ФОРПОСТ МУЗЫКАЛЬНОЙ АНАЛИТИКИ
АЛЕКСЕЯ ИРИНЕЕВА

Рецензия на альбом группы Дамрава "Стены Бальги"

07-10-2021 Алексей "Astarte Eel" Иринеев

Исполнитель
ДАМРАВА
Релиз
“СТЕНЫ БАЛЬГИ”
Год
2021
Стиль
Folk rock
Лейбл
MP-GROUP
Страна, город
Россия; Томск, Чита, Калининград

Хороший, качественный и исполненный с душой фолк поистине способен творить чудеса и в каком-то смысле подобен магии. Лично я в справедливости данного утверждения не сомневался никогда и даже не думал ставить его под сомнение, однако актуальный релиз группы Дамрава, представленный лейблом MP-Group в очередной раз убедил меня в том, что всё именно так и никак иначе. Коллектив до сих пор находится где-то на пути к признанию, но у него уже сейчас наблюдается достаточно стабильная фэн-база, определённый имидж и стойкая убеждённость в правоте избранного пути, а потому вполне можно предположить, что мы сейчас являемся свидетелями рождения и восхождения новой звезды металлизированного фолк-рока.

По своей атмосфере “Стены Бальги” напомнили мне любимые релизы Elane, Unshine, Lyriel и Faun, а в гармониях и звуковых хитросплетениях пластинки можно услышать не только намёки на Meldis (арфа…), но и параллели к Caprice, Tenhi и Тол Мириам (“Дождь”), что создаёт достаточно причудливую и авторскую картину, в которой привычное и предсказуемое сочетается со свежим, ярким и даже новаторским. В крови музыкантов определённо присутствует определённое творческое дерзновение, и именно оно, как мне кажется, и является определяющим фактором, если мы говорим о том воздействии, которое оказывает их творчество на внимающих Дамраве случайных любителей утяжелённого фолка и искушённых любителей данного музыкального симбиоза.

Не обошлось без отдельных поэтических, вокальных и инструментальных реминисценций и к Мельнице (“Северный шаман”), но их далеко не так много, как могло бы быть, и какого-то критического значения они на общее звучание “Стен Бальги” не оказывают. Диск эмоционален, воздушен, органично пластичен и с лёгкостью переходит от одной темы к другой, меняя настроения, способы выражения, стили и звучание, что очень выгодно характеризует группу, не сбрасывая в то же время коллектив в бездну неоправданной эклектики и надуманных сочетаний. Участники Дамравы явно не понаслышке знают, что такое тонкие энергии и восхищение, а в их творчестве природная магия и восторг перед ней, свойственный древним кельтам, идут рука об руку.

Группа явно стремится к тому, чтобы совмещать в своём творчестве хороший классический фолк-рок, всё чаще простирающий свои щупальца к данному жанру арт-рок, минималистичные, но всё равно очаровательные песнопения менестрелей и тяжёлый экспериментальный метал a la Dark Reality, Lumsk, Bethzaida, etc., и с данной задачей музыканты справляются достаточно успешно. Можно пожурить, конечно, не самый кристальный дисторшн их гитар или покачать головой по поводу мастеринга, но это будут уже частности и нюансы из разряда “было бы лучше, хуже не было бы”, а для альбома, следующего в русле природной и фолковой тематики, такая лёгкая неотёсанность с намёком на небрежность даже кажется уместной и необходимой.

А общее впечатление у меня по поводу диска осталось исключительно положительное. Порадовали ненавязчивые музыкальные цитаты из Cruachan в “Смерти Нет”, понравились тексты, впечатлила убеждённость музыкантов и их колоритные фотосессии, а неоднородность пластинки и её непредсказуемость с неожиданными заездами куда-то в жанровые чащи Блуждающих Огней и Марко Поло (“В добрый путь”, “Трактирная”) освежили и улыбнули. Чувствуется, что музыка Дамравы радует в первую очередь её создателей, и это по-настоящему здорово и прекрасно. Я всегда считал убеждённость и аутентичность главными составными частями музыки в подобных жанрах, и “Стены Бальги” убедительно демонстрируют всем нам, что это действительно так.

Жить подобными идеями и вариться в котлах лесной магии может быть настолько приятно, что начав как музыкант в фолк-команде, можно в итоге запросто осознать себя поросшим мхом отшельником-анахоретом, заваривающим чай из грибов и кореньев, запутавшихся в бороде, или прекрасной девой-шаманкой, ищущей тайный портал для перехода в мир ушедших в холмы ирландских друидов, где-нибудь в непроходимой лесной чаще. И Дамрава способны вдохновлять не хуже, чем Elane и Indica, или, по крайней мере, стремятся к этому, а их тяжеловесный арт-фолк-рок пусть и кажется на первый взгляд мрачным и неповоротливым зверем из фэнтези-книжки, на поверку оказывается на редкость подвижным и активным.

Их альбом достаточно сложен и аутентичен, он не грешит чрезмерными упрощениями и поп-мейнстримностью, что так случается со многими современными фолк-релизами и уже давно окончательно случилось с Мельницей, а потому котировать Дамраву действительно можно на одном уровне с Dark Reality и Bethzaida, то есть воспринимать и оценивать как музыку интеллектуалов, интеллигентов и искателей музыкально-эстетических редкостей. И, вероятно, стоило бы поставить их нынешнему труду высший балл, но я не стану с этим спешить, и что-то подсказывает мне, что группе действительно есть куда расти, а следующая их работа будет на голову выше и интереснее актуального компакта. По крайней мере, именно этого хочется пожелать группе. And let the magic take us higher and higher.