ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Asphodelus "Stygian Dreams"

14-07-2021 Дмитрий Фомин

Исполнитель
ASPHODELUS
Релиз
"STYGIAN DREAMS"
Год
2019
Стиль
Doom death metal
Лейбл
TERROR FROM HELL RECORDS
Страна, город
Финляндия, Хамина

"Мимо Левкада скалы и стремительных вод Океана,

Мимо ворот Гелиосовых, мимо пределов, где боги

Сна обитают, провеяли тени на асфодилонский

Луг, где воздушными стаями души усопших летают'"

Гомер, "Одиссея", песнь 24 (пер. В. Жуковского)

Древние греки верили, что в подземном царстве Аида простираются луга асфоделей, по которым блуждают тени умерших, не отягощенные злостными преступлениями, но и не достойные вечной весны Элизиума. Асфодель или асфоделус издавна считался атрибутом траура и скорби. Недаром он тесно связан с мифом о похищении Аидом прекрасной дочери богини Деметры, Персефоны. В народе асфодель многие века почитался как полезное растение, помогающее от недугов и дурного глаза. Люди культуры и искусства избрали этот цветок своим символом, т.к. в какой-то степени уподоблялись тем самым неприкаянным душам, обреченным на вечные поиски.

Под очарование асфоделей и античной мифологии попала и молодая финская метал-формация Cemetery Fog, действующая с 2012 г., и которая в 2016 г. сменила свое название на Asphodelus. Под этим именем музыкантами было выпущено два EP в 2016-м и 2017-м гг, которые послужили прочным фундаментом для создания дебютного студийного полноформата ''Stygian Dreams", о котором и пойдет речь.

Еще в своем самом первом воплощении это трио не скрывало и всячески подчеркивало, что находится под сильным влиянием ранних Katatonia, Tiamat, Anathema, My Dying Bride и иже с ними. Кто-то из этих мэтров по-прежнему придерживаются своего оригинального облика, кто-то же изменился до неузнаваемости, кто-то фактически залег на дно. Так или иначе, но творчество Asphodelus возвращает нас к самым корням классического дум/дэта с приставкой "готик" начала 90-х гг. с тщательно воссозданным аутентичным звучанием 90-х гг. прошлого века и неповторимой атмосферой первых нетленок вышеперечисленных мастеров.

На своем первом полноценном альбоме финны предстают такими же погруженными в плотный сумрак романтиками скорби и мрачной поэзии давно ушедших времен. Взяв за основу тексты бессмертных произведений Данте Алигьери, Джона Мильтона, Фридриха Ницше, Иоганна Гёте и Михаила Булгакова, они размышляют о двойственности добра и зла, о божественном и человеческом, и о вечном противоборстве этих начал, и все глубже погружаются в античные мифы и легенды, что нашли отражение в древних эпических поэмах и трагедиях Гомера и Эсхила.

В музыкальном плане все предельно канонично, традиционно, но для тех, кто особо ценит андерграундную сырость демо-лент и таких полнометражных работ, как ''Sumerian Cry", "Dance Of December Souls", "Serenades" и пр., колдовское очарование ''Стигийских грез'' только возрастает. Может быть, потому, что Asphodelus подошли к своему делу со всей любовью и ответственностью, создав целостное, затягивающее, мрачное, но по-своему красивое фаталистическое полотно.

В качестве пролога здесь выступает инструментальное оркестровое интро – вполне самостоятельное произведение, достигающее практически кинематографического размаха, волнительное, захватывающее, полное таинственности и эпической возвышенности. Достоверное и красочное произведение, которое языком музыки описывает полное опасностей плавание держащего путь к родным берегам Одиссея и его спутников: преодоление пролива между Сциллой и Харибдой и столкновение с прекрасноголосыми сиренами, что ''неизбежною чарой/Ловят они подходящих к ним близко людей мореходных'' (пер. В. Жуковского).

Последующие семь композиций только подчеркивают сильнейшее сходство с материалом классиков жанра и, хоть звучат чрезвычайно однородно, превращают прослушивание альбома в волнительный и умопомрачительный вояж по подземной реке Стикс в окружении сонма бесплотных душ античных героев, поэтов, философов, влюбленных, могущественных и проклятых царей и простых людей.

Гулкий шероховатый харш, в отдельных моментах усиленный дополнительными дорожками, велеречив и полон драматического гнева, пласты риффов вариативны, гармоничны и упорядоченны, тягучий и завораживающий мелодизм соло-гитары тягуч и красив, ритм-секция рельефна и обращает на себя внимание ровно в той степени, сколько это необходимо. Аутентичные клавишные в особом олдовом строе добавлены крайне осторожно, но за счет своей полузабытой тональности буквально парой незатейливых пассажей создают совершенно уникальные "мифологические" декорации мира теней.

Asphodelus соблюдают уверенный баланс между дэт-металлической агрессией, вязкой думовой поступью и мистическим звучанием синтезаторов. Здесь хватает и бессильной ярости, и отчаяния, и утонченной затяжной печали. Отдельного упоминания заслуживает саунд альбома – он максимально приближен к манере сведения начала 90-х гг. и сохранил металлическую сырость, шероховатость и грубость при детальной и максимально живой передаче партий всех инструментов. Появись ''Stygian Dreams” на тридцать лет раньше, он вполне мог бы войти в историю культовых пластинок, определивших лицо стиля на долгие годы вперед.

Возможно, поэтому дебютный релиз финнов несколько страдает от дефицита индивидуальности и оригинальных решений, но при этом способен вызвать приступ светлой ностальгии по тем временам, когда дум/дэт еще только явил миру свою мрачную изможденную сущность. Вместе с тем нельзя отрицать, что Asphodelus продемонстрировали недюжинные композиторские навыки, благодаря чему их детище звучит на порядок убедительнее и осмысленнее, чем первые пробы пера некоторых их вдохновителей.

Принимая во внимание их концепцию, которой они, уверен, будут придерживаться и в дальнейшем, неудивительно, что их альбом станет приятным открытием для тонких ценителей классической литературы и классических направлений андерграундного металла. Просто как и первопроходцы жанра, Asphodelus с их глубокой приверженностью к основам и архетипам в очередной раз возвели мифологию, философию и красоту драмы в ранг чистого искусства.