30-11-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Казанский человек-оркестр Ленар Деллерт пока ещё не так уж широко известен и отнести его творчество к мейнстриму тяжёлой музыки вряд ли получится при всём желании, однако качество и смысловое наполнение его музыкальных экспериментов говорит само за себя и давно снискало уважение среди ценителей глубокой, интеллектуальной и продвинутой разновидности тяжёлого рока. Как и любой настоящий творец, этот человек очень мало внимания уделяет существующим трендам и “неписанным канонам”, на которые ориентируются прописавшиеся в чартах метал-группы, а предпочитает ходить по тёмным и нехоженым аллеям странных и удивительных локаций, о которых мало кто знает и вообще в принципе думает и вспоминает сейчас.
Прогрессивный дум-метал – штука не самая распространённая, так было на заре зарождения дума как такового, всё остаётся так и сейчас, и тем ценнее и приятнее находить в данном жанре сильные и самобытные работы, в которые действительно хочется погружаться словно в умную и назидательную книгу, нырять с головой в ход повествования и целиком отдаваться общению с теми образами и идеями, которые заложил в своё творение автор. И все перечисленные мной только что условия и характерные черты можно совершенно очевидным и непротиворечивым образом выявить и ощутить в актуальной работе этого печального одиночки, поскольку недостатка в экзистенциальности и кинематичности в его творчестве уж точно не наблюдается.
Издавна принято называть сон братом смерти, схожесть этих двух явлений по-прежнему продолжает пугать и вводить в ступор непонимания самых разных людей, а те образы и ощущения, которые мы видим, отправляясь в царство Морфея, иной раз способны разволновать и растревожить даже самых убеждённых материалистов и прожжённых скептиков, и Ленар решил посвятить свой второй полноформатник именно снам – своим снам, разным снам, удивительным образам из снов, которые в его творческой интерпретации выглядят теперь поистине как совершенно самостоятельная и абсолютно реальная реальность. Или как путешествие по долине смертной тени – путешествие в смерть, о котором говорил царь Давид в своём знаменитом псалме.
Ещё не успев отойти в полной мере от восхищения другим артефактом современного прогрессивного дума, а именно последним альбомом калужского Mortid “Lupanar” я, словно из огня в полымя, попал в сладостный плен удивительной, полный неожиданных фантомных проявлений вселенной “Снов” Ленара Деллерта. Что можно сказать об этом альбоме? Он поистине многогранен и многолик. Аристократичная нежность первых трёх сцен парадоксальным образом разбивается и чуть ли перечёркивается яростным викинговским напором четвёртого трека, затем слушателя затягивает в ревущий водоворот сцены пятой, оставляет наедине с собой в эмбиентной пустоте начальной части сцены шестой и, не дав отдышаться, несёт дальше по этим инфернальным дантевским кругам.
У этого релиза очень причудливый и глубоко авторский саунд, который вряд ли можно спутать или адекватно сравнить с какой-либо другой командой, невероятно специфичный подход к созданию композиций и к построению их структуры. Уже во время прослушивания открывающей альбом первой сцены под названием “Мгновение”, я поймал себя на мысли, что Ленар, кажется, не очень-то заботится тем, чтобы придерживаться хоть какой-то строгой композиционной структуры, а просто развивает всё дальше и дальше единую канву своего повествования, не обращая никакого внимания на цикличность, наличие припевов, запевов, куплетной песенной формы и вообще хоть на какие-то маячки и ограничительные поручни вроде метронома и нити Ариадны.
Как говорит сам автор, альбом задумывался как единый монолит, и паузы между треками здесь присутствовать не должны, в связи с чем слушать релиз лучше всего в таком виде, который сможет обеспечить адекватное его воспроизведение без перещёлкиваний и вынужденных заминок в районе перехода от композиции к композиции. Это действительно важно, потому что “Сны” – это не набор песен, пусть даже и объединённых общей концептуальной канвой, а единый массив, целостное и органически неделимое произведение, которое словно живое существо, некий праисторический Левиафан, действует по своим собственным законам, подчиняется особым закономерностям, и именно живёт, дышит, регенерирует, мыслит и имеет душу и кровь.
Я не случайно использовал чуть выше слово “монолит” – пожалуй, именно это определение лучше всего характеризует особенности звучания и способ существования новейшей работы этого удивительного one-man-коллектива. Кусок громадной метафизической глыбы, которая была отколота из платоновской сферы чистых идей и нашла своё воплощение в нашем мире. “Сны” отличаются повышенной мелодичностью, мечтательностью и даже сентиментальностью, здесь очень много “чистоголосых” соборных мелодий, много поистине думовой аристократичной печали и удивительных фолковых красот, которые порой появляются как будто из ниоткуда и расцветают удивительными сумрачными соцветиями, но в то же время на этой пластинке невероятно много хаоса, мрака, черноты и жутковатой космической непредсказуемости.
Удивительное сочетание, невероятно насыщенная атмосфера, парадоксальный неотмирный релиз – можно говорить о “Снах” очень много и так и не сказать ничего по делу и по сути, не выхватить и не определить ни одну из его характерных сторон, не выявив ни одной из сущностных характеристик. При всей моей любви к раскладыванию альбомов по полкам с жанрами-ярлыками, в случае со “Снами” этого делать не стоит. Лучше остановиться на том, что второй полноформатник Ленара Деллерта это просто прогрессивный дум-метал и не говорить больше ничего. Вы спрашиваете, как быть с толпами викингов, которые мечутся с копьями по двору и с фолковыми феями, что водят хороводы за часовней? Лучше всего никак не быть, а просто позволить им быть, не пытаясь как-то вписать их в общую картину. Это ведь сон, а к снам наша обычная и повседневная логика неприменима.