19-08-2019 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Суровые, но не чуждые веселья и всего человеческого хардрокеры-индустриальщики из B.T.R. продолжают свои планомерные военные операции, и спустя три с половиной года после выхода сокрушительного лонгплея “Родина” представляют новый полноформатник. Как видно из названия пластинки, военная тематика продолжается (да и могло ли быть иначе), однако у современных B.T.R. скорее больше отличий, чем сходств с самими собой времён альбома “Родина”.
Не обошлось без кадровых перестановок и ласточек, несущих вести о радикальных переменах: ещё осенью 2018 года из коллектива выбыл драммер Дмитрий Литвинов, место которого за ударной установкой немного погодя занял Андрей Дыдалин, у основателей коллектива Михаила Карповича и Александра Терехина за это время успели родиться дочери, а свой новый сингл “Ленинград 1943” музыканты решили добавить в альбом “Родина”, мотивируя это тем, что в материал его преемника данный трек просто не впишется. И последнее было многозначительнее всего.
Как бы там ни было, сейчас долгое молчание, наконец, прервано, альбом вышел, и мы имеем возможность предметно ознакомиться с тем, какой облик приняли наши давние знакомцы из B.T.R. и что нового они там сочинили. А сочинили они невероятную солянку из Сектора Газа, E.S.T., Rammstein, Mordor, хитовых битов Danse Macabre и мечтательных синтезаторов a la Crematory – собственно, всё как и было на альбоме “Родина”, но чуть с другими акцентами, большей долей танцевальной энергетики и не со столь прямолинейными патриотическими пассажами в текстах.
B.T.R. явно решили чуть расширить собственную тематику и границы своего стиля, но основа их музыкально-лирических изысканий осталась прежней, и это хорошие, качественные песни со смыслом – песни, не лишённые иронии и самоиронии, разухабистых ритмов и панковой непосредственности, но в основе своей предельно серьёзные и поднимающие насущные, первостепенные проблемы. Я бы даже сказал, что серьёзности на новом альбоме больше, чем это было когда-либо раньше, а альбом в целом более воинственный и суровый, чем “Родина”.
Погружаясь в лазерные дорожки свежего творения музыкантов, сразу же обращаешь внимание на заметно скренившийся в сторону традиционного рок/метал-звучания саунд, на основательный скрежет гитар и на посерьёзневшие вокальные линии. Конечно, это всё тот же B.T.R., но электронно-танцевальная подкладка уже не столь выдаётся вперёд и не столь очевидна, а вокал уже не такой въедливый и безраздельно-хитовый. “Больше чистого рока, больше драйва и простых искренних эмоций” – именно под таким лозунгом идут бои на “Чужой Войне”.
Очень внушительно, сумрачно и тревожно звучат такие новые номера столичных милитаристов, как “Война”, “Шаг”, “Образ”, “Дыши”, “Кто-то”, хотя по-прежнему не обошлось без характерной дискотечно-пружинящей индустриальности в “Призрак, рождённый тобой”, “Рок-н-ролл жив!” и в “Птица-Душа”, а также отчасти в упомянутых “Дыши” и “Кто-то”, ну а “Помирать нужно весело” это стопроцентный E.S.T. с их залихватской анархистско-разудалой революционностью и знаменитой махновской широтой. И всё-таки серьёзности и фундаментальности стало больше, много больше: уже не Rammstein, а Stahlhammer.
Очень интересная, почти этническая вокальная линия присутствует в “Есауле”, интересно вписался в припев трека “Птица” дивный женский вокал Джины, известной по таким проектам как Rose of Steel и Kruger, Евгений Виноградов (Дай Records) на совесть поколдовал над сведением и мастерингом, да и нижегородская студия Два Кота Records не подвела с записью, но что важнее – “Чужая Война” по-прежнему состоит сплошь из отличных хитово-бронебойных вещей, которые приятно слушать и переслушивать снова и снова, напевать себе под нос или орать в пьяном кураже у себя на даче с друзьями-соратниками.
Со смыслом, но без напора на этот смысл и без менторского занудства B.T.R. продолжают гнуть свою генеральную воинственную линию, и у них это с блеском получается. Никаких легкомысленных синтезаторов и примитивных аранжировок в духе Короля и Шута, только настоящая мужская музыка для настоящих мужчин – похоже, сами B.T.R. очень гордятся своим новым музыкальным амплуа и найденным балансом между хитовой доступностью и металлической брутальностью. Собственно, почему бы и не гордиться – вышло здорово.