26-08-2022 Алексей "Astarte Eel" Иринеев
Мне очень понравился дебют курской группы Existentia, я не сомневался, что они далеко пойдут, но такого от них не ожидал даже я. Они сменили название, перетасовали состав и теперь творят под маской Existenter, а попавший к нам сейчас на обзор релиз – это уже их второй полноформатник под новым именем. Можно было бы огорчиться из-за ушедших из коллектива профи-музыкантов, но на их место пришли такие же профи, а уровень технических притязаний, размах амбиций и дерзновение креатива у Existenter не только не снизились, но даже, пожалуй, ещё и подросли. Главнокомандующие группы долго запрягали и оттачивали свои гитарные умения, но зато теперь быстро едут и прогрессируют прямо-таки семимильными шагами, а я почти воочию вижу сейчас, как у случайных слушателей “Lonely Artist”, рандомно наткнувшихся на альбома на просторах интернета, изумлённо выгибаются брови.
Какая обложка, какое название альбома, какой дизайн – смотришь на всё на это и понимаешь, что на таком диске будет нечто отличное, необычное и крайне специфичное, и ведь в итоге, собственно, так и оказывается. Туманный прог-метал с женским вокалом и с явными очертаниями Soen, Vola, Madder Mortem, Atrox, Echoes Of Eternity, Aesma Daeva и Left Hand Solution выходит у Existenter весьма недурственным, крепким и многослойным, а чем дольше слушаешь его, тем больше погружаешься куда-то в туманные воды, сокрывшие в своё время Атлантиду, и в итоге просто тонешь в этих звуковых перекличках. Подход к сочинению и построению композиций у ребят таков, что сходу вызывает ассоциации с крутейшими европейскими грандами жанра, а уровень реализации их полноформатника действительно оказывается жарким и претенциозным в самом точном смысле слова. И отнюдь не скучным.
Конечно, “Lonely Artist” – это не совсем то, к чему привык среднестатистический слушатель прог-металла, и многие, вероятно, будут разочарованы или напуганы его претензией на авангардность и заигрываниями с космосом атональностей, но искателей нового и свежего в металле, скорее всего, зацепит и привлечёт именно эта авангардная крезанутость “Единственного артиста”. Я бы даже сказал, что эстетичность этого альбома и его свободолюбие и есть его главная характеристика и главная изюминка. Он широк, безоглядно смел и самобытен, его профессиональная состоятельность не вызывает совершенно никаких сомнений, вплоть до того, что в одной из композиций с актуального лонгплея даже решил засветиться испанский прог-маэстро Диего Teksuo из одноимённой группы, имя которого вам может быть известно по целому ряду разных составов.
И пусть у этого альбома, на мой взгляд, всё-таки есть свои недостатки и неоднозначные места, они не играют большой роли. Не всегда уместными мне казались мужские бэк-вокалы, не всегда техничность и мелодичность у Existenter на все сто удачно находят общий язык между собой и не все мелодии и атмосферные мелодии одинаково эффектны и интересны, но всё это легко можно вынести за скобки, ведь у них присутствует главное и основанное – осмысленность и душа. На диске более чем достаточно сочных моментов, от которых по-настоящему приходишь в восторг (оцените хотя бы “Find Yourself” и эти атональные эксперименты в духе Diablo Swing Orchestra и Stolen Babies в середине), а помимо всего прочего, сейчас Existenter ещё и всерьёз взялись за свой имидж и творческую концепцию, а потому активно растут и крепнут во всех своих начинаниях, с горячим ажиотажем захватывая всё новые стилистические территории.
И, кстати, о концепции “Lonely Artist” действительно можно говорить часами, сутками и неделями. Ребята мудрили, копали, усложняли, изощрялись и в итоге один из треков у них представляет собой трёхчастную мини-оперу, а в другом они постарались представить и озвучить все четыре типа темпераментов. Ну и что тут такого – вероятно, спросит кто-то – прог-металлисты всегда любили закрутить, углубиться и помудрствовать лукаво. И всё это так, но у Existenter во всём этом чуть иной подход. По факту они играют метал, но при этом они скорее созерцательны, чем действенны и напористы подобно Fates Warning, Dream Theater или кому-то ещё. На “Lonely Artist” есть и хороший прог-метал, и современная мтв-альтернатива a la Evanescence, но где-то глубоко-глубоко, в самом основании всей этой свистопляски присутствует просто сумасшедшая меланхолия, которая возможна только в трип-хопе или в нью-эйдже рангом не ниже Enigma.
Мне понравились ритмичные, почти грувовые “Revolution against evolution” и “Other Way”, атмосферная титульная вещь и ещё более атмосферная “Y.T.Y.F.”, а в итоге осталось впечатление, что передо мной металлическая фантазия на тему The Gathering времён “Souvenirs”. Такое же наплевательское отношение к металлическим шаблонам и клише, такая же психоделическая свобода в плане вокала и образы-образы-образы, которые рождает уверенно уводящая за собой музыка. “Lonely Artist” теплее и разнообразнее Alas, но порой мне казалось, что ему не хватает конкретности и отрывистой однозначности позднего Death, а также поп-экспрессии и собранности Arch Enemy. Понятно, что они это могут, и умеют, очевидно, что на “Lonely Artist” достаточно примеров и из первой, и из второй серии, понятно, что пока это не было самоцелью, но точно так же понятно, что именно в этом направлении, двинутся Existenter в дальнейшем.
Они отстранённы и интеллигентно-холодны, они до сих пор интересуются эзотерикой, космосом и планетами (не случайно последним треком в хронометраже “Lonely Artist” стала переработанная и получившая, наконец, текст и вокальное сопровождение, инструментальная титульная вещь с их самого первого альбома, выпущенного ещё под старым названием), но в то же время эти ребята могут быть не менее хитовыми, чем братья Эммоты, радикальными, чем Чак Шульдинер, атмосферными чем Opeth и дерзкими как Halestorm. Их медитативная лиричность в “You Will Understand” и раздольная задумчивость в “Y.T.Y.F” ничуть не противоречат пауэр-помпезности в “Dark Times”, прямолинейным риффам в “Other Way” и общим реверансам в сторону отцов-первопроходцев жанра в лице Dream Theater, а это уже новый и интересный компот, который многим захочется попробовать, а кое кому и отложить себе в избранное и любимое.
Они делают метал академическим подобно неоклассике и атмосферным как нью-эйдж, и, на мой взгляд, это главное достижение Экзистентера. Многие мечтали о таких “Сувенирах” с гитарами ещё со времён Mekong Delta и Amorphis, и сейчас благодаря нашим сегодняшним героям у нас очень эффектный и убедительный эпик именно в таком стиле. Красивая, изысканная и в меру тяжёлая музыка для тех, кому наскучила прямолинейность и предсказуемость металла, но по-прежнему хочется гитар, дисторшна, резкости и форсированных аранжировок. Музыка для астральных путешествий без границ, которая может понравиться самым разным слушателям с совершенно разными и даже взаимоисключающими музыкальными вкусами. Для мечтателей, странников и вообще для всех открытых новому, прекрасному, непостижимому и немного печальному. Альбому вполне можно ставить все пять звёзд, но я поставлю 4,5, ведь дальше у них точно будет ещё лучше, а это тоже нужно будет как-то отразить в оценке. Насколько я знаю, сейчас у группы новая фронтвумен, которая владеет целым арсеналом самых разнообразных вокальных техник, и уже сейчас Existenter вовсю репетируют и готовят с ней новый материал.