09-12-2020 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Одна из самых очевидных и непостижимых загадок нашей жизни – это сны и те образы, которые мы видим в своих снах. Казанский перфекционист Ленар Деллерт не стал конкурировать с Фрейдом, что-то объяснять и громоздить теоретические обоснования, а вместо этого посвятил снам свой новейший концептуальный полноформатник, где с помощью эмпатии и думово-блэковых фантасмагорий наваял впечатляющее полотно таинственности и первозданной свободы. Экспериментальный материал “Снов” имеет мало общего с выхолощенными и отработанными до мелочей современными релизами патриархов дума и блэка, но именно в его сырости кроется невероятная глубина и потрясающая свежесть. В нашем интервью Ленар рассказал, с чего всё началось и как проходила работа над релизом, ну и без разговора о самих снах тоже, конечно, не обошлось.
Приветствую, Ленар! Поздравляю с выходом Вашего официального второго альбома! Сами довольны релизом?
- Привет! На самом деле, сложно ответить, доволен ли. По идее, конечно, да, но всегда после релиза появляется желание что-либо изменить. Где-то инструмент другой воткнуть, где-то что-то чуть тише сделать, где-то чуть громче. В общем, такие рабочие моменты почему-то часто начинают всплывать уже после того, как закончил и “отпустил” работу на волю. Но, в целом, ответ положительный) Долго я шёл к реализации этого альбома, с небольшими, но всё же, перерывами и, наконец, достиг определённой цели.
А цель состояла в достижении нужной атмосферы, надлежащего уровня слаженности, каких-то особенностей саунда/композиции или в чём-то ещё?
- Цель состояла, в первую очередь, в передаче своих мыслей и ощущений посредством музыки и текстов. И да, определённой атмосферы тоже, атмосферы одновременно тревожности и успокоения, которое приходит после тяжёлой ночи поутру.
Как после тяжёлого алкогольного отравления?
- Возможно, и так. Кому что ближе)
В плане подхода к работе были какие-то методологические нововведения и новые ноу-хау, которые раньше не практиковались, а вошли в оборот только в этот раз?
- Не думаю, я всегда экспериментирую, стараясь найти или открыть для себя что-то новое и просто необычное. Просто доверяю своей интуиции и иду вслед за ней) Есть большая доля вероятности, что следующая моя работа будет совсем другой, а последующая за ней будет отличаться от двух предыдущих.
А почему всё-таки всё, что было до “Секунды бесконечного молчания” теперь вынесено за борт и в официальную дискографию проекта не входит?
- Да не то, чтобы вынесено, нет) До этого я только пробовал себя, прощупывал свои возможности, делал в большей степени всё самостоятельно и получалось у меня порой, мягко говоря, не очень. Последние две работы я отдал на сведение профессионалу, и это отлично слышно в получившихся продуктах. Плюс к этому мне помогали классные вокалисты, один из которых, кроме всего прочего, занимается музыкой профессионально. Поэтому, лично для себя, я обозначил предыдущие работы как демки, но ни в коем случае от них не открещиваюсь.
С чего всё началось и как случилось так, что новый альбом оказался посвящён снам?
- Началось всё с небольшой мелодии, ставшей в итоге восьмой сценой в альбоме, которую я написал одиннадцать лет назад, сидя за роялем в одной из аудиторий консерватории. При этом, она изначально должна была связывать все композиции, как бы проходя сквозь них, а не являясь отдельным треком. Мелодия, как мне самому кажется, очень нежная и будто бы пришедшая из снов, от неё и зародилась общая концепция. Правда, уже в процессе написания музыки, логическая цепочка немного поменялась и обрела форму, поэтому итог отличается от самых первых черновиков.
А какова логика? Можно ли назвать его сюжетным и, скажем, снимать фильм по его мотивам?
- Если только психологический триллер)) А если серьезно, да, сюжет есть.
В описании релиза говорится, что диск инспирирован какими-то конкретными снами. А можно подробнее об этом? Повлиял какой-то определённый сон или серия снов?
- Нет, сны в данном случае не конкретные, а абстрактные. Можно сказать, что это собирательные образы. По сути, здесь представлена одна безумная ночь, объединяющая в себе несколько сцен из снов (или не обязательно только снов), состоящих порой из своих мелких сцен, а также промежутков между ними, когда мы просыпаемся ненадолго, пытаясь осознать, происходит всё увиденное и прочувствованное нами в реальности, или же всё это всего лишь обратная сторона проявления различных состояний нашего разума. Можно было бы описать каждый трек отдельно и дать ту расшифровку, которую закладывал я сам, но это долго. Да и каждый слушающий и слышащий, думаю, сам найдёт для себя свой определённый смысл и, возможно, сможет погрузиться в себя, в своё подсознание, вытащив оттуда для себя самого нечто своё личное и неповторимое.
Не страшно ли было браться за такую обширную тему? Сны - это как поле невозделанное или как космос – не знаешь, с какой стороны подойти и как закончить…
- Как и ответил выше, идея родилась сама из небольшой мелодии, поэтому даже не задумывался о сложности тематики, просто делал)
А с чем ассоциировалась эта мелодия, какие эмоции и чувства вызывала?
- Учитывая, что написалась она некогда случайно, в ней не было какого-то смысла изначально. Просто всё пришло само в своё время, когда это стало необходимо.
На каком этапе работы над альбомом появилось ощущение, что пауз между треками не будет? Каким образом пришло желание этой монолитности?
- Идея была такой изначально, дабы подчеркнуть неоднородность испытываемых состояний в течение одной ночи. Ведь сны мы запоминаем, как правило, тоже в виде цепочки не всегда связанных событий и представлений, а между ними мы периодически можем просыпаться, продолжая испытывать увиденное по ту сторону нашей жизни, иногда пытаясь либо анализировать, либо даже забыть.
А как так вышло, что альбом получился таким противоречивым: то почти рыцарским и благородным, то таким напористым, ревущим и рваным словно скитавшийся в походах и набегах года три викинг? В этом есть какой-то особый смысл?
- Опять-таки, возвращаясь к предыдущему ответу, скажу, что в данном случае, каждая сценка является отображением разных эмоциональных состояний разума.
Альбом по настроению и атмосфере напоминает долгое и довольно гротескное путешествие, а на Вас самого работа над “Снами” как-то повлияла? Что-то изменилось в вашем восприятии себя, мира, действительности и снов после того, как на мольберт “Снов” был нанесён последний штрих?
- Не думаю, что что-то изменилось. Разве что только технически, в плане написания материала и своих личных подходов к разработке структур произведений и взглядов на музыку.
“А небо всё точно такое же, как если бы ты не записал “Сны”?”
- Небо над нами всегда одинаково, независимо от нас. Если кот-то нашёл и прочувствовал себя в моей музыке - это прекрасно, если нет, то тоже хорошо. У каждого свой путь и свои взгляды на всё, что творится вокруг или в их собственных жизни и головах.
Можно ли назвать “Сны” автобиографическим альбомом? Насколько реальны и автобиографичны сюжеты треков?
- Я думаю, у любого творческого человека результат его стараний будет тесно эмоционально или физически связан с личной жизнью творящего) Неважно, музыка это, либо другое проявление себя в каком-либо виде искусства. Хотя “сказочное” начало тоже не стоит исключать.)
А как часто возникает желание привнести привнести в свои работы такое сказочное измерение и элемент художественного вымысла, приукрасить реальность?
- Как показывает практика, каждый художник привносит в свои творения каплю иной отличающейся от повседневной реальности. Желание не то, чтобы возникает, оно просто приходит само в процессе и становится частью происходящего и создаваемого.
Реальность снов, представленная на альбоме, задумывалась как рай или скорее как ад? Чего больше на диске, и каким привкусом обладает первооснова данного повествования?
- Я не придерживаюсь каких-либо религиозных взглядов или околорелигиозных философий, поэтому не могу ответить на данный вопрос.
Давно стало общим трендом считать, что сон разума рождает чудовищ, а как Вам кажется, откуда приходят в наши сны чудовища и кошмары, которых там так много?
- Из повседневности, думаю) Каждая мысль, каждое состояние, каждый миг и каждое слово, сказанное в течение дня, переживается и обрабатывается нашим мозгом во сне. Только обретает некие гротескные и гиперболизированные формы, иногда светлые, а иногда мрачные и ужасные.
Не на этих ли самых чудовищ намекает мрачная и мистичная обложка авторства Алексея Муравьёва?
- На самом деле, в обложке нет подтекста. Для каждой обложки я нахожу или делаю совместно с фотографом определённую картину, которая примерно отображает настроение альбома, либо идею, заложенную в треках. То есть, я хочу сказать, что, в данном случае, например, фотография на кавере просто символизирует определённое душевное состояние и настроение, которое может появиться ближе к ночи или даже отражаться в одном из сновидений. Проще говоря, для “Снов” это открытая дверь, в проёме которой стоит некий образ и за которой непроглядная тьма, и, чтобы её разглядеть, нужно подняться, побороть свои страхи и преграды, и заглянуть за неё.
Считается, что самой глупой мечтой является желание остаться в своих снах или умножить на вечность и бесконечно продлить какой-то отдельный фрагмент или эпизод своей жизни вроде того, как хотели Мастер и Маргарита в экранизации романа Булгакова… а у Вас бывает желание уйти в сны, затеряться там и никогда больше не возвращаться к реальности?
- Нет, я вполне убеждённый реалист.
- А что такое реализм в Вашем понимании? Убеждённый реалист, посвящающий целый альбом снам, звучит как нонсенс…
- Здесь есть тонкая грань между творчеством и реалистичностью восприятия мира. Не готов ответить на этот вопрос, ибо возникает в голове довольно тянущаяся логическая цепочка, и говорить и обсуждать данную тематику можно неимоверно долго. Дуализм во всей красе)
Выходит, слова – это только бесконечный бег по кругу, а чтобы понять и воспринять нечто (в том числе “Сны”), нужно, в первую очередь, чувствовать и сопереживать?
- Именно такой концепции я и придерживаюсь, верно.
Реальность снов не стала более реальной и реалистичной, превратившись в “Сны”?
- Продолжая предыдущий ответ, могу сказать только, что сны не стали более сказочными или мрачными, а реальность не стала более серой или яркой)
Над каким из треков было сложнее всего работать, а над каким наоборот легче всего?
- На данном альбоме для меня не было, как вы сказали, сложных треков, ровно, как и лёгких. Единственное, я довольно много раз переделывал третью сцену, пытаясь получить то, что я слышу в голове. К сожалению, не получилось) А в общем, думаю, весь процесс тёк довольно равномерно.
А в чём причина того, что не получилось? Недостаток навыков и имеющихся технических средств или специфика предмета?
- Не могу ответить, на самом деле. Видимо, по природе я идеалист, но разумом понимаю, что ничего идеального не существует. Ну и плюс к этому, да, не всегда есть технические и практические навыки реализовать всё именно так, как хотелось бы в идеале.
- И вечные противоречия, а идеал нам только снится… А не было ли соблазна как раз показать какой-то идеальный и великолепный мир на одном из своих альбомов, в тех же “Снах”?
- Пока что такой мысли не возникало, слишком смахивает по утопию, что мне не так близко. Да и никогда у меня не повернётся язык назвать наш одновременно старый и молодой мир идеальным и великолепным)
С точки зрения арта/оформления, да и тематики/характера композиций самым идеалистичным и намекающим на идеал у Вас в дискографии кажется альбом “Быль”, насколько это объективно и действительно задумывалось так?
- Нет, скорее всё это, в рамках “Были”, намёк на своеобразное соотношение красоты и отвратительного в мире. Я уже когда-то ранее рассказывал о нём, да и тем более, там было много экспериментов и поисков. В “Снах” же дело обстоят несколько иначе.
Говорят, Менделеев увидел свою периодическую систему во сне, а Вам по ходу работы над альбомом приходили какие-то ценные мысли и идеи в снах?
- В работе над альбомом нет, но есть часть тем, увидевших или пока ещё не увидевших свет, которые мне приходили во сне. К примеру, часть мелодий с “Были” или “Времени”, и они мне действительно до сих пор нравятся, хотя и не устраивает качество результата. Но это отдельная история)
Ещё совсем недавно на Вас оказывали большое влияние стихи Лесьяра и в целом его творчество, как дела с влияниями обстоят сейчас? Инспирации со стороны Летова и Pink Floyd по-прежнему ощущаете как влияния на своё повседневное творческое “я”?
- Я слушаю очень разную музыку. В один момент времени меня может вдохновлять одно, в другой - другое. В данном альбоме, я думаю, в определённой мере присутствует влияние и Pink Floyd, и некоторых блэковых команд, и некоторых довольно “легковесных”. Но, на самом деле, тут есть и небольшие отсылки к творчеству Скрябина, одного из моих любимых русских композиторов.
Помнится, на Вашем самом первом демо-альбоме присутствовали песни-посвящения (Егору Летову в том числе), а можно ли какие-то из треков со “Снов” охарактеризовать как посвящения?
- Здесь нет, “Сны” в этом плане полностью самобытен. К слову говоря, у меня была идея сделать пару каверов на Джона Леннона и, возможно, один трек в его стиле, но на сегодняшний день пока всё лежит в черновиках.
Раз уж мы начали ворошить прошлое, не могу не задать и такой вопрос: в одном из своих интервью Вы утверждаете, что время ничего не лечит, а лечат ли сны? Способны лечить? Где в наше время вообще искать лекарство от душевных мук и психологических страданий и существует ли оно вообще?
- Сложный вопрос) Тут, думаю, к психологам, не ко мне)) На эту тему можно дискутировать очень долго и вряд ли к чему-то прийти, ведь всегда есть три истины: твоя, моя и правда.
По прослушивании альбома у меня осталось сильное впечатление, что этот релиз буквально распирает изнутри от мыслей, смыслов и месседжей, от желания высказаться, поделиться какими-то важными для автора выводами, но в рамки релиза удалось втиснуть далеко не всё… можете как-то прокомментировать это? Или “Сны” это попытка заставить слушателей задуматься и начать думать в некоем определённом направлении?
- Да, в начале я ответил, что можно было бы рассказать подробно о каждой сцене альбома, но пусть лучше каждый сам для себя находит то, что ему ближе всего.
Идеи написать какой-то философский трактат и изложить там своё мировоззрение в систематическом и структурированном виде не возникает?
- Вообще, есть идея написать оперетту или полностью симфоническое произведение, но, во-первых, пока не накопилось достаточно мыслей и сил, чтобы эти мысли верно структурировать, а во-вторых, средств) Время, как говорится, покажет. В целом, идей полно, постепенно будем воплощать их в жизнь.
А идея, общая тема для такой оперетты уже есть?
- Пока тематики общей нет, но есть отдельные наброски. Возможно, однажды они допишутся, обретут свои формы и увидят свет. На сегодняшний день всё живёт в довольно абстрактных представлениях.
Каким образом с концепцией проекта и данного альбома связано всесторонняя diy-самодеятельность Вашего коллектива? Вы нарочно хотите подчеркнуть андеграундность своего коллектива?
- На самом деле, да. Я не особо люблю коммерческое звучание и не стремлюсь к нему. Да и, к слову говоря, последнее время натыкаюсь в сети на немалое количество действительно хорошей и интересной андеграундной музыки. Именно эта самобытность и независимость привлекает, особенно если музыка делается не ради денег и не ради самой только музыки как таковой, а в ней имеет быть место некая идея, это действительно интересно.
Иногда мне кажется, что в вашем представлении настоящий дум в обязательном порядке должен быть андеграундным, самодеятельным и даже полуподвальным, так ли это?
- Предпочитаю не делить стили на мелкие поджанры, я даже сам до сих пор не уверен, в какой мере тот или иной жанр наличествует в последней работе. По поводу дума я бы сказал, что он не обязательно должен быть сырым. Пусть это и не популярный жанр, но достойных примеров по звуку очень много, на самом деле.
Чем больше я смотрю на деятельность Вашего проекта, тем больше у меня ассоциаций с хамелеоном. Почти никакого постоянства, эксперименты, разные люди, приглашённые музыканты… такое ощущение, что единственное, что можно сказать про ваш коллектив, это то, что он непостоянен и постоянен не будет никогда. Так ли это?
- До какого-то момента я не рассматривал себя и ребят, которые мне помогают, в качестве коллектива. Не могу сказать, что будет дальше, но однозначно точно к их (вероятно, и не только) помощи я буду обращаться ещё неоднократно. Касаемо экспериментов, да, я их люблю и также буду продолжать экспериментировать. Постоянство и однообразие слишком скучны для меня)
Руслан Хабибуллин и Алексей Ложенков, задействованные в записи вокальных дорожек для альбома, оказывали какое-то влияние на материал и вносили свои идеи?
- Вне сомнения, есть несколько классных моментов, которые они привнесли. Например, крик на вдох в самом начале “Мгновения”, или хоры в паре треков, мощный крик в конце третьего куплета “Утра”… Да и в целом, как здесь, так и при работе над предыдущими альбомами, Руслан очень помогал в плане записи вокалов и эмоциональной подачи вокальных партий.
А вероятно ли что в каком-то ближайшем и обозримом будущем будет собран постоянный и полноценный состав, который сможет исполнять материал тех же “Снов” вживую?
- Думаю, нет. Не вижу в этом никакого ни практического, ни какого-либо другого смысла для себя. Плюс ко всему, музыка у меня имеет тенденцию усложняться, поэтому сыграть живьём многие вещи будет довольно сложно.
Когда я слушал “Сны”, мне настойчиво представлялось, как шикарно выглядел бы этот альбом в виде матового дигибука с красивыми иллюстрациями в буклете, текстами и, быть может, даже с описаниями конкретных снов. Как считаете, если “Сны” вдруг будут изданы в таком виде, это не разрушит их непередаваемую атмосферу, настрой и концепцию?
- Это было бы круто, однако, довольно дорого. И я не уверен, что наберётся достаточное количество желающих, чтобы я мог позволить себе заказать изготовление адекватного количества дисков с буклетами. Хотя, всё возможно, может быть, когда-нибудь)
Помнится, когда-то давно Вы говорили о своём недоверии лейблам… на данный момент, я так понимаю, отношение к акулам шоубизнеса и вообще к людям если и изменилось, то не в лучшую сторону?
- На сегодняшний день не изменилось никак. Это хорошо, если музыка является профессией и у человека или команды занимает основное рабочее время, тогда, вероятно, это один из основных способов продвижения себя и своего творчества. В моём случае, это не так, и, как я и говорил выше, я против коммерции лично в своём творчестве.
Что в ближайших планах? Идеи по поводу третьего полноформатника уже есть?
- Пока собираю мысли в кучу. Выше уже говорил про свои идеи, посмотрим, что получится воплотить раньше, а что позднее. Некоторое время меня не покидает мысль перезаписать с нуля свою самую первую экспериментальную работу, которую я обычно не упоминаю нигде, там реально есть интересные музыкальные подходы, которые можно попробовать развить и переобуздать, так сказать. Посмотрим)
Желание записать “Сны-2” не бывает? Насколько вообще вероятно такое?
- В данный момент времени не вижу в этом смысла. В том году я хотел сделать своеобразное продолжение “Были”, но хорошо, что не сделал) Черновиков много, но сейчас переслушиваю их и понимаю, что пусть они и дальше лежат в черновиках. Как-то так.
Ваши финальные слова тем, кто был с нами на протяжении этого интервью.
- Не знаю, что ответить… Слушайте хорошую музыку, не слушайте чужого мнения, которого не спрашивали, и всегда оставайтесь самими собой)
Спасибо за интервью!
- Взаимно)
Алексей “Astarte Eel” Иринеев