ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом Psycho Spy "Reflections"

Psycho Spy, Reflections

19-06-2017 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
PSYCHO SPY
Релиз
“REFLECTIONS”
Год
2017
Стиль
alternative / nu metal
Лейбл
SELFRELEASED
Страна, город
Россия, Москва

Эта московская команда, избравшая своей верой альтернативу, после выпуска демо и сингла наконец представляет дебютный полноформатник. Почему “наконец”? Дело в том, что релиз диска был намечен ещё на весну прошлого года, однако в силу обстоятельств оказался выпущен только 1 июня 2017 года. Я так понимаю, что психо-шпион - это некая сущность или устройство, которое следит за нашими мыслями и душевными состояниями, а затем бережно складывает их в копилочку, чтобы потом, конечно же, показать нам, что принцип “всё помысленное и почувствованное вами будет работать против вас” является универсальным и всеобщим. Как использовано? Конечно, в музыке, которая просто не оставит нам шансов не полюбить её.

Открывающий пластинку трек “Overload” имеет продолжительное инструментальное вступление и алармирующие звуки синтезатора, а по сути, является интро. Следом за ним следует качёвая вещь с замечательным звуком тяжёлых гитар и вторгающимся чистым вокалом. Плотный саунд и напористые риффовые гитары являются причиной того, что музыка группы вызвала у меня преимущественно металлические ассоциации. Шредирующие атаки дисторшна и местами даже агрессивный вокал роднят эту группу с тем, что делали некоторые металлические группы в начале 90-х. Здесь есть элементы хэви-металла, металкора и пост-гранжа, но всё же это не сумма их частей.

Следующая песня “Another Day” движется в сторону гранжа и оказывается полубалладой, которая, впрочем, тоже не лишена фрагментарных всплесков эмоциональной нестабильности, а ближе к завершению композиции эти фонтанирующие источники страсти окончательно занимают место у руля и становятся несомненной доминантой, однако инструментальная кода ещё раз напомнит слушателю о том, что Psycho Spy могут и умеют очень и очень качественно смешивать различные элементы воедино и создавать впечатляющие звуковые картины. Они отлично скрещивают подростковое бунтарство и взрослую прогрессивность, а в итоге могут вполне прийтись по вкусу как максималистам-тинэйджерам, так и людям с более компромиссными вкусами.

Разговорные сэмплы в 49-секундном “Mass Syndrome“ оказываются прелюдией для следующей песни под названием “It’s Not Enough”, которая буквально срывается с цепи и предлагает нам бескомпромиссный металлический риффинг с таким же железным вокалом. Драйв, драйв и ещё раз драйв, каноничное построение трека и мощные хоровые подпевки - так могли бы звучать сейчас Reactor, Morgana Lefay, Iced Earth, Fight и Anesthesia, а ваш покорный слуга был просто сражён этой вещью и немало поддался ностальгии по тем временам, когда играть такую музыку могли многие, и делали это с таким же нескрываемым удовольствие, что и Psycho Spy. Ну а для молодёжи, которая не в курсе упомянутых групп, это будет отличная разминка и хороший урок.

После каждого шторма неизменно приходят тишина и штиль, но не в нашем случае. Умеренное вступление следующего трека с неожиданным названием “Ishtar” оказывается меланхоличной психоделикой немного в духе Alice In Chains, но здорово приправленной стальной напористостью металла. В этой песне гранж и бескомпромиссная хромированная эстетика сливаются в единое целое, доказывая, что на волне экспансии из Сиэтла в начале позапрошлого десятилетия всё могло бы обернуться и не так плачевно для одетых в кожу и шипы суровых воителей. Если говорить об оригинальности и заслугах Psycho Spy, то они главным образом как раз и состоят в таком объединении некогда воинствующих жанров.

Подобный же материал мы слышим в “TSW (This Stupid World)”, но размеренной гранжевой балладности здесь больше, а временами даже появляется что-то умеренно панковое в духе Bad Religion, Nofx, Green Day и The Offspring, что подтверждает и хулиганское название. Роскошный гитарный чёс и упруго проступающие бас-партии открывают “Wastelands”, и здесь раздолбайский панк вкупе с металкоровыми криками вновь изрядно оснащён приёмами из арсенала Judas Priest образца 1997 года, ну а я почему-то вспомнил группу Dreams Of Sanity, которая была слишком тяжела для готов и напротив слишком мягка для металлистов. Не знаю, ждёт ли участь попадания между двух стульев Psycho Spy, покажет время.

Я не знаю, из-за чего и зачем падают звёзды, но об этом точно в курсе рецензируемая московская капелла, ведь иначе бы она не стала называть вкрадчивую балладу “When The Stars Fall”. Трек обладает тягучей атмосферой и множеством красивых вокальных фрагментов. Такое чувство, что местами вокалист нарочно немного фальшивит, чтобы усилить ощущение наивного восторга и детской непосредственности перед величием мироздания, и его голос звучит очень оригинально. Если бы я не знал, что перед нами россияне, то никогда бы не догадался об этом. В произношении как будто присутствует ирландский акцент (отдалённо как у The Cranberries), а сам тембр очень узнаваемый и характерный, что в большей степени проявляется как раз в этой композиции.

А вот и ещё одна нестандартная баллада - “Clean Slate”. Здесь в полной мере проявляется мелькнувший было где-то ранее речитатив, а в целом трек заметно выделяется из общей канвы альбома, представляя собой интереснейший эксперимент по сочетанию мелодичности, риффинга, атмосферных частей, техничных инструментальных партий и типичной речитативной альтернативы в духе Dog Eat Dog. Эксперименты продолжаются в “ShowTime”, где мы слышим чуть ли не фанковый трэш в духе Death Angel образца 1990 года, но более хардкористый, колючий и злой. Возможно, если бы Guano Apes утяжелились бы раза в три, то зазвучали бы похоже - изобретательные басовые линии и сочетание вокала с музыкой напоминают их весьма сильно.

Завершающая альбом титульная композиция стартует с отстранённых партий бас-гитары и таинственного шёпота, а в итоге оказывается самой странной и нелинейной сюитой на альбоме. Здесь нет песни как таковой, хотя голос присутствует, а в целом трек - это именно эксперимент, который поверг меня в глубокую задумчивость. Я долго сомневался по поводу того, какую оценку поставить релизу и к окончательному решению так и не пришёл. То, что представили на своём дебюте Psycho Spy, звучит слажено, интересно, даже свежо, и для кого-то альбом может оказаться долгожданным глотком свежего воздуха, хотя для кого-то и просто невразумительным набором элементов разных направлений, однако истина находится где-то посередине.

Диск сильный (особенно для дебюта), группа действительно попыталась создать что-то новое, не стараясь подражать кому-то из флагманов выбранного участниками направления, что у них вышло как минимум неплохо. На пластинке немало по-настоящему сильных треков, а то удивительное разнообразие, которое предлагает своему слушателю коллектив, лично меня очень порадовало, хотя вполне возможно кто-то и скажет, что это признак отсутствия целостности. Работа противоречивая и нестандартная, но именно в этом её сила и главная прелесть. Ставлю 5 из 5 за аллюзии к олдовым группам, которые зазвучали в ню-металле Psycho Spy очень по-новому. Да, обложка могла бы быть и получше, но в конце концов - почему бы и нет.