вошедшие на альбом, тоже имеют достаточно внушительную историю, это означает, что альбом в итоге получился ретроспективным, основательным, всеобъемлющим и вбирающим воедино всю историю Talsur? Насколько это делалось осознанно и специально?
– Десять лет назад родились первые риффы, которые послужили основой для песни, но целиком она была сделана только этим летом. Вообще начиная работу над новым материалом, я стараюсь привнести как можно больше нового. Если чувствую какой-то ступор, обращаюсь к темам, которые ждут своего часа в закромах. Так вышло, что для этого альбома очень пригодились многие мои старые наработки. Некоторые из них были написаны раньше, чем оформился проект Talsur, и поначалу звучали совершенно иначе. Здесь снова играет роль переосмысление, другой взгляд на уже существующее. Но получилось это незапланированно, даже и не представлял, какое богатое наследие сам себе оставил.
– Над каким треком с альбома вам было сложнее всего работать и какая из композиций с диска вам самим нравится больше всего?
– Они все рождались с боем. Больше всего сил ушло на открывающую песню “Forgotten Shore”. Как правило, основной скелет альбома у меня идёт легче всего, а вот открытие и закрытие требуют особого подхода. Изначально было где-то 12-15 аранжировок, кое-какие отрывки потом ушли в другие песни, какие-то удалены с концами. Получался какой-то злосчастный конструктор, который сводил меня с ума. Но в конце концов всё стало на свои места, и на альбоме звучит тот вариант, который больше всего мне по душе.
А самая любимая на альбоме – “Boundless Sleep”. Она была написана самой первой, и достаточно быстро. По структуре она тоже проще, чем всё, что я до этого сочинял. Мне нравится, как она звучит, и нравится её самодостаточность.
– Чего ожидать от концерта 15 декабря, и можно ли назвать этот гиг особенным и юбилейным для вас?
– Ждать можно чего угодно, я и сам не представляю, что это будет за вечер. Концерт, безусловно, особенный, первый полноценный сольник за всю историю проекта. Если бы кто-то сказал мне в самом начале, что я своими силами устрою сольный концерт собственной музыки в центре столицы – не поверил бы и рассмеялся. А сейчас вовсю готовимся. Несмотря на небольшой клуб и скромный охват, хочется сделать всё на высшем уровне, поэтому волнение конечно присутствует.
– Ну что ж, это действительно успех, и я искренне рад за Talsur! А как так вышло, что только спустя девять лет существования вы дошли, наконец, до сольного концерта? Как так сложилось, и что стало причиной того, что звёзды сейчас сошлись правильным и нужным образом?
– Изначально я в принципе не думал о живых выступлениях. Отчасти именно с этим связано обилие релизов в первые годы. В 2015-м в Пензе играть дум-метал было не с кем и негде. К тому же, я знал о скором поступлении в Гнесинку и вынужденном переезде в Москву. В такой обстановке готовиться к концертам, тем более самому их организовывать, просто было невозможно.
Сейчас ситуация для этого более благоприятная. Чувствуется больший интерес к российской экстрим-сцене, появилось множество отличных новых команд. Но ключевой момент, придавший мне смелости выйти на сцену, это люди, с которыми мне посчастливилось работать. Помимо того, что этого крутейшие музыканты, между нами сложились прекрасные человеческие отношения. Я чувствую, что моя музыка резонирует с их мироощущением, она им искренне нравится. Поэтому и с их стороны я тоже чувствую нужную отдачу. С ними действительно здорово играть.
– А какие-то ещё концертные выступления у Talsur были в прошлом или 15 декабря будет самый настоящий дебют?
– У нас было акустическое выступление в клубе DeFaqTo в 2022 году. Но тот концерт я расцениваю, как творческую встречу с подписчиками. Было очень немного людей, атмосфера была почти семейная. То, что планируется сейчас, радикально отличается и по звуку, и по формату. Это будет первое полноценное выступление – тяжёлое, массивное и заряженное.
– Планируется ли у вас какой-то саппорт 15 декабря и какие-то особые сюрпризы для слушателей?
– Нет, пока выступаем без разогрева. А по поводу сюрпризов – всё может быть. Заранее ничего не планируем, да и самое захватывающее никогда не запланируешь. Но готовы ко всему, и всё примем.
– Сколько человек вам хотелось бы собрать и кого ожидаете увидеть среди посетителей в этот вечер?
– Хотелось бы конечно, как можно больше. Любой артист хочет видеть больше публики. Но мы будем рады каждому, кто придёт, кто будет слушать и поддерживать, принимать нашу энергетику и отдавать свою. Не так важно, 20 человек или 120 – главное, чтобы это были искренние эмоции, и чтобы все незабываемо провели время.
– Стоит ли думать, что теперь концерты станут для вас регулярным событием?
– Не рискну озадачивать. Основа Talsur – музыка одного человека. Так что, возможно будут ещё выступления, но скорее всего не очень много. Хотя кто знает, поначалу я от концертов совсем отказывался.
– Что в самых ближайших планах?
– В двух словах: делать музыку. Самые ближайшие планы – концерт 15 декабря, и дальнейшая работа над ЕР. С альбома осталось несколько невошедших демо, хочется их целостно оформить, поэтому в наступающем году точно будет новый релиз.
– Когда год подходит к концу, принято подводить итоги. А как бы вы описали уходящий год и каким он был для Talsur и для Вас лично?
– Год был богат на события. Основным, конечно же, стал выпуск альбома, уж очень много сил и времени он забрал. Предстоящий концерт тоже серьёзная веха в истории проекта. Если коротко описать этот год и его итоги для меня, получится всего два слова: новые ступени. Надеюсь, дальше – больше.
– Может быть, сможете поделиться своим топом музыкальных новинок, вышедших в 2024 году? Какие альбомы впечатлили вас в этом году больше всего?
– Одно из ярчайших открытий, как для меня, так и для всей дум-сцены – группа Полуночь. Я помню своё состояние, когда случайно наткнулся на первые песни, помню осознание, что ничего похожего я не слышал, и помню восхищение недавним их дебютным альбомом. Потрясающие ребята, с которыми рад был бы поработать. Также, мои любимые французы Hangman's Chair выпустили недавно крепкий и очень атмосферный сингл. Тоже на репите в последние дни.
Именно топ 2024 навряд ли наберётся, в этом году не очень получалось следить прямо за новинками. А то, что я обычно слушаю, вышло очень давно.
– А как у Вас в целом ощущение – дум-метал в глобальном масштабе жив и полон сил или всё-таки не совсем всё хорошо в этом плане? Много вдохновляющих альбомов встречаете в данном жанре и не разочаровывают ли новинки от грандов?
– Живее всех живых, как ни странно. Я думаю, мы ещё много сокровищ найдём в этом ларце безысходности. Касаемо мастодонтов жанра – конечно, былого запала не вернуть, и всё чаще заметны промахи. Но они имеют на это право. Плюс в том, что на каждую такую неудачу от отцов появляется россыпь удивительных групп, уникальных и интересных. Поэтому в этом плане за будущее жанра я спокоен.
– Как планируете встречать Новый год и чего ждёте от наступающего 2025 года?
– Встречать планирую как обычно, скромно с семьёй. От наступающего года жду меньше нервов и больше возможностей. Я думаю, это желание разделяют многие.
– Какого вопроса вы больше всего ждали сегодня от меня, но в итоге так и не услышали?
– Такого нет, многие вопросы наоборот удивили и порадовали.
– Ваши финальные слова и пожелания тем, кто нас сегодня читал?
– Любви, здоровья и сил. Остальное не важно. И конечно, как можно больше музыки!
– Спасибо за интервью!
– Спасибо вам!